Блин модернизации

Тема недели
Москва, 08.03.2010
«Эксперт Северо-Запад» №9 (455)

Стартующую 8 марта программу утилизации автомобилей общественность вправе рассматривать как тестовый сигнал для оценки направлений и инструментов грядущей модернизации, о которой сегодня так много говорит власть. Ход реализации и эффективность этой программы не спрятать в тиши чиновничьих кабинетов, так как в ней задействованы и граждане, и органы власти, и бизнес.

Раньше, реализуя иные программы, власть зачастую отгораживалась от объектов регулирования чиновничеством, которое в состоянии любую, даже здравую идею трансформировать до неузнаваемости ради материальной выгоды или удобства исполнения. Бизнес тоже не может позволить себе работать в убыток, а участие в программах часто рассматривает как госзаказ с гарантированной доходностью. Новая программа не гарантирована от этих старых болезней, которые в очередной раз могут сделать ее участников жертвами: формально все правильно, а по существу – издевательство.

При реализации аналогичных программ за рубежом потенциальные клиенты общаются с дилером – максимально заинтересованным субъектом программы. Дилеры идут на это, так как могут опереться на технологии и инфраструктуру уже работающей отрасли авторециклинга, к финансированию которой подключены автопроизводители. Сложности с запуском российской программы определяются отсутствием не только соответствующих технологий и инфраструктуры, но и консенсуса по вопросам финансирования. О существе этих проблем мы уже писали в материале «Разрубить рублем» («Эксперт С-З» №23 от 9 июня 2008 года).

Российские дилеры не хотят платить лишнего и считают, что технология работы должна выглядеть так: потенциальный покупатель обращается в дилерский центр, который договаривается с сервисной службой, предоставляющей услуги по эвакуации, и ставит в известность завод по утилизации. Для снятия старых машин с учета ГИБДД на базе предприятий по утилизации организуются филиалы коммерческих МРЭО, здесь же должны выдаваться сертификаты о снятии машин с учета, после чего документы направляются к дилерам.

В Министерстве промышленности и торговли РФ тоже считают деньги и надеются, что потенциальный клиент будет самостоятельно снимать свой старый автомобиль с учета. При этом чиновники исходят из того, что необходимости предоставлять автомобиль в ГИБДД нет, достаточно предъявить государственные номерные знаки. После этого автовладелец обращается к утилизаторам, которые вывозят его машину собственными силами, причем бесплатно.

При этом представители ГИБДД Петербурга, к примеру, уже заявили, что транспортировка снятых с учета автомобилей к месту утилизации без документов будет признана нарушением. Другие варианты, такие как доставка дилером или компанией-утилизатором сразу нескольких автомобилей в МРЭО для снятия с учета или выезд представителей ГИБДД на пункты утилизации, также признаны неуместными. Очевидно, что подобного мнения придерживаются сотрудники ГИБДД и в других регионах.

Так что разработка даже столь простого механизма сегодня упирается в нежелание участников нести дополнительные расходы. Пока до консенсуса далеко, хотя, судя по настроениям бизнеса, шансы найти согласие есть. От того, снизойдет ли власть до таких мелочей, чтобы организовать сотрудничество для достижения общественно значимой цели, или, как обычно, ограничится общим руководством и контролем, и будет зависеть успех программы. И не только ее.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №9 (455) 8 марта 2010
    Утилизация автомобилей
    Содержание:
    Не корысти ради

    Бизнесу есть смысл поддержать программу утилизации автомобилей «огнем и маневром» хотя бы для того, чтобы дать пример успешного опыта в управлении рынком путем стимулирования спроса

    Реклама