Прямое явное воздействие

22 марта 2010, 00:00
  Северо-Запад

Забастовка финских стивидоров, начавшаяся в первых числах марта, к концу второй недели практически парализовала работу финских предприятий лесопромышленного комплекса. В пятницу 12 марта переговоры о прекращении забастовки были приостановлены на неопределенное время и возобновились только 16 марта. Впрочем, прорыва не получилось – ситуация продолжает ухудшаться.

Финские бумажные концерны вынуждены приостановить работу нескольких целлюлозно-бумажных заводов из-за нехватки складских площадей (ведь забастовка перекрыла отгрузку продукции в портах). По данным Финской федерации лесной промышленности, забастовка стивидоров прекратила работу почти 60% финских бумажных производств – компании вынуждены отправить в отпуска 3700 человек. Исполнительный директор федерации Тимо Яатинен уверен, что действия Профсоюза работников транспорта и Ассоциации портовых операторов могут привести к сокращениям рабочих мест, а лесной промышленности грозит паралич. Пока сильнее всего пострадали именно производители бумаги, однако другие отрасли тоже стали жертвами затянувшейся забастовки. Например, металлургический концерн Outokumpu заявил, что ему, вероятно, придется прекратить на время производство некоторых позиций. Технологическая отрасль рапортует: ежедневные потери превысили 70 млн евро – забастовка затронула более 80% предприятий сектора.

К концу второй недели забастовки к переговорам присоединились представители Конфедерации финской промышленности (EK) и Центральной организации профсоюзов (SAK), но пока соглашения по главному вопросу – размеру выходных пособий – достичь не удалось. Экономическая рецессия прошлого года обострила отношения профсоюзов и работодателей: бизнесу приходится искать способы сэкономить, а организации рабочих все чаще выбирают прямое действие как средство борьбы за сохранение докризисных условий коллективных контрактов. С декабря 2009 года финский рынок труда лихорадит: страна уже пережила забастовку банковских служащих, наземного персонала аэропортов, однодневную транспортную забастовку, но это мелочи по сравнению с всплеском профсоюзных протестов 1970-х годов.