Дрейф в сторону Китая

Спецвыпуск
Москва, 10.05.2010
«Эксперт Северо-Запад» №18 (464)
Российским целлюлозно-бумажным компаниям за период кризиса пришлось скорректировать географию продаж

Спад в целлюлозно-бумажной промышленности в 2009 году составил 12,5%, что превысило темпы снижения производства в целом по промышленности России (10,8%). Тем не менее целлюлозно-бумажная промышленность – по-прежнему наиболее экономически эффективная из отраслей лесопромышленного комплекса страны. «Если лесозаготовки и деревообрабатывающие производства по итогам девяти месяцев 2009 года стали убыточными, снизилась производительность труда работающих, то в целлюлозно-бумажном производстве, несмотря на последствия глобального финансового кризиса, сохранилась положительная рентабельность, производительность труда возросла на 5,7%, средняя зарплата работающих увеличилась на 8,4%», – отмечается в аналитическом обзоре «Итоги работы целлюлозно-бумажной промышленности России в 2009 году», подготовленном РАО «Бумпром». Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) столкнулись со снижением спроса и цен на внутреннем и особенно на внешнем рынке еще в конце 2008 года. Крупнейшие российские лесопромышленные холдинги сумели внести необходимые коррективы в свои маркетинговые стратегии.

Спасибо Поднебесной

Главным событием прошлого года стал быстрый рост спроса во второй половине 2009 года со стороны Китая, который буквально вытянул мировую целлюлозно-бумажную промышленность со дна кризиса. Правительство КНР предприняло конкретные шаги, направленные на увеличение запасов практически всех видов сырья за счет долларовых резервов, скупая по дешевке в числе прочего товарную целлюлозу. Поднебесная превысила объем закупок в 2009 году по отношению к 2008-му почти на 400 тыс. тонн. Европейские и российские складские запасы осенью 2009 года начали перемещаться в Китай, а с сентября цены поползли вверх (до минимума они упали в апреле 2009-го, потеряв 30-35% по отношению к докризисному уровню).

Представители отрасли опасаются, что китайские аппетиты снизятся внезапно и драматично для рынка. Но пока, по данным RISI, позитивная тенденция сохраняется – в феврале 2010 года европейские и азиатские цены на беленую хвойную и лиственную целлюлозу увеличились еще на 30-40 долларов за тонну и практически достигли уровня августа 2008-го. Дополнительный импульс спросу в 2010 году придали форс-мажорные обстоятельства – в результате февральского землетрясения в Чили остановились восемь заводов компаний Arauco и CNPC, производящие 8% мирового объема целлюлозы.

Благодаря китайскому фактору к концу осени 2009 года ведущие российские производители товарной целлюлозы (Группа «Илим», Архангельский ЦБК) загрузили свои мощности полностью. «В четвертом квартале загрузка производства превысила 100%, увеличился объем продаж, чистая прибыль составила 267,7 млн рублей», – сообщила пресс-секретарь Архангельского ЦБК Милена Авада. В результате годовой объем производства этой продукции предприятия выровнялся и оказался всего на 2,7% ниже, чем в 2008-м. У его соседа, Котласского ЦБК Группы «Илим», производство упало почти на 30% из-за остановки мощностей по изготовлению вискозной целлюлозы производительностью 110 тыс. тонн товарной целлюлозы в год. Напротив, комбинаты Группы «Илим» в Сибири, близко расположенные к китайскому рынку, нарастили выпуск целлюлозы на 2-4%. В целом по стране производство товарной целлюлозы снизилось на 11,9%.

Более трех четвертей экспорта российской товарной целлюлозы в прошлом году отправилось в Поднебесную. Рост китайского рынка заставил отечественных производителей подкорректировать стратегии продаж. Группа «Илим» в последние годы традиционно является главным экспортером российской товарной целлюлозы, обеспечивая около 80% экспортных продаж. В 2009 году общий объем поставок этой продукции в КНР впервые превысил 1 млн тонн. Но если раньше постоянные целлюлозные потоки в Китай направлялись с сибирских заводов группы, то с прошлого года непрерывные поставки организовал также «Илим Запад». «В прежние годы мы осуществляли спотовые поставки в Китай. Но с 2009-го поток продукции из филиала в Коряжме стал постоянным и объемы доходили до 2-3 тыс. тонн в месяц», – рассказывает директор по продажам «Илим Запад» Сергей Пигулевский.

По его словам, внутри предприятий группы конкуренции не возникает – сибирские заводы отправляют свою продукцию по железной дороге в северную часть Китая, коряжмское предприятие морем доставляет товар в южные провинции страны. Развитию «морского целлюлозного пути» способствовало то, что фрахт судов, возвращающихся в Поднебесную после отгрузки китайских товаров в Европе, весьма приемлем по цене. Транспортные расходы на поставку целлюлозы в Китай, по данным Группы «Илим», в прошлом году были почти в два раза ниже, чем при транспортировке котласской продукции в Южную Европу. Скорее всего, коряжмский «ручеек» иссякнет с восстановлением традиционных рынков «Илим Запад». Тем более что совет группы недавно принял решение построить к 2012 году в Братске завод мощностью 720 тыс. тонн беленой хвойной целлюлозы в год, ориентированный на потребности КНР. Для сравнения: сегодня филиал «Илима» в Братске производит ежегодно около 230 тыс. тонн беленой хвойной целлюлозы и 270 тыс. тонн лиственной.

Китайский рынок также обеспечил в прошлом году рост спроса и цен на тарный картон (хотя доля этой продукции в структуре российского экспорта в разы уступает целлюлозе). «Илим Запад» также вышел на этот рынок КНР. «Значительно активизировался экспорт картона в Китай. В течение 2009 года в отдельные месяцы поставки достигали 3 тыс. тонн, сейчас мы остановились на гарантированном объеме поставок на уровне 0,5-1 тыс. тонн в месяц», – говорит Пигулевский.

Европейские сложности

Традиционные для ЦБК Северо-Запада России европейский и североамериканский рынки сжались по сравнению с 2008 годом наиболее сильно: спрос на целлюлозу упал на 15-20%, на тарный картон – на 10-15%. Ведущие иностранные лесопромышленные холдинги сократили часть своих мощностей в странах Западной Европы, наименее эффективные были закрыты. Но уход с рынка конкурентов помог главным образом российским экспортерам газетной бумаги – комбинатам «Кондопога», «Волга», «Соликамскбумпром» и Монди Сыктывкарскому ЛПК, продукция которых составляет 95% российского экспорта газетной бумаги. Уменьшение мощностей в Европе и Северной Америке вследствие реструктуризации составило свыше 3 млн тонн в год, и российская газетная бумага стабильно поставлялась более чем в 70 стран, главным образом – в Германию, Индию, Турцию, Египет, Финляндию и на Украину. На протяжении всего 2009 года сохранялся стабильный спрос на газетную бумагу, цена удерживалась на высоком уровне. Фактически это был единственный массовый вид лесопромышленной продукции, экспорт которого в 2009 году увеличился как в натуральном, так и в денежном выражении, отмечается в обзоре «Бумпрома».

По другим позициям, поставляемым в Европу (целлюлозе, бумаге и картону), ситуация складывалась сложнее. Цены после весеннего минимума начали восстанавливаться только в четвертом квартале прошлого года и, к примеру, по картону еще далеки от докризисного уровня. ЦБК Северо-Запада пришлось пересматривать продуктовые стратегии на европейских рынках. Холдинг «Инвестлеспром» прибег к «административным» мерам. «В 2009 году в качестве одной из антикризисных мер реализована задача максимальной интеграции Segezha Packaging и Сегежского ЦБК по потреблению крафт-бумаги, – вспоминает директор по закупкам дивизиона „Мешки“ ЗАО „Инвестлеспром“ Егор Алешин. – Иными словами, заводы должны были использовать в производстве мешков преимущественно сегежскую бумагу. Мера себя оправдала: общий объем потребленной предприятиями дивизиона Segezha Packaging бумаги производства Сегежского ЦБК составил 113 тыс. тонн – это 90% от общего объема потребления».

Другим ответом на изменения внешнего рынка стала корректировка продуктового портфеля. Так, Группа «Илим» закрыла на Котласском ЦБК линию по производству вискозной целлюлозы из-за трехкратного падения мировой цены на этот специфический товар. А также потому, что это производство в Коряжме было наиболее устаревшим, проблемным с точки зрения экологии и требовало больших вливаний в реконструкцию, что было признано нецелесообразным. Взамен на высвободившихся мощностях запустили производство мощностью 40 тыс. тонн небеленой хвойной целлюлозы в год. Время было выбрано весьма удачно – в 2009 году закрылись мощности по выпуску небеленой целлюлозы в Южной Африке (200 тыс. тонн в год), что позволило коряжмскому производителю перетянуть на себя часть потребителей этого продукта.

«В условиях мирового экономического кризиса с целью минимизации убытков Архангельский ЦБК в первую очередь сократил продажи по наименее выгодным направлениям. В 2009 году ими оказались страны Западной и Восточной Европы. Выросла в 2009 году экспортная выручка Архангельского ЦБК от продаж в Латинскую Америку и в страны Африканского континента, главным образом за счет роста поставок в Египет. Однако доля этих направлений в общем объеме экспорта остается незначительной», – сообщают специалисты отдела маркетинга комбината.

Неплохие результаты дало мобильное управление спотовыми поставками – небольшими партиями в места обозначившегося спроса. Обозначившееся восстановление европейского рынка позволило российским ЦБК оставить спотовые рынки и вернуться к своим постоянным клиентам.

Домашний в приоритете

«Прогноз RISI на 2010-2011 годы не предвещает сколько-нибудь существенного восстановления объемов производства бумаги и цен на нее. Следовательно, конкуренция на европейском рынке усилится и российским производителям целесообразно сосредоточить усилия на расширении внутреннего рынка и развитии производства импортозамещающей продукции», – предупреждают аналитики «Бумпрома».

Гиганты лесопромышленного комплекса согласны с известными международными аналитиками – большинство из них уже лет пять назад взяли курс на растущий внутренний рынок. В период кризиса поставки практически всех видов продукции отечественным потребителям с учетом транспортной составляющей остаются более рентабельными. В 2009 году Архангельский ЦБК сохранил соотношение продаж на внутреннем и внешнем рынках – 80 к 20% соответственно. В «Илим Запад» продажи на внутреннем рынке составили 47% от общего объема производства, на 2010 год планируется, что доля внутреннего рынка достигнет 52% и превысит долю экспортных поставок.

Если 80% товарной целлюлозы отправляется заграничным потребителям, то бумага и картон – товар в первую очередь российский. Почти три четверти газетной бумаги и две трети офсетной бумаги и картона от отечественных производителей остается в стране. Объем внутреннего потребления бумаги и картона сократился на 20%, и в первую очередь это произошло за счет сокращения импорта более чем вдвое, так как спрос с дорогих и высокотехнологичных изделий сместился в сторону более экономичной отечественной продукции.

Обострение конкуренции

«На внутреннем рынке печатной бумаги в прошлом году присутствовали две тенденции. Объем его сократился, и значительно – примерно на 15%. Но при этом в течение кризисных лет довольно сильно изменилась структура спроса – он сместился в сторону более дешевой продукции. В результате упал импорт офсетной бумаги европейских производителей, ее традиционные потребители стали печатать свою продукцию на сыктывкарской и светогорской бумаге. Но для кого-то и сыктывкарская продукция оказалась дороговата, они перешли на бумагу „Илим Запад“», – анализирует тенденции рынка Сергей Пигулевский. При этом он подчеркивает, что в прямую конкуренцию с Монди Сыктывкарским ЛПК Котласский ЦБК не вступил, так как продукция этих предприятий заведомо находится в разных ценовых и качественных сегментах.

Как замечают в отделе маркетинга Архангельского ЦБК, на внутреннем рынке тарного картона, сократившемся в 2009 году на 5,4%, события развивались более драматично. Котласский ЦБК второй год подряд наращивает объемы производства этой продукции более чем на 15%. Технологическая база под это увеличение была подведена строительством и вводом в эксплуатацию в 2009 году нового цеха нейтрально-сульфитной полуцеллюлозы – полуфабриката для изготовления тарного картона. В момент ввода новых мощностей экспорт картона стал убыточным, в результате на внутреннем рынке резко обострилась конкурентная борьба двух ведущих российских производителей тарного картона – Архангельского и Котласского ЦБК. «В борьбе за крупных покупателей обе стороны пошли на значительное снижение цен за счет собственной прибыли и фактически довели отпускные цены до уровня себестоимости», – рассказывают маркетологи Архангельского ЦБК. По мере роста спроса и цен на картон за рубежом во втором полугодии 2009 года экспорт стал вновь рентабельным, накал конкурентной борьбы снизился.

Последний шанс

«Пока есть долгосрочный спрос на товарную целлюлозу (Китай), газетную бумагу (Индия, Турция), крафт-бумагу и крафт-картон, российские экспортеры имеют шансы сохранить и даже увеличить объемы поставок. Вместе с тем необходимо учитывать, что мы постепенно утрачиваем конкурентные преимущества (дешевую рабочую силу, значительные лесные ресурсы) перед развивающимися экономиками Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Низкая инвестиционная привлекательность бизнеса в России, запутанное и противоречивое лесное законодательство вынуждают иностранные компании вкладывать средства в развитие производств именно в указанных регионах мира», – размышляет аналитик РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков.

Он отмечает, что на рынке Западной Европы в условиях конкуренции с высокоэффективными современными производствами Финляндии, Швеции, Германии и Италии роль российской целлюлозно-бумажной промышленности сводится к поставкам сырья для дальнейшей переработки. И здесь влияние конкуренции со стороны поставщиков целлюлозы и древесины из Латинской Америки особенно заметно. Даже газетная бумага, занимающая сегодня 33% в структуре экспорта российских ЦБК, имеет не лучшие перспективы: в экономически развитых странах наблюдается падение спроса на печатные СМИ на фоне бума продаж нетбуков и планшетных компьютеров. Соответственно в долгосрочной перспективе будет падать и спрос на газетную бумагу.

Благодаря китайскому фактору к концу осени 2009 года ведущие российские производители товарной целлюлозы загрузили свои мощности полностью

«Главной задачей отечественной целлюлозно-бумажной промышленности можно считать не сохранение завоеванных экспортных ниш, а развитие импортозамещающих производств по выпуску высококачественной бумажно-картонной продукции, ориентированной на конечного потребителя. Спрос на санитарно-гигиеническую продукцию, обои, высококачественную тару, мелованную бумагу и картон для полиграфии, канцтовары и т.д. растет с каждым годом и удовлетворяется в основном за счет импорта», – прогнозирует Лахтиков.

Но пока вытеснять импорт с территории России нечем: лесопромышленная продукция остается в основном низкотехнологичной. Инвестиционная активность в период кризиса упала. Большинство проектов отложены на неопределенный срок, открытие импортозамещающих производств ожидается не ранее чем в 2012-2015 годах. В 2010-м ожидается не слишком много событий в целлюлозно-бумажной промышленности страны. Будет завершен проект модернизации «Степ» на Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарском ЛПК, что даст внутреннему рынку дополнительные 60 тыс. тонн бумаги и картона. «Илим Запад» предполагает провести реконструкцию линий и нарастить производство картона. Принципиально новый импортозамещающий продукт должен появиться за пределами нашего федерального округа. Холдинг «Инвестлеспром» планирует запустить до конца года первое в стране производство легкомелованной бумаги – проект LWC Kama на площадке ЦБК «Кама» в Уральском округе.  

Санкт-Петербург

Газетная бумага – единственный вид целлюлознобумажной продукции, чувствовавший себя хорошо как на внутреннем, так и на внешнем рынке
Показатели российской целлюлознобумажной промышленности за кризисный год отличаются от мировых в лучшую сторону

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №18 (464) 10 мая 2010
    Дороги
    Содержание:
    Карта бездорожья

    Устаревшая система отношений между государством – заказчиком работ и бизнесом – подрядчиком строительства дорог делает вложения в отрасль неэффективными

    Реклама