Узкоколейное окно в Европу

Повестка дня
Москва, 14.05.2010
«Эксперт Северо-Запад» №19 (465)

На границе Польши и Литвы начались строительные работы по прокладке европейской колеи на отрезке Шяштокай – Мацкава. Это означает старт международного железнодорожного проекта Rail Baltica. Участок дороги, соединяющий две пограничные станции, станет началом прокладки первой очереди пути Шяштокай – Мариямполе – Каунас, объем работ на котором оценивается в 850 млн литов (246 млн евро). Участники проекта рассчитывают, что в декабре 2013 года из Каунаса можно будет попасть в европейские столицы по железной дороге. Поэтому некоторые эксперты в шутку прозвали этот проект окном в Европу.

По договору госпредприятия АВ Lietuvos gelezinkeliai («Литовские железные дороги») с компанией Gelezinkelio tiesimo centras («Центр прокладки железных дорог») будут выполнены семь видов взаимосвязанных работ, обеспечивающих реконструкцию путей и трех мостов.

Идея строительства скоростной дороги, соединяющей Скандинавию с Польшей через территории трех стран Балтии, появилась еще в 1990-е годы и довольно медленно и трудно пробивала себе путь. У дороги оказалось немало противников как в Брюсселе, так и среди участников проекта, несколько раз он оказывался на грани провала. «Поэтому очень приятно сегодня объявить о начале строительных работ», – заявил генеральный директор Lietuvos gelezinkeliai Стасис Дайлидка.

Чтобы дорога действовала эффективно, подчеркнул Дайлидка, мало проложить новые рельсы и интегрировать дорогу в европейские сети – важно создать систему, которая обеспечит высокую ее загрузку пассажирами и грузами, взаимодействие с другими видами перевозок.

Примечательно, что Литва отличалась активностью в продвижении проекта, особенно когда министром сообщений республики был Альгирдас Буткявичюс (2006-2008 годы). Именно тогда и удалось добиться от Брюсселя признания этого проекта как приоритетного и утвердить его частичное финансирование. Нынешнее правительство также активно его отстаивает. В декабре прошлого года оно утвердило специальным постановлением общий план работ, в котором предусматривается на некоторых участках замена путей с колеей 1520 мм на европейский узкоколейный стандарт 1435 мм, на некоторых – обновление и коррекция профилей в интересах повышения скорости движения.

Чтобы дать зеленый свет этим работам, в апреле текущего года правительство присвоило проекту категорию особо важного. Приказом премьера Литвы Андрюса Кубилюса в феврале создана межведомственная рабочая группа, которой поручен контроль над реализацией проекта. Уже объявлен конкурс на выполнение предпроектного исследования на следующий участок – Шяштокай – Мариямполе, и готовятся документы на конкурс для участка Мариямполе – Каунас. Также по инициативе транспортных министров стран Балтии британскому предприятию Aecom Ltd будет заказано исследование возможности прокладки отдельной дороги Каунас – Таллин с европейской колеей.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №19 (465) 17 мая 2010
    Национальные парки
    Содержание:
    Расчет ближний и дальний

    Туристический потенциал Мурманской области можно расширить за счет развития действующей инфраструктуры. Но более рациональный шаг – создание новых проектов, в том числе национального парка «Хибины»

    Реклама