Кому это нужно

Александр Ащеулов: «В поддержке малого бизнеса в стране несколько смещены акценты в сторону вновь создаваемых фирм. Что же касается уже работающих предпринимателей, то о них подчас забывают»

Развивать инновационное направление в рамках небольшого предприятия – шаг, рискованный вдвойне. Нет накопленных ресурсов, которые могут стать подушкой безопасности в случае неудачи, да и объемы реализации массовой продукции в кризис не столь высоки, чтобы длительный период выступать подпиткой для новых разработок. Даже самые революционные продукты для малого бизнеса не являются ценностью, пока они не стали объектом купли-продажи, что происходит далеко не всегда. В этом уверен Александр Ащеулов, директор научно-технического предприятия «Гидропривод», осуществляющего работы в области промышленной гидравлики.

Уточнить суть понятия

– Ваша компания не так давно включена в Реестр малых инновационных предприятий Петербурга. Насколько жесткие критерии предъявляются бизнесу, претендующему на присутствие в этом перечне?

– Необходимо, чтобы малое предприятие соответствовало пяти показателям. В том числе доля инновационной продукции в общем объеме производства должна быть не менее 10%, стоимость конструкторских работ к общей годовой выручке – не менее 10%. В нашем случае первый показатель составляет 89%, второй – 15%. На данный момент мы обладаем пятью патентами, они все внедрены в производство. В частности, правообладателями двух из них совместно с нами являются Мариинский театр и Санкт-Петербургский политехнический университет.

– Сегодня часто обсуждают вопросы коммерциализации инновационных идей…

– Тема инноваций сейчас актуальна, но не всегда уточняется главная суть этого понятия. Согласно глоссарию, составленному Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Санкт-Петербурга, инновация – это внедренная новация. Инновационное предприятие – то, которое не только обладает патентом, а прежде всего по средствам воплощения идеи в продукт закрывает потребности бизнеса и тем самым обеспечивает себе доход. В ином случае все разработки – это новации, отложенные пылиться на полку. Какую схему инновационных решений на предприятии чаще всего преподают сегодня студентам вузов? Идея – патент – внедрение. На мой взгляд, внедрение – вот ключевой этап. Какой смысл патентовать новшество, которое не востребовано рынком? Патент – это, конечно, способ обезопасить автора и его идею, но ценность он представляет только тогда, когда производятся конкретные изделия, решающие поставленные заказчиками задачи.

– Включение вашей компании в реестр предполагает какие-либо льготы для бизнеса?

– Надеюсь, что да, в частности мы можем рассчитывать на субсидирование затрат на аренду. Послабление, конечно, не лишнее, особенно в сегодняшних условиях, но есть нюанс – нам компенсируют 50% от уже выплаченных денег. Таким образом, малый бизнес все равно вынужден изыскивать средства на то, чтобы внести платеж арендодателю, а когда с оборотными средствами все непросто, заплатить, к примеру, за год вряд ли удастся. И в итоге субсидирован будет платеж за более сжатый срок, а значит, в денежном выражении льготы составят меньше. Нельзя отрицать того, что в Петербурге принимаются меры по поддержке малого бизнеса и власти прилагают определенные усилия для его становления и развития. Но отдельные моменты нуждаются в основательной доработке.

Объект торговли

– Внедрить – это, проще говоря, продать продукцию конечному потребителю?

– Первична, конечно, жизнеспособная идея, воплощение которой в виде реального изделия позволит закрыть определенные потребности производства. Поэтому инновационный бизнес должен уделять немало внимания общению с заказчиками, выяснению того, что для них актуально в ближайшей и среднесрочной перспективе. А дальше, конечно, на первый план выходят продажи. Инновационная продукция в этом ключе не отличается от любой другой – она является объектом торговли. Без организованного сбыта инновации останутся только научной разработкой, пользы от которой бизнесу никакой.

Идеальным инструментом в моем случае были бы прямые продажи, при этом нужно не только продемонстрировать продукт потенциальному заказчику, но и дать ему возможность наблюдать, как ведет себя изделие при эксплуатации. Но это чересчур затратный метод. Более доступной альтернативой может быть салон-магазин, где представлены как стандартные модели, так и усовершенствованные. Новое продается лучше в сравнении со старым – что называется, найди десять отличий. Конечно, в салоне должны быть представлены образцы, а производство в первое время идти под заказ, так как малый бизнес не потянет затраты на задел продукции и содержание обширных складских помещений. Тем не менее интернет-магазин, позволяющий экономить еще и на аренде торговых площадей, на мой взгляд, в нашей области – не лучший вариант. При продаже сложных, усовершенствованных изделий заказчик должен видеть продукцию, подержать ее в руках.

– От каких факторов зависит, насколько успешно наука работает на бизнес?

– Если говорить о малом инновационном бизнесе, то, по моему мнению, главное здесь – совмещение трех процессов: образовательного, научного и производственного. Подобные выводы я могу сделать из своей практики: я преподаю, занимаюсь бизнесом и наукой в одном месте – на территории университета. Читаю курс «Гидравлика и гидропневмопривод», руковожу предприятием, где проектируются и изготавливаются гидропередачи к машинам, а диссертацию защитил по механизмам петербургских разводных мостов. Если территориально разорвать эти процессы, то время на создание и реализацию продукции существенно увеличится, а соответственно, вырастут издержки. Тогда как крупный бизнес может работать над их снижением, в случае с малым такие издержки зачастую лишают производство экономического смысла.

Немаловажно, что при расположении на территории вуза эффективно решаются и вузовские задачи, например кадровая. На предприятии могут подработать как преподаватели, так и студенты. Вторые могут во время учебы получить производственный опыт по специальности, который пригодится им в дальнейшем. Связь с производством повышает эффективность и материальную обеспеченность учебного процесса, а сам малый бизнес получает творческую и научную среду, в которой рождаются инновационные идеи. В итоге – взаимный интерес, синергетические эффекты и инновации.

– Согласно недавно принятому федеральному закону, университеты могут создавать на своей территории малые предприятия…

– Закон этот, несомненно, верный, главное – как он будет реализован каждым вузом. Необходимо, чтобы это был реально действующий малый инновационный бизнес, а не структура, созданная для галочки. На мой взгляд, в плане поддержки малого бизнеса у нас в стране несколько смещены акценты в сторону вновь создаваемых фирм. Что же касается уже работающих предпринимателей, то о них подчас забывают. Вы, наверное, знаете, что инновационных предприятий в обрабатывающей отрасли совсем мало и им непросто работать, а именно в них сегодня есть экономическая потребность государства.

Заказы пошли, но штучно

– Насколько серьезно ваш бизнес пострадал от кризиса, сильно ли сократилось количество заказов?

– Существенно. Мы очень зависим от ситуации в машиностроении, так как являемся субподрядчиками. Многие крупные заказчики, которые ранее приобретали у нас, например, по пять изделий в месяц, с середины 2008 года и до сегодняшнего дня резко сократили объемы. Столкнулись мы и с задержками платежей, до сих пор некоторые заказчики должны нам весьма крупные суммы. Несмотря на то что многие эксперты говорят о стабилизации ситуации, в своем сегменте я ее пока не ощущаю. Уже прошел год, и только сейчас пошли штучные заказы.

– Какие антикризисные меры пришлось принять?

– Спад в промышленности, вызванный кризисом, привел к существенному сокращению средств, выделяемых на модернизацию и замену оборудования. И на первый план вышло обслуживание техники: целью производственников стала не замена на новое, а сохранение и поддержание в рабочем состоянии того, что есть. Мы решили сконцентрироваться на этом направлении, тем более что большая часть оборудования на предприятиях Северо-Запада импортного производства, а знаниями и технологиями обслуживания такой техники обладают не все эксплуатационники. Делая упор на сервисное направление, мы разработали новый инструмент для заправки гидросистем, запатентовали его и внедрили. На данный момент занимаемся расширением сбыта. Хотя о достижении докризисного уровня рентабельности пока говорить рано.  

Санкт-Петербург