Не все прибыльно, что ИT

Иллюзии относительно простоты рынка дата-центров привели к тому, что многие новые игроки при работе на нем столкнулись с серьезными проблемами

Многие новинки рынка ИT и телекоммуникаций пришлись на кризисные годы. Высокоскоростной мобильный интернет, IPTV, революция в сфере продаж ПО, носящая замысловатое название SaaS (переход от приобретения ПО к его аренде). Рост рынка и востребованность ИT-услуг побудили участников вкладываться в развитие новых направлений.

Проявилась подобная тенденция и в таком сегменте рынка ИT, как рынок дата-центров (центров обработки данных). Большое количество начатых в 2007-2008 годах проектов привело к тому, что нынешний период станет рекордным по числу открытия центров обработки данных (ЦОД) и соответствующему приросту предложения на данном рынке. Так, из достаточно небольшого числа масштабных дата-центров такие проекты, как второй ЦОД «Селектела», Infobox и «ПиН Телеком», запущены в 2009 году. Из площадок меньшей площади в минувшем году стартовали «Радуга-2», Tieto и «Фортис». При этом общие показатели могли оказаться более впечатляющими, если бы запуск ряда проектов не отложили до текущего года.

Откроются, по некоторым оценкам, самый масштабный дата-центр Петербурга «Линкс Телеком», большой ЦОД от «Селектел» в Ленобласти и ряд проектов масштабом поменьше – от «ЛАНК Телекома», «Филанко» и др. В итоге объем площадей дата-центров уже почти удвоился, а к концу года вырастет еще в несколько раз.

Общее дело

Проблема в том, что ажиотаж в создании дата-центров, который наблюдался в 2008 году, изначально не соответствовал потребностям рынка. Столь серьезное приращение площадей стало результатом массового увлечения модным направлением, которое затронуло не только операторов связи, но и компании, далекие от ИT или телеком-бизнеса. «Отраслевые аналитики говорили о дефиците мощностей дата-центров. Эти выводы активно подогревались поставщиками оборудования и решений. Кажущаяся простота бизнеса тоже внесла свой вклад. Все это, в том числе ошибочное бизнес-планирование, привело к запуску строительства в Петербурге излишних мощностей», – размышляет менеджер по маркетингу компании Eltel Константин Киселев. Определенную роль сыграло и то, что развитием данного направления заинтересовались федеральные игроки, анонсировавшие проекты национального масштаба (например, проект «40х40» от «Синтерры»), добавляет начальник отдела развития новых услуг «ПетерСтара» Антон Воронин. Он уверен, что лишь единицы новых игроков имеют шансы на успех, а большинство в ближайшем будущем не принесут ощутимой прибыли владельцам.

Российские строители центров обработки данных ограничились инженерией, а более сложные ИТ-решения у нас не воплощены

Впрочем, по мнению участников рынка, не все ЦОДы находятся в одинаково плохих условиях. Дата-центры операторов связи обладают преимуществами по сравнению с другими игроками. Во-первых, операторы активно развивают новые услуги, организация которых требует информационных мощностей (например, IPTV и различные предложения из области виртуализации), то есть частично сами загружают свои ЦОДы. Кроме того, замечает Киселев, «у них заметное преимущество при продаже услуг – устоявшийся круг клиентов, которым при достижении определенного уровня и возникновении таких задач проще и выгоднее поставить оборудование в сети своего оператора, чем на стороне».

Между тем то, где клиент готов поставить оборудование – в центре обработки данных у оператора или у независимой компании, – рассуждение больше из области теории, нежели практики. Частные клиенты сегодня – и корень зла, и одновременно решение проблем дата-центров. В Петербурге клиенты дата-центров, готовые размещать на их мощностях свои данные, – это игроки ИT-рынка, чей бизнес по определению построен на аренде мощностей ЦОДов (хостинг-провайдеры, контент-провайдеры, а также платежные системы и различные интернет-проекты). С другой стороны, на рынках Европы и США компании, размещающие свои серверы или арендующие вычислительные мощности в дата-центрах, дают последним существенную долю прибыли.

Очевидно, что для игроков рынка максимально правильный и, возможно, единственный выход из ситуации – привлечение этой многочисленной группы клиентов. Что, в свою очередь, означает, что ЦОДам следует решить две основополагающие проблемы. Во-первых, гарантирование высокой степени защищенности данных от потери или утечки и возможность постоянно работать с информацией (вопросы безопасности и доступности). При этом дата-центры должны предоставить уровень цен, который позволит клиентам по крайней мере не проиграть от того, что они отдают заботу о своих данных на сторону.

Ответить за стандарт

Условия существования дата-центров в России на порядок сложнее, чем, к примеру, в США, где рынок ЦОДов востребован и продолжает развиваться. В США есть соответствующая законодательная база, традиции заключения договоров, предусматривающих значительные выплаты в случае перебоев в работе дата-центров. «Компания, размещающая в американских дата-центрах свои данные, знает: поставщик услуг отвечает за качество работы своим бизнесом (вплоть до того, что его можно через суд обанкротить)», – рассуждает директор по развитию бизнеса компании «Тринити» Дмитрий Гриневич. В российских условиях владелец дата-центра в случае несоблюдения стандартов работы рискует лишь тем, что ему не оплатят услугу. Участники рынка рассказывают, что все большее распространение получают SLA-договоры, подробно оговаривающие размеры штрафов за несоблюдение условий работы. Вместе с тем, хотя известны случаи перебоев в работе ЦОДов, примеров, чтобы компания заставила ЦОД компенсировать масштабные потери от простоя, на рынке еще нет.

Отечественным компаниям требуются дата-центры, отвечающие повышенным требованиям к устойчивости работы энергосистемы и каналов доступа в интернет, к физической безопасности оборудования. Крупным предприятиям или среднему бизнесу могут быть интересны дата-центры только высокой степени надежности, отвечающие международным стандартам Tier3 и Tier4, говорит директор компании «Онланта» Сергей Таран.

Однако у участников рынка большие сомнения насчет того, соответствует ли реальная защита отечественных дата-центров заявленным параметрам (большинство вновь открытых центров сертифицированы по стандарту Tier3). Из всех российских ЦОДов только два проходят аттестацию Uptime Institute (признанного специалиста в области оценки надежности ЦОДов) по уровню Tier3 – Dataspace и «Крок», расположенные в Москве. «Если говорить о Петербурге, то выбирать можно между Tier1 и Tier2. Дата-центров более высокого уровня в городе до сих пор нет (если брать в расчет классификацию по стандартам Uptime Institute, откуда и взято понятие tier)», – констатирует технический директор компании WestCall Александр Фрейдкин. Значит, дата-центрам не нужно задумываться о привлечении кого-либо, кроме присутствующих в регионе хостинг-провайдеров или контент-провайдеров.

На полпути к оптимуму

В развитых странах кризис вызвал повышенный интерес бизнеса к услугам аутсорсинга. Причина проста – отдавать профильным организациям обслуживание баз данных или даже всей ИT-инфраструктуры экономически выгодно. В России на рынке дата-центров наблюдается обратная ситуация – кризис и желание сократить расходы привели к тому, что тенденция к размещению серверов в дата-центрах или аренде мощности пошла на спад. Очевидно, цены за пользование услугами дата-центров превышают расходы компаний на собственные мощности и собственный штат специалистов. Между тем высокие цены – во многом результат того, что создатели ЦОДов лишь отчасти использовали мировой опыт эксплуатации таких объектов.

Российские строители ЦОДов ограничились лишь инженерной инфраструктурой, а более сложные решения, позволяющие с максимальной эффективностью использовать физические ресурсы, у нас не воплощены, сетует Дмитрий Гриневич. Например, когда в России компания арендует в дата-центре определенный дисковый объем и 80% времени загружает его лишь наполовину, вторая половина остается неиспользуемой. В то же время в дата-центрах США в аналогичной ситуации неиспользуемое пространство автоматически перераспределяется для нужд других пользователей, при этом когда идет более высокая загрузка, заказчику автоматически предоставляются все 100% арендованных мощностей. Этот относительно несложный подход позволяет размещать на тех же дисковых пространствах большее число арендуемых мощностей, а следовательно, снижать конечную стоимость услуги. Большинство западных центров обладают целым набором таких решений из области эффективного использования мощностей или энергопотребления, и в результате, если сравнивать цены на услуги дата-центров в США и в России, отличие будет в разы, рассказывает Гриневич. А ведь есть еще виртуализация, которая позволяет увеличить возможности аппаратуры в три-пять раз (если без решений виртуализации компании нужно 100 серверов, то с ними – 30 или даже 20). Между тем, по словам генерального директора компании iPipl Дмитрия Петрова, из питерских ЦОДов только два («Петер-Сервис» и «Фортис») используют технологию виртуализации.

Дата-центры упускают хороший шанс привлечь на свою территорию представителей бизнеса. С января 2011 года вступает в силу закон «О персональных данных». Согласно законопроекту, информация о клиентах, которой обладает любая компания (и хранит в том числе в электронном виде), должна быть соответствующим образом защищена. Необходимость соблюдать закон, новая нагрузка на бизнес – дополнительный аргумент для того, чтобы размещать данные у специализированной компании. «Закон регулирует защиту в первую очередь прав субъектов персональных данных, а степень этой защиты не сильно зависит от того, где хранятся данные – в дата-центре или в самой компании, – рассуждает директор департамента аудита компании «Информзащита» Максим Эмм. Но если отталкиваться от существующих цен на услуги дата-центра с обеспечением защиты, то более вероятен прогноз, что большинство представителей малого и среднего бизнеса выберут вариант выполнения требований закона без привлечения ЦОДов, убежден Эмм.

Неоптимистичная для владельцев дата-центров ситуация на рынке (центры по соотношению «цена – качество» не могут предложить выгодные условия для привлечения большого количества клиентов), очевидно, как-то должна разрешиться. Вариант первый: дата-центры начинают демпинговые войны, опустив рентабельность бизнеса до минимальных показателей. И вариант второй, на наш взгляд, более интересный: дата-центры улучшают параметры обслуживания за счет технического совершенствования, сертификации, использования современных ИT-разработок и, естественно, предложения конкурентоспособной цены.      

Санкт-Петербург