Форпост для развития

24 мая 2010, 00:00
  Северо-Запад

Приобретение регионального игрока позволит «Синтерре» увеличить свою долю на мурманском телекоммуникационном рынке

В середине мая 2010 года группа компаний «Синтерра» объявила о приобретении 98,51% акций альтернативного оператора «Северо-Западная компания по телекоммуникациям и информатике» (СЗКТИ), предоставляющего услуги на территории Мурманской области. При этом не исключена возможность покупки «Синтеррой» некоторых операторов в Мурманском и в других регионах СЗФО. Ранее руководство «Синтерры» объявило, что один из акцентов в развитии регионального присутствия компании в нынешнем году – стратегия слияний и поглощений (A&M). Эта стратегия будет реализовываться параллельно с органическим ростом региональных компаний, инвестиции в который составят порядка 1,7 млрд рублей.

Справедливая цена

В рамках реализации стратегии A&M в апреле и был приобретен пакет акций СЗКТИ: компания «ПетерСтар», входящая в ГК «Синтерра», купила 85,97% голосующих акций у Nasver Trade Limited и 12,54% голосующих акций у физических лиц – акционеров оператора. В «Синтерре» сумму сделки не раскрывают. По данным «Эксперта С-З», цена сделки составила 452 млн рублей.

Экономический кризис не мог не сказаться на стоимости телекоммуникационных компаний. «Разумеется, цены на активы в последнее время снизились, – комментирует генеральный директор компании „Рустелеком“ Юрий Брюквин. – Во-первых, уменьшилось количество потенциальных покупателей, во-вторых, выросло число потенциальных продавцов. Но, что гораздо важнее, покупатели стали разборчивее, если так можно выразиться. К примеру, если раньше при оценке домашних сетей часто оперировали понятием „стоимость абонента“, то в последнее время подавляющее большинство покупателей предпочитают оценивать бизнес таких провайдеров, исходя из финансовых показателей – выручки и чистой прибыли».

Интерес «Синтерры» к СЗКТИ обусловлен несколькими причинами. Первая из них – достаточно значимая доля рынка оператора в Мурманской области: по оценкам аналитиков, более 10%; более крупная доля только у «Северо-Западного Телекома» (СЗТ). В самой компании абонентскую базу оценивают в 12 тыс. корпоративных клиентов и примерно 8 тыс. частных пользователей широкополосного доступа (ШПД). При этом СЗКТИ представлена практически во всех крупных населенных пунктах Мурманской области. Кроме того, она предоставляет услуги на базе проводных и беспроводных технологий – Ethernet, xDSL, WiMax и Wi-Fi. 

Инициатива поглощения

Сама «Синтерра» представлена в Мурманске филиалом «ПетерСтара», образованным в 2006 году путем покупки в конце 2004-го компании «Аспол Диамант Мурманск». Также у «Синтерры» есть в Мурманской области магистральные линии связи и ЦОД. При этом доля «ПетерСтара» в области невелика – менее 5%. Генеральный директор «ПетерСтара» Евгений Васильев полагает, что приобретение СЗКТИ позволит компании увеличить свою долю рынка до 15%.

«СЗКТИ нельзя отнести к маркетмейкеру: определяющего влияния на сегмент ШПД в регионе она не оказывает, – отмечает Брюквин. – Позиции „ПетерСтара“ с приобретением СЗКТИ, разумеется, усилятся. Прежде всего, он получит развитую инфраструктуру связи, на базе которой сможет выйти с предложениями в новые районы и новые сегменты потребителей. Вдобавок существующая клиентская база, как мне кажется, будет генерировать сравнительно стабильный денежный поток, что позволит „ПетерСтару“ усиливать маркетинговое давление в наиболее быстрорастущих секторах, прежде всего – на рынке интернет-доступа».

Рынок ШПД Мурманской области можно назвать развитым – уровень проникновения превышает 50%. По данным «Рустелекома», здесь более 150 тыс. интернет-пользователей. Заметных игроков рынка – порядка десяти, при этом абонентская база крупнейшего из них – СЗТ – превышает 80 тыс. пользователей. Аналитик iKS-Consulting Елена Крылова считает, что компании «Мурманские МультиСервисные Сети» и «Колателеком» потенциально интересны для «Синтерры»: их приобретение и консолидация позволили бы оператору получить около четверти местного рынка ШПД.

Есть потенциально интересные для «Синтерры» операторы и в других регионах Северо-Запада: «ТИС Диалог» в Калининграде, «Парма-Информ» в Коми, «Ситилинк» в Карелии. Из петербургских операторов интерес для «Синтерры», по мнению Крыловой, могут представлять InterZet и «ПиН Телеком».

Сделка по СЗКТИ – не первая за последнее время инициатива «Синтерры» в рамках стратегии A&M. Так, объявлено еще об одной покупке – крупного альтернативного оператора «Кансстел», работающего на территории Твери. В апреле Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России удовлетворила ходатайство «ПетерСтара» о приобретении 100% доли собственности оператора «Выборгтелеком».

Растущая региональная активность «Синтерры» в последние годы привела к тому, что роль региональных структур в ее бизнесе постепенно увеличивается. Например, по данным самого оператора, только в 2009 году суммарные доходы от региональных компаний составили 46% консолидированной выручки, причем рост за год оказался равен 7%.

«Синтерра» – не единственная телекоммуникационная компания, проявившая в последнее время активность в сегменте M&A. Так, в конце декабря 2009 года компания МТС объявила о покупке магистрального оператора «Евротел», сумма сделки составила 110 млн долларов. Кроме того, в апреле МТС подала в ФАС ходатайство о покупке группы операторов кабельного телевидения и интернет-доступа «Мультирегион», представленного в 37 регионах РФ. Сделка оценивается примерно в 150 млн долларов. «Комстар-Регионы» в феврале приобрел ярославского оператора «ТензорТелеком», стоимость сделки – 220 млн рублей. Покупки совершаются наиболее крупными игроками рынка в русле тенденции к консолидации и укрупнению операторов, которая прогнозировалась аналитиками еще в начале кризиса.   

Санкт-Петербург