Янтарный «бунт»

Повестка дня
Москва, 08.02.2010
«Эксперт Северо-Запад» №5 (451)

В Калининграде аномальная зима. С начала января столбик термометра держится на отметке минус 15 градусов. «Это нехарактерно для нашего региона, – говорят метеорологи из Российского государственного университета имени Канта. – Обычная зимняя погода в Калининграде – температура около нуля и мокрый снег».

Аномальной зимой случаются аномальные вещи и в политике. 30 января на бывшей Монетной площади Кенигсберга, которая нынче представляет собой пустырь у самого знаменитого городского долгостроя – Дома советов, собралось около 10 тыс. человек, чтобы выразить свой протест. Акция объединила представителей практически всех политических сил региона (кроме «Единой России»), включая КПРФ, ЛДПР, «Патриотов России» и правые движения. Организатором выступила общественная организация «Справедливость», объединяющая калининградских автомобилистов.

Четко сформулировать, против чего протестовали калининградцы, непросто. Увеличение тарифов на услуги ЖКХ, рост безработицы, падение уровня жизни. Главным стало требование уменьшить размер транспортного налога для жителей области до уровня базовой ставки. По состоянию на начало декабря прошлого года Калининградская область имела максимально возможные ставки транспортного налога – одни из самых высоких в России. В декабре, используя поправки в Налоговый кодекс РФ, областное правительство решило их увеличить еще на 25%, что вызвало бурю протеста у населения – 12 декабря на площади собралось около 4 тыс. протестующих. Это, а также пересмотр финансового плана на 2010 год, заставило региональные власти отказаться от 25-процентного повышения налога, однако на второй митинг – 30 января – пришло в два раза больше народа. И к экономическим требованиям прибавились политические. Стало понятно, что транспортный налог был лишь поводом к массовой акции протеста.

Чтобы понять настоящие причины протеста, необходимо немного углубиться в историю. В начале 1990-х годов Калининградская область оказалась отрезанной от основной части России. Чтобы анклав мог выжить, придумали свободную экономическую зону. Но свободная зона превратилась лишь в особую. В Москве, как говорят эксперты, испугались «ползучего сепаратизма», поэтому серьезной либерализации экономического законодательства в отношении Калининграда не вышло.

Тем не менее экономика области заработала в новом формате, появились динамично развивающиеся отрасли – мебельное производство, автосборка, электронная промышленность и пр., из-за близости границ буйно расцвела торговля (экспансия супермаркетов в Россию началась с Калининграда), и к концу 1990-х годов в регионе сформировался довольно весомый класс мелкой буржуазии. На сегодняшний день по удельному весу малого и среднего бизнеса в экономике Калининград оставил позади другие регионы России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга).

С 2000-х годов на этот костяк экономически активного населения Калининграда посыпался удар за ударом. Повышаются пошлины на подержанные иномарки, ставятся заградительные барьеры на импорт, обнуляются пошлины на импорт в Россию модулей для ЖК-телевизоров, что наносит смертельный удар по электронной промышленности (в сборке электроники в области занято более 20 тыс. человек). Стоит прибавить сюда новую редакцию Закона об ОЭЗ, ориентированную исключительно на крупный бизнес, перманентную проблему с пересечением границы и мировой финансовый кризис, и станет понятно, почему митинги протеста собрали так много народа.

«За последние 10 лет у всех сложилась уверенность, что завтрашний день будет лучше, чем сегодняшний. И для Калининградской области этот момент был очень силен. Регион развивался гораздо быстрее других субъектов федерации. И тут уровень жизни вдруг стал снижаться. Общество к этому оказалось не готово. Вот это все главным образом и подняло людей», – полагает депутат Госдумы от Калининградской области Евгений Федоров. «Увеличение транспортного налога было ошибкой. Надо это признать. Ведь умение признавать свои ошибки и их исправлять – не недостаток, а достоинство», – дополняет коллегу депутат Госдумы Андрей Голушко.

После массового митинга в первых числах февраля в Калининграде высадился представительный десант. В регион приехали депутаты Госдумы от «Единой России», которые на месте должны разобраться в ситуации и окончательно ответить на вопрос, что спровоцировало акцию протеста. Возможно, последуют кадровые решения в отношении местного руководства партии власти. Возможно, на федеральном уровне будут приняты какие-то решения по Калининграду. То, что они необходимы, в западном российском анклаве практически ни у кого не вызывает сомнений. С каждым годом Калининград вопреки своему географическому, геополитическому, геоэкономическому положению становится все менее «особым» регионом. Вот это главная проблема. Унификация регионов для Калининграда равносильна смерти.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №5 (451) 8 февраля 2010
    Школа
    Содержание:
    Вечный эксперимент

    Средняя школа давно живет в режиме постоянного реформирования, и новые инициативы не вызывают ажиотажа

    Реклама