Готовность к полетам

«Климов» остается в Петербурге и осваивает новые территории

Проектный комитет ОПК «Оборонпром» одобрил проект строительства конструкторско-производственного комплекса (КПК) инновационного типа завода «Климов». Комплекс разместится в Шувалово на одной из площадок завода. В рамках проекта стоимостью 3,8 млрд рублей (его реализация начнется летом 2010 года) планируется создание первого конструкторского бюро нового поколения по разработке авиационных двигателей. На одной территории будут сконцентрированы мощная интеллектуальная, испытательная и производственная базы.

Не останавливая работы

Как рассказал корреспонденту «Эксперта С-З» директор по стратегическому развитию и корпоративным вопросам компании «Климов» Александр Вознесенский, для финансирования проекта будут использованы как собственные средства компании, так и привлеченные. «В данный момент мы ведем переговоры с несколькими кредитными учреждениями, окончательное решение по этому вопросу пока не принято. Под собственными средствами в данном случае следует понимать прибыль предприятия», – уточнил Вознесенский.

Реализация инновационного проекта позволит сократить период разработки новых изделий с восьми-десяти до трех-четырех лет. Кроме того, время внедрения продукции в серийное производство уменьшится с четырех до двух лет, количество опытных образцов до сертификации – с 45 до 12 штук. При этом выработка на одного работающего возрастет с 57 до 205 тыс. долларов в год.

Важно, что в процессе создания нового комплекса ОАО «Климов» не будет останавливать работу и сохранит все производственные возможности. По словам Вознесенского, по мере реализации проекта планируется освободить две площадки в Выборгском районе Петербурга и сконцентрировать производство в Шувалово. Он также отметил, что на время строительства и период окупаемости проекта, рассчитанной на семь лет, предприятие получит на три года льготу по налогу на прибыль в размере 4%, также будет снижена ставка налога на имущество.

Город отстоял завод

«Угроза перепрофилирования предприятия и переноса его мощностей на завод в Уфе миновала», – сообщил корреспонденту «Эксперта С-З» советник губернатора Петербурга Сергей Бодрунов (с февраля по октябрь прошлого года он возглавлял Комитет по экономике, промышленной политике и торговле правительства Петербурга). Напомним, в ноябре прошлого года руководитель госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов предупреждал, что в рамках оптимизации вошедших в корпорацию петербургских предприятий ОПК возможно сокращение мощностей и персонала оборонных заводов. В частности, рассматривался вариант концентрации производства авиационных двигателей на Уфимском моторостроительном заводе.

«Городским властям удалось отстоять „Климов“ и сохранить его как производственную единицу», – говорит Бодрунов. Особенность этого завода – мощная научно-производственная специализация, и именно на нее будет сделан упор при дальнейшем развитии компании. «Через несколько лет „Климов“, скорее всего, станет мощной научно-производственной базой для Объединенной двигателестроительной корпорации. Для этого в Петербурге есть кадры и сильная научная школа», – считает Бодрунов.

По мнению аналитика ИК «БКС» Севастьяна Козицына, производители вертолетов находятся в хорошем финансовом положении, особенно если сравнивать их с самолетостроительными заводами, где цикл изготовления продукции значительно длиннее. К примеру, вертолетные заводы в Казани и Улан-Удэ имеют загрузку производственных мощностей на пять лет вперед. Поэтому продукция двигателестроительных предприятий, в принципе, будет востребована, полагает аналитик. Если учесть, что у вертолетостроительных производств есть выбор среди двигателестроителей, «то судьба этих предприятий сильно зависит не столько от номенклатуры их продукции, сколько от заказчика и лоббистских усилий как руководителей предприятий, так и властей регионов, в которых они расположены», уточняет Козицын.

Сегодня «Климов» – один из ведущих российских разработчиков газотурбинных двигателей. Занимается разработкой, сопровождением серийного производства и сервисным обслуживанием двигателей для большинства вертолетов марок «Миль» и «Камов», реактивных двигателей для истребительной авиации. Входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации – специализированной дочерней компании ОАО «ОПК „Оборонпром“» по управлению двигателестроительными активами.

Петербургские власти в ноябре прошлого года подписали соглашение с Ростехнологиями. Город хочет быть в курсе процессов, которые происходят в оборонно-промышленном комплексе. В частности, он не заинтересован в масштабном высвобождении сотрудников оборонных предприятий. Сергей Чемезов тогда пообещал, что госкорпорация будет информировать власти Санкт-Петербурга о проводимых в отрасли реформах. Сейчас в ОПК работают более 70 тыс. горожан, поэтому желание Смольного сохранить стабильность в этой отрасли вполне объяснимо.

В Ростехнологии, согласно указу президента России №1052 от 10 июля 2008 года, войдут 40 петербургских оборонных предприятий. Из них 25 – акционерные общества, и в корпорацию уже переданы госпакеты этих компаний. Оставшиеся 15 компаний – это федеральные госучреждения (ФГУП). До вхождения в Ростехнологии они будут акционированы.      

Санкт-Петербург