Альтернативное мнение

12 апреля 2010, 00:00
  Северо-Запад

Директор НП «Центр развития творческих индустрий» Дмитрий Мильков:

– Креативный ли город Петербург? На мой взгляд, нет. По крайней мере по мировым меркам. Классическим образцом креативного города считается, например, Барселона, а вот Мадрид на это звание в мировом масштабе не претендует. Но в Мадриде гораздо больше креатива, чем в Петербурге. Почему?

Скажу парадоксальную вещь: одна из причин – наличие у нас Эрмитажа и Мариинского театра. В нашем городе сосредоточен огромный пласт классической, традиционной культуры, и, казалось бы, глупо сожалеть об этом. Но богатое культурное наследие – такой же обоюдоострый факт, как месторождения углеводородов в России. Как выяснилось, запасы нефти и газа – не только благо, но и крест, препятствие к инновационному развитию. Точно так же наличие большого количества культурных ценностей прежних веков мешает инновационно развивать культуру. Теоретически Эрмитаж может не только тормозить, но и стимулировать инновацию, но у нас этого не происходит.

Еще одна помеха – достаточно пассивный (как сказал бы Лев Гумилев, непассионарный) характер петербуржцев. Это объективно: природно-климатические условия делают нас апатичными и ленивыми. А «свежей крови» – приезжих – в городе практически нет. В той же Москве некоторые компании почти целиком состоят из молодых энергичных мигрантов, приехавших покорять столицу. И это – конкурентное преимущество Москвы. Я знаю десятки петербуржцев, переехавших в Москву, и только одного москвича, мигрировавшего в Петербург.

Третья проблема – специфика культурной политики властей города. Совсем недавно в пятилетней программе развития культуры Петербурга появилась мысль о равной ценности для развития городской культуры объектов любых форм собственности. Это шаг вперед. Когда в начале 2000-х годов я был директором первого частного музея в России (Музея Набокова), на это смотрели совсем по-другому. Но до сих пор политика распределения бюджетных средств на культуру крайне консервативна. Как, впрочем, и взгляды нашей бизнес-элиты, которая неохотно поддерживает культурные инновации. Меценатство у нас практически не развито.