Квота под киль

26 апреля 2010, 00:00
  Северо-Запад

Правительство РФ разработает план взаимодействия заказчиков и судостроителей для обновления рыболовного флота страны. Об этом заявил премьер-министр России Владимир Путин в Мурманске на совещании по вопросам развития береговой инфраструктуры по переработке рыбной продукции: «Надо создавать экономические стимулы для того, чтобы рыбаки заказывали суда на наших верфях. Поэтому Министерство транспорта, Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли (конечно, совместно с Росрыболовством) должны предложить комплексное решение. И показать потенциальным заказчикам тренд развития нашей судостроительной промышленности». По его словам, при этом должны быть определены не только цели и инструменты, но и сроки.

По мнению Путина, должно быть ясно, что внутренние правила постепенно будут ужесточаться и в конечном итоге окажется невыгодно заказывать эту продукцию за рубежом. «Но это значит, что наши производители должны из года в год, по мере развития этого тренда, становиться конкурентоспособными», – отметил премьер.

На совещании выяснилось, что нет единого мнения, как добиться загрузки отечественных судостроительных предприятий и обеспечить рыболовецкие компании флотом. Профильным министерствам придется найти компромисс – как аккуратно использовать принцип «квота под киль». Судостроители заинтересованы в том, чтобы квоты на вылов рыбы выдавались под строительство судов на территории РФ под российский флаг. Рыболовецким компаниям, в свою очередь, выгоднее покупать суда за рубежом, где они дешевле. Путин считает, что подобные решения должны быть результатом компромисса. «Компромисс тонкий, но в этом и заключается искусство управления. В этом и есть суть нашей с вами совместной работы. Можно ли добиться того, чтобы и волки были сыты, и овцы целы? В данном случае, как ни странно, как ни сложно, решение есть. Нужно создавать экономически выгодные условия для заказчиков той или иной техники. Конечно, где нужно, придется использовать административные ресурсы. Но жестко так совсем задавить – скажем, давать право на квоты только для тех, кто заказывает у нас, может быть, избыточно», – заметил глава правительства.

Пока же ситуация остается плачевной. По данным общественной организации «Сельская Россия», около 90% судов рыбопромыслового флота – физически и морально устаревшие, построенные по проектам 60-х – 80-х годов прошлого века. Капиталовложения в отрасль ежегодно составляют всего 5% от стоимости ее основных фондов, а это 0,1% капиталовложений в экономику страны. Вылов рыбы на сегодня – 3 млн тонн при потенциальной сырьевой базе 9 млн тонн. Более чем в два раза сократилась численность обрабатывающих судов, причем плавучих – втрое. Свыше 90% выпуска товарной продукции в море приходится на рыбную продукцию с низкой степенью переработки. Затраты топлива на вылов 1 тонны рыбы у российских компаний вдвое больше, чем у иностранных. Суда, работающие в зоне России, имеют годовой вылов 30-60% от уровня 1980 года.