«Ямочные» инвестиции

10 мая 2010, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

C приходом весны самой актуальной проблемой в жизни горожан и селян традиционно становится дорожное покрытие. Кое-где оно сильно напоминает о масштабных бомбардировках Сталинграда и Дрездена. В итоге от ям и выбоин страдают все.

Между тем многие успели позабыть о том, что каких-нибудь 10 лет назад дороги в Санкт-Петербурге и Ленинградской области были еще хуже. Тучные нулевые позволили властям заняться проблемой, прошедшей бок о бок с народом сквозь тернии ушедших эпох. Водители относительно недавно привыкли к гладкому асфальту, критическая масса которого достигла заметных величин в канун 300-летия города на Неве. «Неужели мы возвращаемся в прошлое?» – вопрошают горожане нынешней весной.

Опасения сомневающихся не напрасны. По данным Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, в Петербурге 36% дорог нуждаются в ремонте. Дорожные власти с уверенностью заявляют о том, что денег на ремонт всех ям и выбоин не хватит. Тем более можно забыть об устранении такого неприятного явления, как колейность. По стечению обстоятельств тяжелая зима совпала с завершающей фазой экономического кризиса, когда бюджеты всех уровней формируются по худшему сценарию.

«На Западе зима тоже разбила дороги», – замечают чиновники. С ними нельзя не согласиться – в Германии дорожные службы ищут спонсоров для ремонта дорог даже в интернете. Но в нашем случае приходится принимать в расчет на одну беду больше. Бичом отечественной дорожно-строительной отрасли стало неэффективное расходование средств.

Особенно очевидно неэффективность работы отрасли оказалась на фоне жесткой экономии бюджетных средств. В конце концов запредельные сметы на ремонт и строительство магистралей разгневали президента России Дмитрия Медведева. Он был возмущен тем, что при невысоком качестве самого строительства дорожники укладывают асфальт по завышенным в разы расценкам. При этом разница стоимости строительства одного километра трассы по России может достигать двадцатикратного размера и исчисляется миллиардами рублей.

Эксперты полагают, что ряд шагов по реформированию отрасли государство может предпринять уже сегодня. В частности, необходимо переписать ГОСТы на применяемые материалы и убрать из сметы дорожников расходы на перекладку инженерной инфраструктуры. Впрочем, кардинальные изменения системы распределения и освоения средств – это длительный процесс, а дороги нуждаются в ремонте уже сегодня.

Однако о динамичном развитии отрасли пока речь не идет. По данным президента Российского союза строителей Владимира Яковлева, в Китае за девять дней строится столько дорог, сколько в России за год. Эта цифра весьма показательна на фоне застывших инфраструктурных проектов. Пока же в большинстве случаев бюджетные средства представляют собой «ямочные» инвестиции.

Но россияне нашли собственный рецепт свободного перемещения по бескрайним просторам родины. Если в мегаполисах горожане предпочитают приобретать джипы, обилие которых удивляет иностранцев, то в глубинке остаются незаменимыми проверенные временем «УАЗы» или самопальные вездеходы, собранные местными Кулибиными. Поэтому при реформировании российского автопрома, на которое средства в госбюджете все же нашлись, следует учесть «национальные особенности» россиян при выборе из модельного ряда отечественных автозаводов. Главное – не удобство и экономичность, а проходимость и прочность. И это требование к автомобилям будет актуально до тех пор, пока в России не появятся нормальные дороги.