Подмороженная статистика

Порты Северо-Запада, лидируя по объемам перевалки грузов, оказались в аутсайдерах по темпам восстановления грузооборота

Морские терминалы Северо-Запада зимой 2010 года преодолевали не только экономические, но и природные сложности. Поэтому порты Северо-Западного бассейна показали довольно скромный (2,9%), но все же рост грузооборота за первый квартал 2010 года, обработав 52,2 млн тонн. При этом стивидоры региона остаются лидерами по объемам перевалки (по тоннажу), обрабатывая чуть менее половины общего грузооборота портов России (52,2 из 123 млн тонн).

Зимняя корректировка

Несмотря на то что толщина ледяного покрова в Финском заливе прошедшей зимой не превышала 45 см, повсеместное распространение льда привело к удлинению маршрута ледокольной проводки до 400-450 морских миль, пояснили в службе капитана Большого порта Санкт-Петербург. В предыдущем году этот показатель составлял не более 180 морских миль. В отдельных случаях ледоколы из Санкт-Петербурга брали караваны судов в Балтийском море неподалеку от порта Рига (Латвия). Таким образом, средняя скорость движения судов в направлении Большого порта Санкт-Петербург упала втрое, что привело к снижению судооборота и грузооборота порта по сравнению с достаточно мягкой зимой 2009 года.

Усложняла жизнь стивидорам не только ледовая обстановка. Из-за холодов увеличились и сроки разгрузки наливных (темные нефтепродукты) и насыпных (в основном уголь и минеральные удобрения) грузов, поступающих в порт по железной дороге и требующих подогрева перед обработкой. В частности, по данным агентства «ПортНьюс», количество судозаходов на Петербургский нефтяной терминал в первом квартале 2010 года снизилось почти на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Именно холодная зима стала причиной снижения в январе-марте 2010 года объемов перевалки наливных грузов на 1,3% – до 33,9 млн тонн, в то время как сухих грузов обработано на 11,5% больше (18,3 млн тонн), чем за аналогичный период прошлого года. В целом, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот Большого порта Санкт-Петербург за отчетный период возрос на 16,3%, до 11,2 млн тонн, порта Калининград – на 24,8%, до 3,7 млн тонн, порта Архангельск – на 1,1%, до 3,7 млн тонн. Снизился грузооборот порта Высоцк – на 18,39%, до 3,2 млн тонн, а также Мурманского порта – на 2,6%, до 9,1 млн тонн.

«В наибольшей степени погода повлияла на работу портов Высоцк и Мурманск, так как они ориентированы на перевалку нефтепродуктов и угля, разгрузка которых в условиях морозной зимы требовала больше времени. Как следствие увеличивались сроки обработки таких грузов», – пояснила директор по развитию «ПортНьюс» Надежда Малышева.

«Помимо климатических возможны и экономические причины невысоких показателей портов Северо-Запада, – добавляет ведущий эксперт УК „Финам Менеджмент“ Дмитрий Баранов. – Европа стала одним из самых пострадавших от кризиса регионов и ей требовалось меньше грузов. А ведь именно в Европу идет основной поток грузов из портов Северо-Запада, поэтому их показатели ниже показателей Юга России и Дальнего Востока. А южные и дальневосточные порты отправляют и получают грузы из Азии, Ближнего Востока и Африки, то есть из тех регионов, на которых кризис сказался в меньшей степени, что и обусловило лучшие показатели этих портов».

Весенняя прибавка

Порты Северо-Запада показали не очень высокие темпы увеличения грузооборота по сравнению с дальневосточными. Последние перегрузили 26,9 млн тонн грузов, что на 51,1% превышает показатели прошлого года. Значительный рост объемов перевалки в дальневосточных портах России обеспечен в основном за счет запуска проектов по поставке углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, грузооборот порта Восточный увеличился в 1,9 раза (до 7,7 млн тонн) за счет ввода в эксплуатацию перегрузочного нефтеналивного комплекса в Козьмино, являющегося конечной точкой трубопровода Восточная Сибирь – Тихий Океан, портов Сахалина – в 2,9 раза (до 4,9 млн тонн) в связи началом эксплуатации перегрузочного комплекса нефти и газа в Пригородном.

Впрочем, по итогам первого полугодия и тем более года у портов Северо-Запада отличные шансы показать более позитивные результаты. «С наступлением весенне-летнего сезона и открытием навигации на водоемах Северо-Запада, а также с учетом дальнейшего восстановления мировой экономики можно ожидать увеличения грузооборота в середине года на 12-16% по сравнению с показателями предыдущего года, а по итогам года рост может составить 8-10% по сравнению с 2009-м», – прогнозирует Дмитрий Баранов.

В свою очередь, Надежда Малышева считает, что со второго полугодия объем перевалки нефтепродуктов в российской части Финского залива возрастет как минимум на четверть и превысит 25 млн тонн. На это повлияет открытие навигации по Волго-Балту, а также начало эксплуатации нефтепродуктового терминала в Усть-Луге.

Кроме того, рост грузооборота произойдет за счет оживления рынка контейнерных перевозок. «Если за 2009-й объем перевалки контейнеров в целом по России сократился на треть, а в портах Северо-Запада РФ оказался на уровне 2005-2006 годов, то за первый квартал текущего года контейнерооборот Северо-Запада составил около 400 тыс. TEU, показав положительную динамику почти в 40% по сравнению с первым кварталом 2009-го, – говорит Малышева. – Тем не менее этот показатель пока ниже аналогичного в докризисном 2008 году – почти на 12%. Выход на докризисные объемы по перевалке контейнеров можно ожидать в конце лета». 

Санкт-Петербург