Воздушный бой за Норвегию

Международный бизнес
Москва, 14.05.2010
«Эксперт Северо-Запад» №19 (465)

Вторая по величине авиакомпания Скандинавии Norwegian может обойти своего основного конкурента – SAS «Скандинавские авиалинии» – на рынке пассажирских перевозок Норвегии. Как сообщило издание Finansavisen, за два последних года Norwegian сократила отрыв от SAS с 34 до 9 процентных пунктов. В марте 2010 года «Скандинавские авиалинии» перевезли 47% пассажиров на внутренних рейсах в Норвегии, а Norwegian – 38%. «Norwegian может обогнать SAS уже будущей зимой. Компания приобретает новые и более вместительные самолеты Boeing 737-800, которые частично базируются за границей, но это позволяет также увеличивать перевозки внутри страны», – отмечает аналитик банка Handelsbanken Capital Markets Туре Эстбю.

Успех Norwegian порадует сторонников либерализации рынка авиаперевозок: без какой-либо помощи со стороны правительства компания показала в 2009 году лучший результат за всю историю. Чистая прибыль за год составила 446 млн норвежских крон (около 56 млн евро). Norwegian перевезла 10,8 млн пассажиров, что на 18% больше, чем в 2008 году. Между тем SAS закончила 2009-й с убытками в размере 3,4 млрд шведских крон (около 340 млн евро) и перевезла 24,9 млн пассажиров, что на 14% ниже показателя предыдущего года. Авиаперевозчик был вынужден провести дополнительную эмиссию акций в размере 5 млрд шведских крон, что фактически означало финансовую помощь со стороны его крупнейших акционеров – правительств Швеции, Норвегии и Дании.

Исполнительный директор Norwegian Бьёрн Хьюс объяснил, почему его компания работает намного эффективнее конкурента. Оказывается, перевозка одного пассажира на дистанцию 1 км обходится Norwegian в 0,49 норвежской кроны, а аналогичный показатель SAS равен 0,95 кроны. «Я полагаю, что в перспективе очень трудно работать, если имеет место столь большая разница в издержках. Проблемой является самолетный парк. Norwegian никогда не смогла бы заработать с тем флотом, который есть у SAS», – цитирует Хьюса издание Aftenposten. Сегодня издержки Norwegian выше, чем у малобюджетной ирландской Ryanair, но Хьюс считает, что в будущем авиакомпаниям будет невозможно зарабатывать деньги только на перевозках пассажиров. Поэтому Norwegian открыла собственный банк и завела своего оператора мобильной связи.

Однако на результаты деятельности скандинавских перевозчиков в текущем году может значительно повлиять извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль. По оценке SAS, из-за запрета полетов компания потеряла около 70 млн евро.  

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №19 (465) 17 мая 2010
    Национальные парки
    Содержание:
    Расчет ближний и дальний

    Туристический потенциал Мурманской области можно расширить за счет развития действующей инфраструктуры. Но более рациональный шаг – создание новых проектов, в том числе национального парка «Хибины»

    Реклама