Уехать и остаться

Марк Петриг: «Свобода выбора места проживания и навыки, которые можно применить в отеле самого высокого уровня в любой точке мира, – основа востребованности арубежных программ в сфере гостеприимства»

Обучение в сфере гостеприимства входит в тройку наиболее востребованных среди россиян зарубежных программ. Прямая занятость в сфере гостиничного бизнеса и туризма составляет порядка 80 млн рабочих мест. Если учитывать обслуживающие ее секторы, цифра увеличится до 200 млн. Рост индустрии в совокупных доходах с 2000 года составил 13%. И прогнозы, учитывающие все большую мобильность современного человека, повышение его внимания к организации досуга и расширение предложения туристических компаний и перевозчиков, весьма позитивны.

Родиной образования в гостиничной индустрии считается Швейцария, и она по-прежнему остается лидером в этой сфере. Швейцария первой, еще в XIX веке, создала модель образования в индустрии гостеприимства, и ее школы признаны эталонными. Эту страну также именуют местом рождения туристического бизнеса как такового. При населении всего 7 млн человек здесь построено 5,6 тыс. отелей, которые ежегодно принимают около 35 млн туристов.

Программы обучения гостиничному бизнесу есть и в других странах Европы, в Канаде, США и Австралии. Появляются новые предложения, например обучение в Арабских Эмиратах. Но Швейцария – единственная страна, где сервис давно стал наукой. О специфике образования в гостиничной индустрии рассказывают декан одной из ведущих швейцарских профильных школ International Hotel Tourism Training Institute (IHTTI, Международный институт обучения гостиничному бизнесу и туризму) Марк Петриг и Ирина Следьева – генеральный директор образовательного агентства AcademConsult (официальный представитель IHTTI в России).

Пустить по миру

– Чем можно объяснить повышение спроса на зарубежное образование в гостиничной индустрии?

И.С.: Обратите внимание: кто руководит лучшими петербургскими отелями? Герольд Хельд (генеральный управляющий отеля Nevski Palace), Томас Нолл (генеральный менеджер гостиницы «Европа») и другие – только иностранцы. Можно объяснить это тем, что лучшие отели принадлежат иностранным компаниям. Но почему эти компании не могут доверить управление отелем российскому специалисту? Он лучше знает специфику бизнеса в стране, говорит по-русски, пока еще рассчитывает на меньшую зарплату. Но все эти плюсы не перевешивают главный минус – отсутствие специального образования.

Профессиональная страсть и желание работать – это первая часть уравнения. Вторая – получение навыков и квалификаций, которые требуются для руководящей позиции в индустрии. Томас Нолл учился в Poppe and Neumann Hotel School Корнуэльского университета (США), Герольд Хельд – в Catering and Hotel Management College в Германии и затем получил степень MBA («Управление в туризме») в Швейцарии. В России программы в сфере гостеприимства предлагаются колледжами и некоторыми вузами. Но нет ни одного вуза, который бы котировался в мире гостиничного бизнеса, ни одной программы, аккредитованной европейскими или американскими профессиональными ассоциациями.

– Ваша аудитория – это в большей степени недавние школьники или действующие менеджеры?

М.П.: Большинство начинающих обучение в IHTTI – выпускники средней школы, желающие получить высшее образование в сфере гостеприимства и туризма. Другая часть студентов либо уже имеют опыт работы в индустрии гостеприимства и хотят приобрести академические знания, либо получили степень бакалавра в другой области и хотят «перевести» ее в степень в сфере гостиничного и туристического бизнеса.

 pic_text1 Фото: архив «Эксперта С-З»
Фото: архив «Эксперта С-З»

И.С.: Владельцы гостиниц и ресторанов – это та категория родителей, которые в первую очередь проявляют интерес к программам гостеприимства за рубежом. Именно их дети поступают на трехгодичные программы бакалавриата.

Второе высшее востребовано преимущественно теми, кто уже получил образование в России и работает на позициях среднего управленческого звена, желая продвинуться в карьере и занять топ-позицию в индустрии. Есть среди абитуриентов и собственники, испытывающие нехватку определенных знаний и навыков для продвижения своего дела.

– Что важнее для абитуриента – бренд зарубежной школы или конкретные, специализированные знания?

М.П.: Основная цель – получить актуальное образование, востребованное не только в России, но и в любой другой стране. Именно это предлагают зарубежные вузы. Возможность найти работу в какой угодно стране, получив знания и их подтверждение в виде диплома известной школы гостиничного бизнеса, – основная причина выбора образования за границей.

– Многие ли из клиентов подобных программ рассчитывают в конечном итоге на карьеру за рубежом?

И.С.: Оба пути – вернуться в Россию или остаться за границей – приемлемы. В России спрос на квалифицированных специалистов постоянно растет, индустрия активно развивается. Наиболее интересные предложения выпускники зарубежных вузов получают из сетевых отелей Москвы. Некоторые возвращаются на родину, чтобы развивать уже имеющийся собственный или семейный бизнес. Но большинство выбирают работу за пределами России: им интересно получить опыт работы в разных странах, кроме того, за рубежом им предлагают более высокие доходы.

Менеджер среднего звена в лондонской гостинице зарабатывает около 31,5 тыс. евро в год, в Париже – в среднем 36 тыс., а в Цюрихе – 92 тыс. евро. Доходы тех, кто работает на руководящих позициях в индустрии гостеприимства, значительно выше. Среднегодовой доход топ-менеджера лондонского отеля – 146 тыс. евро, в Париже его коллега получает 145 тыс., в Цюрихе – 285 тыс. евро. Для сравнения: в Москве – только 72 тыс. евро.

М.П.: Те, кто возвращается в Россию, как правило, ищут позиции в больших международных сетях отелей, которые в последние годы наращивают свои позиции на российском рынке. Именно там востребованы их знания и стандарты качества сервиса.

Кипящий котел

– В чем специфика и каковы преимущества получения образования в сфере гостеприимства за рубежом?

И.С.: Отличие обучения в Швейцарии и вузах, работающих по швейцарской модели, – обязательная практика в европейской стране. В любой солидной отельной бизнес-школе поиском работы начинают заниматься практически с первого дня учебы. Такая практика – это и получение реальных профессиональных навыков, и работа с людьми со всех уголков света, а значит, понимание всех национально обусловленных особенностей гостей и их ожиданий.  

М.П.: IHTTI проповедует подход из четырех составляющих, обеспечивающих швейцарское качество обучения: теоретические знания, компетенция в менеджменте, практические умения и навыки, общий профессионализм. Программы преподаются в интернациональном ключе. Преподавательский состав школы – эксперты со всех уголков земного шара, опыт и знания которых уже более 25 лет составляют основу образования в гостиничном бизнесе. И атмосфера в школе напоминает кипящий котел. Обучение действительно дает навыки и опыт, необходимые для построения успешной карьеры в мультикультурной среде.

Интенсивный характер обучения заставляет студентов управлять своей учебной нагрузкой и расставлять приоритеты, а также распределять время на работу и учебу. Это дает возможность уместить программу в сжатые сроки и подготовить студентов для их будущей карьеры как потенциальных менеджеров и лидеров.

– Возникают ли сложности с адаптацией полученных знаний к российской действительности?

И.С.: Минус зарубежного образования – необходимость оторваться от дома и друзей. Сами же знания абсолютно применимы в отелях России. Лучшие сети в нашей стране принадлежат международным корпорациям, которые ожидают западных стандартов в работе. Область гостеприимства – одна из немногих, в которых нет локальности.

Родители заплатят

– Насколько существенна разница между стоимостью программ обучения в данной отрасли в России и за рубежом? И корректируется ли ценовое предложение на зарубежные программы сегодня?

И.С.: Разница действительно ощутима. Программы обучения за рубежом стоят от 10 до 25 тыс. евро в год (включая проживание и питание). Но и окупаемость этих инвестиций соответствующая. С российским дипломом вы можете получить предложение о работе только в своей стране, то есть рассчитывать придется на местный уровень зарплат. С западным вы получаете доступ ко всем рабочим местам мира и уровень дохода зависит только от вас.

Появляется все больше альтернатив классическому швейцарскому варианту: в Греции, Голландии, Франции, Канаде и других странах – там, где есть модель обучения с оплачиваемой стажировкой по более низким ценам по сравнению со швейцарскими. Сейчас по швейцарской модели обучения преподают ряд вузов Великобритании и США. А некоторые швейцарские школы стали открывать филиалы в Испании, Греции, Австралии, на Кипре и Мальте. Обучение в этих странах намного дешевле, а значит, доступнее.

– Кто может себе позволить программы образования за рубежом?

И.С.: Бытует мнение, что образование в Швейцарии слишком дорого для семьи (пока такое обучение оплачивают в основном родители): год обучения, проживания и питания в среднем обходится в 25 тыс. швейцарских франков. Но есть пути снижения затрат. Неотъемлемая часть процесса обучения в швейцарских школах – ежегодная оплачиваемая стажировка длительностью четыре-шесть месяцев. При зарплате от 2 тыс. долларов в месяц она дает возможность возместить часть затрат. Кроме того, в ряде школ студенты получают стипендию (до 2 тыс. долларов в месяц), работая в библиотеке или в ресторане при вузе. Таким образом, можно компенсировать часть стоимости уже во время обучения. Так что для получения образования за границей совсем не обязательно иметь большую сумму сразу. Важно тщательно разузнать, как именно можно сократить расходы в конкретной школе, и вовремя подать заявления на получение нужных сумм.

Санкт-Петербург