Вариации на тему

Александр Ходачек
профессор, д.э.н., заслуженный экономист РФ, президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
24 мая 2010, 00:00
  Северо-Запад

Предугадать будущее Санкт-Петербурга несложно. Базовые условия известны, перспективы в определенной степени прогнозируемы. Остается выбрать один из сценариев развития

Версий о будущем Петербурга много. Начиная с популистских размышлений о лучшем городе на Земле и заканчивая серьезными экономическими исследованиями. Рассматривать варианты развития Северной столицы необходимо как раз через призму экономических стратегий. Общественное мнение, безусловно, необходимо при решении локальных городских задач, но Петербург встроен, и весьма успешно, в глобальные экономические отношения. И его развитие неизбежно зависит от того, насколько качественной будет синергия этих отношений.

Принципиально важно определить стратегические направления развития: делать ставку и направлять ресурсы на преобладающий внешний обмен, экономическую экспансию и экспорт либо сделать акцент на внутренней экономике города, российском рынке и местных ресурсах? Второе надежнее, но зачастую менее выгодно сегодня. Первое быстрее может привести к эффективному результату, но менее надежно, так как риски выше. Выбор комбинации зависит от оценки факторов развития города, геополитической ситуации и международной стратегической конъюнктуры.

Важное значение будет иметь четкая политика в отношении развития стратегических функций города. Это те отрасли, производства, направления и сферы экономической деятельности, которые ориентированы на внутрироссийский и международный рынки и характеризуют роль региона в территориальном разделении труда, в российской экономике и мировом хозяйстве. Степень развитости стратегических функций определяется тем, на что больше ориентируется город – на внутреннюю экономику или внешний обмен.

Набор с конкретикой

Возникают вопросы о критериях выбора стратегических функций. Главный – дают ли они достаточное количество рабочих мест для населения города и региона? Насколько достаточен доход для города, его бюджета и жителей? Кроме того, стратегические функции должны обладать качествами надежности, тесно связывать Санкт-Петербург прежде всего с российским рынком. Конкретный набор стратегических функций определяется особенностями Петербурга, его территорией, условиями и факторами развития. Отмечается высокая доля внешнего сектора, ориентированного на обмен, большое разнообразие стратегических функций, усиление в перспективе их связи с российским рынком.

 pic_text1 Фото: START GALLERY
Фото: START GALLERY

По значимости для занятости, бюджета, стратегической надежности эти функции можно расположить в следующем порядке. Прежде всего – промышленность, ориентированная на выпуск стартовых серий новой техники для России в сотрудничестве с зарубежными фирмами, оборудования для топливно-энергетического комплекса, высококачественных предметов потребления, пищевой продукции, продукции для военно-промышленного и лесопромышленного комплекса, средств транспорта. Затем – транспортно-внешнеторговая функция с созданием хозяйственного и финансового комплекса приморского (приграничного) транзитного типа. Не стоит забывать о культурно-образовательной и туристической функциях, а также о науке и инновациях. Важна организационно-хозяйственная роль Санкт-Петербурга как второй столицы России и формирование здесь соответствующего социально-экономического комплекса.

Для Петербурга важнейшее значение будет иметь диверсификация градообразующей базы, опора на несколько стабильных стратегических направлений получения дохода. Акцент только на одном-двух направлениях (например, на посреднической роли во внешнеполитических связях России или туризме) лишает город стратегической стабильности. Отдельного внимания заслуживают предпочтения спроса инвесторов, направленного на экономику Северной столицы. На основе анализа интересов различных групп инвесторов можно сформулировать территориальные и отраслевые предпочтения спроса, выделить основные проблемы.

Три сценария жизни…

Развитие Санкт-Петербурга в период до 2025 года будет определяться прежде всего тремя главными факторами: динамикой численности и структурой населения; возможностями развития сотрудничества Петербурга и России в целом с западными странами; возможностями использования внутреннего инвестиционного потенциала. Меньшее значение будет иметь научно-производственный потенциал. Ограничителями будут выступать планировочные условия и требования культурно-исторического характера. Рассмотрим три возможных сценария развития Петербурга, которым соответствуют параметры отдельных элементов. Эти сценарии предполагают различную степень использования и влияния основных условий и факторов развития города.

Основной (базовый) сценарий №1 (реалистический) предполагает сохранение Санкт-Петербургом того места и функций в экономике России, которые сформировались в последние 10-12 лет (с 2000 года). Сохранение нынешнего геополитического и геоэкономического положения города, проявившихся в последние годы тенденций роста инвестиционного спроса и его опережения по сравнению с ростом потребительского спроса. Этот сценарий потребует значительных затрат на борьбу за высокий инвестиционный рейтинг. Данный сценарий и рассматривается как основной.

 pic_text2 Фото: START GALLERY
Фото: START GALLERY

Чтобы активизировать инвестиционный процесс, в городе целесообразно проводить совместную с органами власти, занимающимися вопросами управления городским имуществом, политику эффективного использования объектов собственности Петербурга, что включает в себя взаимную интеграцию инвестиционных аспектов деятельности по управлению городским имуществом в комплекс мероприятий по стимулированию инвестиционной активности. В качестве примера можно отметить консолидацию усилий по информационно-консультационному сопровождению продаж привлекательной с инвестиционной точки зрения собственности.

Сценарий №2 (оптимистический) предполагает еще более полное использование выгод геоэкономического положения города, в частности за счет перемещения в Петербург части транзитных функций, выполняемых странами Балтийского региона; существенное увеличение инвестиционной привлекательности и потребительского спроса, в том числе за счет улучшения общего имиджа города. Предполагается, что в этом плане город будет выигрывать у соседей, однако в условиях обострения межрегиональной и межстрановой конкуренции этот сценарий менее реален, чем первый.

Сценарий №3 (пессимистический) предполагает, что город лишится существенной части своих геополитических и геоэкономических выгод. Это произойдет в связи с более интенсивным развитием регионов Европейского Севера России (нефтепровод Сибирь – Мурманск, освоение шельфа, проект Nord Stream и др.), сохранением странами Балтийского региона транзитных функций (при поддержке ЕС и НАТО). Это снизит приток населения, обусловит существенное снижение темпов роста инвестиционного и потребительского спроса. Направление развития Петербурга существенно сместится в сторону обеспечения нужд внутрироссийского рынка и сотрудничества с Ленинградской областью и другими регионами Северо-Западного федерального округа.

Как дополнительный рассмотрен сценарий, предполагающий объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Он может быть реализован, по-видимому, как улучшенный сценарий №3, когда город будет вынужден при поддержке федерального центра пойти на интеграцию с областью, которая будет к тому времени располагать более существенными возможностями экономического роста.

…и их последствия

В результате реализации базового сценария развития удастся в долгосрочной перспективе поддержать занятость населения на уровне 2,1-2,2 млн человек, что будет соответствовать динамике численности населения и позволит минимизировать уровень безработицы до 3-4% от экономически активного населения. Валовой региональный продукт вырастет примерно до 2-2,5 трлн рублей, что при улучшении структуры его распределения позволит к 2025 году увеличить реальные доходы населения до 400 тыс. рублей (33-40 тыс. в месяц) в год на одного жителя (в сопоставимых ценах).

Будут произведены в безопасных интервалах структурные сдвиги в занятости, что позволит избежать серьезных деформаций в профессионально-квалификационном составе трудоспособного населения, достигнуто более рациональное использование городских территорий. Малоиспользуемые производственные территории трансформируются в селитебные зоны, коммуникации и зеленые массивы. Доля территорий, занятых градообразующими объектами, уменьшится на четверть, а в абсолютном исчислении – на 60-70 тыс. га. Возрастут научно-технический потенциал и занятость в отрасли «Наука и научное обслуживание», что несколько сгладит профессиональную неустроенность десятков тысяч жителей города.

Ориентация экономики города на внешнеэкономическую сферу сохранится в пределах 35-37%, что обеспечивает поступление относительно высоких доходов, но серьезно не нарушает региональную экономическую безопасность. В промышленном производстве структурные сдвиги не нарушат позиций машиностроения, которое останется центром научно-технического прогресса для страны. В то же время структура промышленности будет больше ориентирована на конечный продукт с высокой степенью добавленной стоимости. Наконец, будет достигнута высокая степень использования туристического потенциала Петербурга.

В случае развития города по оптимистическому сценарию предложенные параметры окажутся на 20-30% выше. По качеству жизни Северная столица может выйти на среднеевропейский уровень. Наряду с усилением деятельности по стимулированию инвестиционной активности руководству Петербурга необходимо повышать эффективность использования бюджетных инвестиций в направлении обеспечения преемственности и непрерывности финансирования инвестиционных проектов и программ, существенного повышения результативности государственного инвестирования.

Облик Санкт-Петербурга в случае реализации пессимистического сценария можно представить следующим образом. Удаленный уголок Европы, мало связанный с Россией. Спокойная портовая гавань и место тихого отдыха пожилых иностранных туристов, что, тем не менее, не дает достаточного дохода основной части населения. Значительная безработица, существенные проблемы в городском хозяйстве, состоянии жилого и нежилого фонда (включая большую часть исторического центра). Промышленность, сфера науки и научного обслуживания составляют существенную часть экономики города, но работают на 60% своих возможностей. Развита сеть досуга, сферы торговли и обслуживания (музеи, театры, клубы, кафе, спортивные центры).

Разбивка по сегментам

Динамика численности занятого населения в значительной степени будет определяться процессами демографического развития. В перспективе следует ожидать некоторого улучшения демографической ситуации. Это выразится прежде всего в постепенном росте рождаемости. Число родившихся увеличится на 30-35% (в расчете на год). Это позволит замедлить естественную убыль населения, и в итоге к 2025 году в городе будут проживать не менее 4,7 млн человек (в случае сохранения существующих тенденций – не более 4,6 млн). В этих условиях сохранение и развитие Санкт-Петербурга невозможны без массированного притока населения, прежде всего – из ближнего зарубежья и отчасти из других стран. В сумме положительное сальдо можно оценить за весь 25-летний период в 600-800 тыс. человек. При этом в расчете на год его величина возрастет к концу этого периода в три раза (до 50-55 тыс. человек).

Доля трудоспособного населения в первой половине периода будет стабильной, на уровне 60-61%, но в дальнейшем в связи с ростом рождаемости и сдвигами в возрастной структуре она существенно снизится. В итоге при росте общей численности населения после 2010 года этот показатель уменьшится. По сценарию №1 за 25-летний период предполагается уменьшение численности занятых на 10-12%. Если же исключить механический приток, то сокращение занятости приобретает обвальный характер – на 35-40%. Это будет характерно для сценария №3. Развитие по сценарию №2 предполагает незначительное (на 5-6%) снижение численности в первую половину расчетного периода, а затем некоторый ее рост.

В структуре занятости доля отраслей и сфер, имеющих градообразующую направленность, не претерпит существенных изменений, оставаясь на уровне 70%. При этом занятость в промышленности сократится до 320-330 тыс. человек, то есть на 30%. По демографическим причинам несколько уменьшится доля занятых в сфере подготовки кадров. Следует ожидать роста занятости в строительстве, что обусловлено необходимостью остановить прогрессирующее выбытие основных фондов, в науке (поддержание конкурентоспособности экономики города и России), а также на транспорте и в сфере туризма и услуг.

При реализации сценария №2 в занятости будут происходить процессы, характерные для начальной фазы постиндустриального этапа развития. Это выразится в определенном восстановлении доли занятых в науке, прогрессирующем увеличении в структуре занятости транспортно-коммуникационной сферы, инновационно-инвестиционного комплекса и посреднической деятельности, а также в существенном падении доли занятых в промышленности. Сценарий №3 будет характеризоваться определенной консервацией структуры занятости, наиболее заметным окажется относительное снижение занятости в промышленности.

При всех сценариях развития города объемы ВРП и промышленного производства будут увеличиваться и среднегодовые темпы роста ВРП как минимум удвоятся, а при оптимистическом сценарии (№2) – утроятся. Общий уровень открытости экономики города достаточно существенно возрастет (до 80% и более). При этом по первым двум сценариям особенно усилится ориентация экономики на обслуживание внешнеэкономических связей и экспорт – в сумме до 35-40% всего хозяйства Петербурга. При реализации сценария №3 уровень открытости экономики не вырастет.

ВРП (в сопоставимых ценах) увеличится с 94 до 1440 тыс. рублей на одного жителя, что дает в среднем 6-7% годовых. Объем промышленной продукции возрастет за 25-летний период примерно в три с половиной раза (против четырех с половиной раз по ВРП). В структуре промышленности увеличится доля энергетического и точного машиностроения, которое преимущественно будет работать на российский рынок, но будет иметь развитые производственно-технологические связи с западными фирмами. Несколько сократится за счет изменения в структуре потребления доля пищевой промышленности. В легкой же промышленности, напротив, следует ожидать оживления.

В целом такое же направление развития промышленности будет характерно для сценария №2. При этом более заметной окажется динамика развития отраслей и производств, ориентированных на конечное потребление домашними хозяйствами товаров непродовольственной группы, а также производства средств транспорта и коммуникационной сферы, стройматериалов. При развитии по сценарию №2 промышленность в значительной мере сохранит прежние позиции и будет ориентироваться на производство оборудования для различных отраслей российской экономики, товаров продовольственной группы.

В рамках основного сценария (№1) существенный приток населения потребует активизации жилищного строительства, в том числе строительства малоэтажного жилья. Ежегодный объем ввода жилья увеличится в два с половиной раза, а общая величина жилищного фонда города достигнет 150-160 млн кв. м (рост в полтора раза). При этом в связи с расширением малоэтажной и коттеджной застройки площадь селитебных территорий будет расти более высокими темпами. Сокращение территорий, занятых градообразующими объектами, примерно на 20% не создает нужного территориального ресурса. В связи с этим возникает необходимость расширения территории Санкт-Петербурга за счет Ленинградской области (в рамках 50-километровой зоны), а также изменения городской черты. Территориальный рост станет особенно заметным при реализации сценария №2 и минимальным – при сценарии №3.

В составе отраслей Петербурга особенно существенный рост покажет строительный комплекс. Это обусловлено необходимостью восстановления производственного аппарата и городской инфраструктуры. Уровень инвестиций необходимо будет довести до 27-30% ВРП, что соответствует макроэкономическим нормативам активной модернизации экономики, увеличив их объем в пять раз. В еще большей степени возрастет объем работ по строительному подряду. При реализации сценария №2 уровень инвестиций превысит 30%, по сценарию №3 их общая величина также будет достаточно значительной, что вызовет ограничение роста потребительского спроса.

Внешний транспорт – один из наиболее активно развивающихся элементов градообразующей базы. Объем перевозок грузов возрастет на всех видах транспорта, но в большей мере – на морском, автомобильном и трубопроводном. Что, в частности, связано с интенсификацией грузопассажирского паромного сообщения на линиях Калининград – Усть-Луга, Хельсинки – Санкт-Петербург и Санкт-Петербург – порты Германии. При этом развитие транспортного комплекса будет выражаться не столько в росте объемов перевозок, сколько в росте стоимости грузов, развитии логистической инфраструктуры. Этот процесс наиболее интенсивно будет осуществляться при условии реализации сценария №2.

Важнейшей останется градообразующая роль туризма. Однако его развитие не будет значительным, так как набор факторов активизации туризма в городе достаточно ограничен и они уже в значительной мере использованы. Цифра 6-7 млн иностранных туристов в год с пребыванием в Петербурге в среднем в течение шести-семи дней будет означать достижение 80-85% туристической емкости города. При сценарном варианте №2 потолок экстенсивного развития туризма практически будет достигнут и встанет задача его качественного роста и увеличения на этой базе доходов города.

А если объединиться?

Слияние Петербурга и Ленинградской области в существующих границах в настоящее время представляется гипотетическим. Слишком различны условия и задачи экономического развития, управления, далеко не одинаковы проблемы социального, инфраструктурного, планировочного и экологического характера. Мировая практика свидетельствует, что крупнейшие города почти всегда представляют собой отдельные от окружающих территорий административные образования. Тем не менее объединение Петербурга, имеющего целый ряд ограничений для экономического развития и инвестиций, и Ленинградской области может в проектном периоде стать реальностью.

Сама идея объединения с разной степенью интенсивности прорабатывается с начала 1980-х годов. К моменту завершения сроков реализации Генплана 1966-1986 годов Ленинград и Ленинградская область представляли собой единый экономический организм. Филиалы многих промышленных объединений и проектных организаций находились на территории области. Вывод экологически неблагоприятных предприятий из центральной исторической части города в соответствии с федеральной подпрограммой «Сохранение исторического центра Санкт-Петербурга» планировался на площадки, специально зарезервированные в Ленобласти.

Когда в 1987 году был утвержден новый Генплан Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, он предусматривал комплексное развитие их территорий. В принятом документе фактически были заложены основы поэтапного объединения двух федеральных субъектов к середине 1990-х годов, однако этого не произошло.

Определим несколько факторов, связанных с проблемами сотрудничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области в целях регионального экономического развития. Формирование единого экономического пространства города и области при объективном развитии внешних связей требует изучения новых закономерностей регионального развития, возникающих в условиях трансформирующейся экономики. Экономические реформы могут привести к изменению территориальной структуры экономики, при этом механизмы экономического управления территориальным развитием в новых условиях не выявлены как в целом, так и для объединяемых субъектов.

Не стоит забывать о том, что еще не сложилась новая система управления региональным развитием. Механизмы региональной политики существуют в различных правовых полях, их нерегулируемое взаимодействие приводит к углублению экономической дифференциации. В структуре механизмов региональной политики важное значение приобретают факторы территориального управления экономическим развитием. Глобализация мировой экономики проявляется в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по-разному.

Но есть и общие интересы. Планирование и координация экономической и социальной политики будут способствовать развитию двух федеральных субъектов, приведут к улучшению деятельности их хозяйствующих структур. Экономическая политика, которая может быть предложена на ближайшее время, – это создание благоприятных условий для интеграции города и области (нормативно-правовая база, инвестиционная политика, пространственное планирование, развитие инфраструктуры), координация их промышленной и аграрной политики (в части реструктуризации промышленного производства, повышения конкурентоспособности АПК). Координация развития малого и среднего бизнеса может осуществляться за счет разработки совместных программ поддержки малого предпринимательства, объединения ресурсов. Информационно-аналитическое обеспечение процесса интеграции должно происходить на основе единых интегрированных показателей социально-экономического развития города и области, создания единой информационной базы.

Основные направления развития транспортного комплекса могут быть представлены в следующем виде: морские порты, дорожная сеть, интермодальные коридоры, железные дороги; развитие системы пригородного пассажирского транспорта (сезонные перевозки, пересадочные узлы); финансирование совместных проектов по аналогии с Кольцевой автодорогой (государственно-частное партнерство при строительстве скоростных платных автомагистралей). Эти мероприятия должны быть реализованы в рамках Стратегии развития транспортной системы Северо-Запада до 2020 года.

Если Петербург начнет развиваться по пессимистическому сценарию (№3), объединение с Ленобластью даст определенные возможности для дальнейшего функционирования и определенного развития (в значительной мере экстенсивного) экономики города, для передислокации на территорию области ряда городских объектов. С меньшими затратами можно будет решать проблемы инфраструктурного, рекреационного характера, селитебных территорий. Основные параметры развития сложатся как средние между показателями сценариев №1 и №3. Предполагается более полное использование выгод геоэкономического положения города и области, в частности за счет перемещения в создаваемый макрорегион части транзитных функций, выполняемых странами Балтии. А также существенное увеличение инвестиционной привлекательности и потребительского спроса, в том числе за счет улучшения общего имиджа.  

Санкт-Петербург

 vrez_picture_1

К вопросу о предпочтениях

Территориальные предпочтения. Среди наиболее привлекательных территорий для осуществления инвестиционной деятельности можно выделить:

  • исторический центр Санкт-Петербурга;
  • существующие и новые нежилые зоны, расположенные вблизи границ города;
  • новые осваиваемые территории под жилищное строительство;
  • территории промышленной реконструкции.

Основные проблемы, затрудняющие размещение предприятий:

  • проблемы прав собственности на объекты инвестиций;
  • нежелание собственников реализовывать простаивающие площади;
  • недостаточное инженерное и транспортное обеспечение участков.

Отраслевые предпочтения. Среди основных отраслевых предпочтений можно выделить:

  • промышленность (преимущественно пищевая);
  • транспорт (международные и межрегиональные транспортно-логистические услуги);
  • связь (телекоммуникации и информационные технологии);
  • строительство;
  • торговля и общественное питание (включая коммерческую функцию обслуживания внешнеторгового оборота России).

Основные мотивы отраслевых предпочтений спроса:

  • возможности потребления внутреннего рынка Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона.