Убыток с осложнениями

Показав минусовой результат по итогам года, компании Северо-Запада привлекут пристальное внимание налоговой службы

Этот год, безусловно, стал для российских предприятий настоящим испытанием – впервые после стремительного роста отечественной экономики они вынуждены работать в условиях кризиса. По итогам 2009 года положительный финансовый результат покажут немногие, большинство закроет этот финансовый год с убытком. Это не только само по себе неприятно, но и влечет большое количество проблем – Федеральная налоговая служба (ФНС) грозит компаниям, которые отчитываются с убытками, дополнительными проверками.

Борьба с тенью

Ни для кого уже не секрет, что ФНС не просто занимается администрированием налогов, но и активно анализирует финансовую деятельность компаний. И убыток в финансовой отчетности по итогам налогового периода всегда становится дополнительным сигналом для налоговых органов, которые считают, что, в соответствии с гражданским законодательством, основная задача коммерческой деятельности – извлечение прибыли. Отсюда аксиома: коммерческая организация не может работать в убыток. По мнению налоговиков, если предприятие показало в своей отчетности минус, оно скрывает полученные теневые доходы. В результате их внимание к таким компаниям заметно усиливается.

Получая декларацию с убытком, налоговые инспекции ведут себя по-разному. Одни отправляют руководителю предприятия письма с просьбой еще раз проверить правильность оформления декларации по налогу на прибыль. Если и после этого налогоплательщик не корректирует показатели, его вызывают в комиссию по убыткам. Другие налоговые инспекции сразу направляют уведомление генеральному директору с предложением прийти и объясниться.

Комиссии в налоговых органах начали создавать с 2007 года. Тогда их работа была направлена на борьбу с зарплатами «в конвертах», но впоследствии они стали использоваться против убыточных предприятий. Основная задача «убыточных» комиссий – воздействие на налогоплательщика административными методами и уменьшение таким образом заявленных и впоследствии переносимых убытков, что неизбежно влечет за собой повышение в будущем уплачиваемого налога на прибыль.

Практика показывает, что такая мера достаточно эффективна: большинство предпринимателей после проведения «воспитательной» беседы в налоговом органе самостоятельно корректируют налоговые декларации, убирая заявленные расходы, образующие убыток. О результатах работы с убыточными налогоплательщиками налоговые органы отчитываются на своем официальном сайте.

В комиссию обычно вызывают генерального директора. В налоговых органах это объясняют желанием лично побеседовать с руководителем юридического лица. В таких случаях полезно взять с собой главного бухгалтера, который сможет на понятном налоговикам языке объяснить источники доходов предприятия и виды понесенных расходов. До комиссии директору с главбухом есть смысл проговорить все детали, чтобы придерживаться одной линии.

Если предприятие убыточно на протяжении более двух лет подряд, его руководителям необходимо помнить положения гражданского законодательства: если по итогам второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов компании меньше величины минимального установленного законом размера уставного капитала (для ООО и ЗАО – 10 тыс. рублей, для ОАО – 100 тыс.), она подлежит ликвидации. Это положение уже начали использовать налоговые органы в регионах (например, УФНС по Орловской области). Они подают в суд на такие предприятия и требуют принудительной ликвидации убыточных организаций. А это уже не просто санкция за «плохое поведение» – это прямая опасность лишиться бизнеса.

Обоснование расходов

Что же делать налогоплательщику, если отрицательный результат деятельности его компании образовался благодаря объективным факторам, которые вызваны кризисом, и после убытков по декларации по налогу на прибыль к нему пришло приглашение из налоговой инспекции явиться в комиссию по убыткам?

Если по итогам налогового периода у компании вырисовывается отрицательный результат, необходимо заранее оценить, за счет каких расходов он возник. Любая налоговая инспекция потребует подробных объяснений по всем учтенным для целей налогообложения расходам. Необходимо помнить, что расходами для целей налогообложения признаются документально подтвержденные затраты, которые направлены на получение дохода. В этой связи у руководителя обязательно должна быть в наличии первичная документация под произведенные расходы. Кроме того, она должна быть правильно оформлена в соответствии с нормами бухгалтерского учета.

Главный критерий отнесения затрат к расходам и, наверное, самый субъективный, – доказательство намерения предпринимателя заработать благодаря этим затратам доход. Поэтому необходимо заранее продумать обоснование произведенных расходов. Например, компания может понести в период кризиса значительные расходы на оплату консультационных услуг, связанных с реструктуризацией бизнеса. В качестве обоснования произведенных расходов можно предоставить налоговикам динамику снижения расходов фирмы, достигнутую после реализации такого плана, и, соответственно, улучшение финансового результата. Если руководителю удается убедить налоговиков в экономической обоснованности произведенных расходов, как правило, они снимают свои претензии.

Сложнее придется налогоплательщикам, у которых в налоговом периоде совсем не было доходов. В такой ситуации могут оказаться предприятия, основная деятельность которых заключалась в сдаче собственных объектов недвижимости в аренду. Спрос на аренду недвижимости сейчас значительно упал, а эксплуатационные расходы, например вытекающие из контрактов с госмонополиями, за год могут составить значительную величину. В этом случае необходимо представить налоговым органам доказательства действий налогоплательщика, направленных на сдачу такого имущества в аренду. Этот факт может подтверждаться, например, оплатой рекламы в СМИ, заключенными договорами с агентствами недвижимости и пр.

Если по итогам мониторинга расходов за год вырисовываются те из них, которые не соответствуют критериям ст. 252 НК РФ, налогоплательщик может уменьшить на их величину заявленные расходы, подав в налоговый орган корректировочную декларацию по налогу на прибыль. К таким расходам может относиться, например, плата сторонней организации за услуги, которые в соответствии с должностными инструкциями могли быть выполнены штатными сотрудниками компании; отнесение к представительским расходам затрат, понесенных в интересах руководства компании и напрямую не связанных с коммерческой деятельностью предприятия. Предъявление на комиссию копии такой декларации с уменьшением заявленного убытка, как правило, снимает актуальность вопроса «воспитательной» беседы с таким налогоплательщиком.

Такой вариант поведения может быть использован налогоплательщиком, если он не хочет привлекать к себе внимание налоговых органов. Или же, если в силу трудоемкости процесса подготовки к проверке, которая может последовать в случае отказа налогоплательщика уменьшить убытки, у него нет средств на ее администрирование.

Завтра война

Если предприниматель решился идти до конца и не готов отступиться от заявленных убытков, ему необходимо учитывать возможные последствия таких шагов. Ведь если налоговый орган не устроят пояснения руководителя компании, ее могут включить в план выездных проверок со всеми вытекающими последствиями. Давно известно, что если налоговая инспекция выходит на проверку, деятельность налогоплательщика уже направлена не на нормальную работу, а на удовлетворение многочисленных требований налоговиков. В случае отказа от их выполнения документы могут быть изъяты, что парализует работу бухгалтерии. К работе налогового органа могут быть подключены сотрудники оперативно-розыскных частей МВД России, что выводит проверку совсем на другой уровень. Это парализует работу предприятия в целом.

Если найти общий язык с налоговиками на стадии проверки не удалось, налогоплательщику приходится уповать на справедливость рассмотрения его дела в вышестоящем налоговом органе. Здесь необходимо отметить некую положительную тенденцию. Так, в 2009 году заметно увеличилось число решений, вынесенных УФНС в пользу налогоплательщиков по итогам рассмотрения их жалоб на решения нижестоящих налоговых органов. Если дело все-таки дойдет до суда, шансы налогоплательщика на успех при наличии хорошей доказательной базы весьма высоки. Как показывает практика, в большинстве случаев арбитражные суды занимают сторону налогоплательщика.  

Санкт-Петербург