Равнение на шведов

24 мая 2010, 00:00
  Северо-Запад

В прошлом году Швеция стала единственной страной Скандинавии, где вырос уровень иностранного туризма. Более того, среди всех европейских стран лишь Швеции и Сербии удалось увеличить долю въездного туризма по сравнению с 2008 годом. В 2009-м иностранные туристы провели в Швеции 12,9 млн суток, по сравнению с предыдущим годом рост составил 3,5%. За последние несколько лет Швеция постоянно увеличивает свою долю на рынке въездного туризма: сегодня почти каждый четвертый иностранец, приезжающий в Скандинавию, предпочитает останавливаться в Швеции. Норвегию, которая занимает второе место на общескандинавском рынке, посещает лишь каждый пятый иностранный турист. Падение больше всего ощутила Дания: в 2009-м иностранные туристы провели в стране на 2 млн суток меньше, чем годом ранее.

«Шведы работают лучше нас. Это показывают цифры», – признает директор департамента туризма Innovation Norway (государственная организация, занимающаяся продвижением норвежского бизнеса за рубежом) Пер-Арне Туфтин. Шведы не только лучше продают туристические услуги, но и эффективнее занимаются маркетингом, особенно по сравнению с Норвегией. Так, ежегодные государственные расходы на рекламу норвежских туруслуг за рубежом за последние пять лет удвоились и составляют более 30 млн евро. А шведский рекламный бюджет не превышает 18 млн евро.

«Мы стали более эффективными и работаем не так, как раньше», – подтверждает исполнительный директор организации VisitSweden Томас Брюль. Он полагает, что для привлечения клиентов следует давать больше информации о туристических направлениях, услугах и достопримечательностях, а не тратить деньги на рекламу на остановках общественного транспорта. Необходимо также работать с конкретными целевыми группами, особенно в больших городах, уделяя особое внимание интернету. «Больше авиационных рейсов, лучшие продажи и умело скроенные маршруты», – конкретизирует Брюль.

Представители норвежского и датского туристического бизнеса склонны, однако, объяснять шведский успех другими факторами – более низкими ценами и относительно дешевой местной валютой. Кроме того, датчане считают своей ахиллесовой пятой высокий уровень НДС на гостиничное обслуживание – 25%, тогда как в Норвегии, Швеции и Финляндии он составляет 12%. «Наша проблема не в том, чтобы стать лучше других, а в том, чтобы сравняться с другими», – размышляет лидер объединения туристических организаций Дании Йенс Циммер Кристенсен.