Комфортный порт

Шавкат Кары-Ниязов: «Инфраструктура пассажирского порта „Морской фасад“ оказалась весьма гостеприимной: круизным компаниям и туроператорам удобно обслуживаться в нашем порту»

В новом Морском пассажирском порту Санкт-Петербург «Морской фасад», две первые очереди которого введены в эксплуатацию в 2008-м и 2009 годах, 30 апреля началась вторая летняя навигация. В нынешнем сезоне предусмотрено 226 судозаходов – ожидается прибытие на круизных судах 386 тыс. туристов, то есть почти в два раза больше, чем в прошлом году.

Проект «Морского фасада» во многих отношениях уникален. Это единственный в России специализированный морской пассажирский порт, причем его инфраструктура позволяет принимать самые современные круизные лайнеры длиной более 300 метров и с осадкой 9 метров. После полного завершения строительства семь причалов порта смогут принимать ежедневно суда общей вместимостью 12,5 тыс. пассажиров на борту. Строительство осуществляет частный инвестор – ООО «Управляющая компания „Морской фасад“» – в рамках масштабного проекта намыва около 400 га территории в западной части Васильевского острова. Порт по окончании строительства будет выкуплен в собственность города. О том, как идет реализация проекта, о первом опыте управления новым портом и его выводе на транспортно-туристический рынок в интервью обозревателю «Эксперта С-З» рассказывает президент УК «Морской фасад» Шавкат Кары-Ниязов.

– Как кризис повлиял на ход строительства порта? Высказывались опасения, что из-за проблем с выделением федерального финансирования на завершение третьего пускового комплекса могут сдвинуться сроки его ввода в эксплуатацию...

– Мы выполняли и выполняем все свои обязательства, инвестируя в проект собственные и кредитные средства. Точно в установленные сроки завершили строительство и первого пускового комплекса – двух причалов для приема круизных судов и пассажирского терминала, и второго – трех причалов и двух терминалов. В настоящее время идет строительство третьей очереди (двух причалов и терминала). В целом завершить работы мы намерены, как и планировалось, в начале 2011 года, и к открытию навигации весной 2011-го будет готова вся портовая инфраструктура.

Выполняет все обязательства, предусмотренные целевой программой строительства порта, и город. По мере сдачи объектов порта город выкупил три транша облигационного займа. Последний транш будет приобретен, очевидно, в середине 2011 года, после окончания строительства всего порта, – город выкупит по заранее согласованной цене акции ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург „Морской фасад“» и станет собственником порта. Одновременно в акции будут конвертированы и выпущенные портом облигации, которыми владеет город.

То, что мы имеем с точки зрения коммерческой деятельности порта, оказывается даже лучше прогнозов, которые были в планах. Порт явно не убыточный – он полностью себя окупает

Безусловно, нас беспокоит то, что пока не объявлено федеральное финансирование третьего пускового комплекса и не проведены конкурсные процедуры. Средства (порядка 900 млн рублей) необходимы главным образом на оборудование пунктов пропуска государственной границы. Это кабинки паспортного контроля, необходимое для работы соответствующих государственных служб сложное программное обеспечение, специальное таможенное и пограничное оборудование для обработки ввозимой на паромах техники (ведь третий пусковой комплекс будет включать автомобильную составляющую пункта пропуска) и т.д.

Вопрос неоднократно поднимался, в частности и на межведомственной комиссии под руководством вице-премьера Сергея Иванова, и на Морском совете под председательством губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, в котором участвовали руководители Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского речного транспорта и Росморпорта. На всех уровнях даны соответствующие заверения, и мы надеемся, что необходимые для завершения работ деньги будут выделены. Иначе может получиться так, что мы полностью построим портовую инфраструктуру – причалы, терминалы, парковки, но они не смогут функционировать из-за отсутствия инфраструктуры пункта пропуска государственной границы.

Специальный продукт

– В сентябре 2009 года на международной выставке Seatrade Europe в Гамбурге пассажирский порт «Морской фасад» был признан лучшим транзитным портом мира. Какие особенности нового порта и его инфраструктуры стали основанием для столь высокой оценки?

– Что удивило видавших многие порты действующих участников круизной индустрии, входивших в жюри, – представителей круизных компаний, туроператоров, капитанов судов, журналистов? Главное, что встречается достаточно редко и что произвело впечатление, – это специализированная инфраструктура для приема круизных туристов. Как ни парадоксально, в мире очень мало портов с подобной инфраструктурой. В принципе, причальные стенки и в целом порт как таковой – очень дорогие объекты. Поэтому, как правило, круизные суда приходят в торговый порт, который наряду с грузовыми операциями осуществляет пассажирские. Зачастую задействуется общая портовая инфраструктура. Естественно, если обслуживание грузов и пассажиров совмещено, это наносит ущерб качеству услуг. Понятно и то, что при проектировании инфраструктуры двойного назначения всегда сложнее наилучшим образом учесть специфику работы с круизными пассажирами.

Наш порт предназначен только для обслуживания туристов. Проектируя причалы, подходной канал, терминалы, парковку, общую логистику порта, мы думали лишь об одном – сделать так, чтобы как можно лучше принять круизных и паромных пассажиров. В итоге инфраструктура порта оказалась весьма гостеприимной: круизным компаниям, капитанам, туроператорам удобно обслуживаться в нашем порту.

Мы создали логистику, удобную с точки зрения и безопасности пассажиров, что очень важно для круизных компаний и туроператоров, и собственно транспортной логистики. Прибывающим удобно рассаживаться в автобусы, которые благодаря предусмотренному для автобусных площадок круговому движению могут выезжать быстро, без разворотов. Продумана пограничная, таможенная инфраструктура: в пассажирских терминалах от 28 до 36 кабинок паспортного контроля – такого нет в других портах. Комфортна береговая инфраструктура – просторные терминалы с зонами для пассажиров, гидов и туроператоров, с медпунктами, терминалами для снятия наличных и обмена валюты, с торговлей сувенирами, напитками и т.д. Есть нормальное официальное такси с возможностью четкого определения цены до начала поездки и оплаты кредитными карточками. Капитанам судов нравится, что у нас понятная, удобная акватория, что в порту хорошее навигационное обеспечение. Гидротехническую часть порта проектировали не под абстрактные теплоходы, а с учетом конкретных судов, которые к нам приходят.

Наверное, оценивалось и отношение администрации порта к заботам и чаяниям пассажиров. Наши клиенты – только круизные компании и пассажиры, и соответствующим образом выстроены все службы. Организована специальная служба с сотрудниками, владеющими иностранными языками, которые помогают туристам при прохождении паспортного контроля. Когда возникают сложности, например как в ситуации с миграционными карточками или обнаружением случаев свиного гриппа у зарубежных гостей, мы как управляющая компания, включая руководство порта, принимали все проблемы близко к сердцу. Не пытаясь переложить головную боль на какие-то другие структуры, мы решали все вопросы вместе с круизными компаниями и их агентами, турфирмами, пограничниками и городскими властями. Может быть, оценивалось и то, как мы сами обучались, реагируя на запросы туристов и круизных компаний.

– Вы изначально говорили о целесообразности возведения функциональных пассажирских терминалов, без особых излишеств. С учетом опыта первой навигации планируется ли что-то изменять в плане их насыщения инфраструктурой, предоставления дополнительных сервисов?

– Мы остаемся при своем мнении – все строящиеся здания носят функциональный характер. Однако кое-что новое появляется. В частности, мы договорились с почтой об открытии отделения в пассажирском терминале. В необходимости этого мы убедились, получив запросы круизных компаний и туроператоров: они отмечали, что многие туристы, прибыв в порт, хотят отправить открытку с видом города со штемпелем «Санкт-Петербург». Другой пример: с нынешней навигации в терминалах появляются киоски Duty Free. Это некий стандарт, к которому люди привыкли в аэропортах, и мы надеемся, что в пассажирском порту открытие Duty Free станет приятным дополнительным сервисом.

С глубоким планированием          

– Как складывается взаимодействие с международными круизными компаниями по их привлечению в порт?

– Можно сказать, что круизные линии в Петербург уже привлечены самим городом, его историей и красотами – тем, что он является бесспорной жемчужиной балтийских круизов. Всем круизным операторам Петербург хорошо знаком как привлекательная точка туристических маршрутов. Наша задача в другом – необходимо показывать круизным компаниям, насколько новый порт удобен и комфортен, и эта работа активно проводится. У нас хорошие рабочие отношения со всеми операторами на уровне как руководства, так и соответствующих служб, с которыми необходимо взаимодействовать по вопросам расписаний, заявок на судозаходы, дополнительных услуг. Мы дважды в год встречаемся на выставках Seatrade, на мероприятиях ассоциации Cruise Baltic, стали членами Passenger Shiping Association и т.д. И все круизные компании, работающие с Петербургом, в полной мере владеют информацией о нашем порте и его особенностях.

– В какой степени в летнюю навигацию 2010 года будут загружены приемом судов построенные две очереди ?

– В этом году мы примем порядка 75% всех круизных пассажиров (замечу, не судов!), прибывающих в Петербург. Мы понимаем, что всегда будет определенная часть туристов, желающих прибыть в центр города, и суда будут швартоваться на набережных. Однако это другой, своего рода «бутиковый» сегмент, это суда иного класса и меньшие по размеру, а отнюдь не лайнеры на 3 тыс. человек, которым до сих пор было негде швартоваться, кроме грузового порта. Обслуживание круизных судов, приходящих в грузовой порт, мы практически полностью взяли на себя, за исключением четырех-пяти судозаходов. Причем это связано с тем, что в некоторые дни все наши пять причалов заняты. В целом же загрузка имеющихся на сегодня причалов составит в 2010 году около 60-70% их пропускной способности.

– Насколько мобильно вы можете реагировать на потребности круизных компаний и корректировать расписание захода судов в порт?

– Ситуация, когда в некоторые дни мы не можем принять суда всех компаний, желающих прийти в наш порт, – дополнительное подтверждение важнейшего для круизного рынка принципа: расписание должно формироваться за год-полтора, а иногда и за два года. Круизный рынок очень консервативен. В числе прочего это связано с тем, что суда с 2-3 тыс. пассажиров – это огромные предприятия со своей сложной логистикой по заходам в порты, обеспечению топливом, продуктами и т.п. Продажи круизов начинаются за год, после чего в силу юридических сложностей уже проблематично что-либо менять. Учитывая это, мы еще несколько лет назад, когда только начиналось строительство порта, стали активно взаимодействовать с круизными компаниями по вопросам расписания будущих судозаходов.

В свою очередь, порт тоже заинтересован, чтобы глубина расписания была большой: мы можем планировать работу, договариваться с городом по определенным вопросам (прежде всего транспортным, особенно в дни проведения таких крупных мероприятий, как Петербургский экономический форум). Это удобно и круизным компаниям: мы готовы идти на определенные коммерческие договоренности, предоставляя скидки тем из них, с кем заключили соглашения раньше. Заблаговременно согласовывая расписание судозаходов, мы можем информировать операторов, что какие-либо даты будут иметь пиковый характер, а в каких-то случаях можем рекомендовать, чтобы они выстраивали свои программы с учетом интересных мероприятий – Дня города, праздника «Алые паруса» и т.д.

Домашний потенциал

– Каковы перспективы достижения договоренностей с паромными линиями?

– На ранней стадии новый порт предполагалось строить скорее как паромный, чем круизный. Затем, в процессе работы, возникло понимание, что круизный рынок – наиболее понятный и предсказуемый, и мы структурировали порт в первую очередь как круизный. Тем не менее изначально планировалось, что паромы будут существенной составляющей нашего бизнеса. К тому же паромные линии имеют такое преимущество, как круглогодичность, а круизные функционируют лишь пять месяцев в году.

Я считаю большим успехом, что мы достигли в этом году договоренностей о работе с двумя паромными линиями. Линия St. Peterline стартовала с Морского вокзала. Но со следующего года, когда в рамках третьей очереди строительства порта появится соответствующая паромная инфраструктура (в том числе для приема автомобилей), эта линия перейдет на обслуживание в порт «Морской фасад». Вторая паромная линия, S-Continental, не имеющая требований по обслуживанию машин, сразу начинает работать с нами – уже с июля 2010 года.

После неудачного опыта финской линии два года назад существовали опасения, что это может отпугнуть паромных операторов. Честь и хвала паромным линиям – они пошли на риск. Однако, несомненно, принимая решения, они исходили в том числе и из того, что существует порт «Морской фасад» и появится специальный терминал для паромных линий.

– Ожидаете ли вы изменения характера обслуживаемых в порту туристических потоков, имеющих сейчас в основном транзитный характер, за счет увеличения количества круизов, которые начинаются в Петербурге?

– Безусловно, будет возрастать количество круизов, начинающихся в Санкт-Петербурге, и такие продукты уже появляются. Круизы в нашу первую зимнюю навигацию стартовали в Петербурге, отсюда начинались и четырехдневные круизы по Балтийскому морю в минувшие майские праздники. Первый такой опыт с точки зрения продаж оказался весьма успешным. Надеюсь, это станет предтечей появления новых больших туристических продуктов с началом круизов по Балтийскому морю в Петербурге. Например, пассажиры могут собираться в Петербурге, в течение трех-пяти дней знакомиться с достопримечательностями, в том числе пригородами, а затем уже отправляться в круиз по Балтийскому морю. Придет время и для подобного турпродукта!

Кстати, «Морской фасад» имеет потенциал стать не только транзитным, но и home-портом, причем и для российских, и для иностранных туристов. Одно из обязательных условий – наличие современного аэропорта, и соответствующий проект развития «Пулково» недавно стартовал. А благодаря строительству Западного скоростного диаметра «Морской фасад» получит удобную и вполне понятную транспортную связь с реконструированным аэропортом. Добираться в наш порт станет очень удобно. Надеюсь, его привлекательности будет способствовать и то, что со временем все-таки решатся визовые проблемы для иностранных граждан (для граждан России и СНГ они уже решены).

– Как развивается сопутствующий проект создания в устье реки Смоленки Речного порта «Морской фасад», призванного выполнять и такую важную задачу, как вывоз пассажиров из Морского пассажирского порта?

– Проект продвигается, становясь более широким и многообразным. Началось проектирование порта. Дойдет дело и до проектирования новых речных судов – есть концепция, которую мы согласовываем в том числе с круизными компаниями и туроператорами. По масштабам Речной порт не станет вторым портом «Морской фасад», тем не менее это большой проект, который войдет в инфраструктуру речных перевозок Петербурга. Мы много внимания уделяли тому, чтобы эта точка на карте города – наш Речной порт – была увязана с общей концепцией речных перевозок, которую разрабатывает петербургский Комитет по транспортно-транзитной политике.

В нынешнем году мы будем вывозить часть туристов на «Метеорах». Турфирмы, в принципе, на это с удовольствием соглашаются. Лимитирующим фактором скорее оказываются возможности водного транспорта в Петербурге. Полагаю, что в эту навигацию мы сможем вывезти речным транспортом порядка 10% туристов.

– Насколько коммерчески эффективной оказывается эксплуатация строящегося порта и намерена ли УК «Морской фасад» получить право управления портом после его передачи в собственность города?

– Пока можно сказать: то, что мы имеем с точки зрения коммерческой деятельности порта, оказывается даже лучше прогнозов, которые были в планах. Порт явно не убыточный – он полностью себя окупает. Никаких неприятных сюрпризов не случилось. Предсказуемо идет и текущее развитие порта – реализуются все наши планы по привлечению круизных и паромных линий, по сдаче в аренду площадей и т.д. В процессе строительства порта будут еще вторая и третья навигации. Город, когда мы закончим строительство, станет собственником 100% акций «Морского фасада». И, конечно, мы надеемся, что город будет удовлетворен нашей работой в качестве управляющих и оставит нас управлять портом в дальнейшем. Мы и раньше рассчитывали на продолжение работы, а сейчас, получив дополнительный опыт, тем более убеждены, что с задачами эффективного управления новым портом справимся. 

Санкт-Петербург