Знаковый центр

Русский бизнес
Москва, 14.05.2010
«Эксперт Северо-Запад» №19 (465)
На преобразуемой территории Онежского тракторного завода появится первый в Петрозаводске многофункциональный комплекс, включающий в себя инфраструктуру отдыха, торговли, жилую и офисную недвижимость

Петербургская компания «Охта Групп» приступила к реализации масштабного проекта редевелопмента территории Онежского тракторного завода (ОТЗ), находящегося в историческом, культурном и деловом центре Петрозаводска. На территории более 20 га будет построен многофункциональный комплекс (МФК) площадью свыше 100 тыс. кв. м, в создание которого планируется инвестировать более 5 млрд рублей.

В историческом месте

«В течение всего 2009 года мы занимались поиском какого-либо объекта недвижимости, позволяющего реализовать крупный и интересный девелоперский проект, – рассказывает заместитель председателя правления компании „Охта Групп“ Дмитрий Киселев. – Найти подходящий вариант в Петербурге мы не смогли: собственники хотели продавать недвижимость исключительно по докризисным ценам. Тогда мы стали внимательно рассматривать рынки городов Северо-Запада и в итоге остановили выбор на территории Онежского тракторного завода в Петрозаводске». Оформление сделки по приобретению территории, на которой располагается 36 производственных и административных зданий, завершилось в январе 2010 года. Производственные мощности ОТЗ были перебазированы еще до приобретения его площадки компанией «Охта Групп».

Предприятие, традиционно считавшееся градообразующим, играло важную роль в развитии города. ОТЗ (бывший Александровский завод) ведет свою историю от Петровских пушечных заводов, заложенных по указу Петра I в устье реки Лососинки, – они являлись символом города и даже повлияли на выбор его названия. На территории ОТЗ сейчас находятся в основном постройки послевоенного времени – завод был взорван перед вступлением в город финских войск. Однако несколько исторических зданий, имеющих статус памятников, сохранились. «Нас это не смущает – мы готовы красиво вписать исторические строения в состав МФК, – говорит Киселев. – Кроме того, принято решение сохранить музей ОТЗ и сделать его более интересным – над обновлением концепции и расширением музея работают специалисты. „Охта Групп“ не впервые реализует девелоперский проект с учетом исторической составляющей. В Петербурге в одном из бизнес-центров на средства компании открыт музей „700 лет – Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц“, рассказывающий об истории Петербурга, о поселениях в устье Невы в допетровскую эпоху».

Глава Петрозаводского городского округа Николай Левин, отмечая значимость прихода в город крупного инвестора, подчеркивает: «Место, где будет реализовываться проект, – не только историческое, но и знаковое для горожан. Поэтому решение инвестора сохранить один из цехов завода в его историческом виде, а также оставить музей на этой территории – реальное проявление социальной ответственности бизнеса».

Просчитанные перспективы

В настоящее время специалисты «Охта Групп» наряду с проведением экспертиз и получением согласований, в том числе градостроительной документации, занимаются разработкой концепции МФК. По словам Дмитрия Киселева, завершается анализ эффективнейшего использования территории: «Мы считаем, что в Петрозаводске наблюдается нехватка современных объектов отдыха, торговли и развлечений, в том числе для детей, а также качественного жилья в центре города. Эти данные подтверждаются маркетинговыми исследованиями, которые проводились, чтобы точнее оценить потребности местного рынка и предпочтения жителей». Общая площадь МФК составит 100-130 тыс. кв. м, при этом проект, разумеется, будет реализовываться очередями в течение пяти-семи лет.

Освоение территории предполагается начать с создания центра отдыха, торговли и развлечений площадью 30 тыс. кв. м – девелоперы убеждены в востребованности комплекса, куда можно прийти всей семьей и провести целый день. Вторым этапом станет строительство жилья (около 50 тыс. кв. м) в сегменте выше среднего. Это будет трех- и пятиэтажная застройка, отвечающая, как поясняет Киселев, как требованиям Высотного регламента, так и предпочтениям потенциальных покупателей. В дальнейшем планируется построить офисный комплекс. Строительство же гостиницы представляется пока неактуальным: летом 2010 года в Петрозаводске откроется большой отель, реализуется также еще один крупный проект.

Архитектурный конкурс на разработку общей концепции застройки территории будет объявлен в июне. К участию в конкурсе будут приглашены несколько команд, объединяющих ведущие европейские архитектурные компании, у которых имеется опыт редевелопмента промышленных территорий, а также петрозаводские архитектурные бюро, хорошо знакомые со спецификой локального рынка. Затягивать с началом реализации проекта «Охта Групп» не намерена: одно лишь содержание территории обходится более чем в 20 млн рублей в год.

Эксперты достаточно оптимистично оценивают перспективы проекта, подчеркивая профессионализм девелоперов. «Компания умеет заниматься промышленными площадками и имеет опыт проведения архитектурных конкурсов, в частности по проекту „Район 700“ в Петербурге, – отмечает заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский. – Зная людей, стоящих во главе компании, я уверен, что будут проведены серьезные исследования рынка, соразмерные объему инвестиций, и определены сегменты недвижимости, которые для Петрозаводска наиболее перспективны и защищены с точки зрения ликвидности».

Директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков также указывает на важность грамотного проведения маркетинга и фазирования проекта: «Правильное разбиение проекта на этапы инвестирования позволит снизить риски и обеспечить приемлемую окупаемость. Нормально, если срок реализации проекта окажется длиннее заявленного. Главное, чтобы решения о каждой новой стадии строительства принимались взвешенно, с учетом спроса. Тогда будет высока вероятность успеха и проект станет действительно знаковым для рынка».   

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №19 (465) 17 мая 2010
    Национальные парки
    Содержание:
    Расчет ближний и дальний

    Туристический потенциал Мурманской области можно расширить за счет развития действующей инфраструктуры. Но более рациональный шаг – создание новых проектов, в том числе национального парка «Хибины»

    Реклама