Таможенная несогласованность

31 мая 2010, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Все больше копий ломается вокруг Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Премьер-министр Владимир Путин вынужден признать, что разногласия между странами по «самым чувствительным вопросам» таможенного регулирования не позволят союзу в полной мере функционировать с 1 июля 2010 года. Белорусов не устраивают пошлины на российскую нефть. Казахстан не желает ограничивать своих граждан в беспошлинных покупках дешевых товаров в Китае и отказывает Росгранице в проведении инспекции своей пограничной инфраструктуры на китайской границе. России не удается уговорить соседей ввести запретительные таможенные пошлины на подержанные иномарки.

Кроме того, у России есть определенные административные проблемы с запуском ТС – отсутствие закона «О таможенном регулировании». Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) решила восполнить этот пробел самостоятельно и под шумок внести в Государственную думу не согласованный с профильными министерствами законопроект.

Ознакомившись с документом, чиновники Минэкономразвития и представители бизнеса выразили резкое недовольство этой законодательной инициативой. Руководство ведомства, которое формирует половину доходной части федерального бюджета, решило самостоятельно сформулировать удобные для себя закон. Бизнес уверен, что в случае принятия этой версии законопроекта таможенные органы будут наделены беспрецедентными правами и контролем внешнеэкономической деятельности.

Новая угроза – с началом работы Таможенного союза бизнесмены переведут оформление грузов в союзные страны, где таможня работает более либерально: в рамках ТС растаможить товар можно будет в любом из трех государств. Россия рискует проиграть в конкурентной борьбе и с Казахстаном, и с Белоруссией. Тогда по цепочке пострадают владельцы российских складов временного хранения, которым нечего будет у себя хранить, и транспортники, потому как белорусские перевозчики обойдутся бизнесу дешевле.

Уже есть примеры того, как быстро ФТС пересматривает правила игры. В частности, новая концепция переноса таможенного контроля на границы России, объявленная в 2008 году и запущенная в 2009-м в Москве, а в 2010-м – в Санкт-Петербурге, полностью перечеркивает принципы предыдущей (от 2005 года), которая предусматривала за счет средств бизнеса вынести склады и таможенное оформление за пределы кольцевых автодорог крупных городов.

Выполнение новой ведомственной концепции, опять же не согласованной ни с Минэкономразвития, ни с Министерством финансов, привело к закрытию крупнейших в Петербурге таможенных постов. В результате возникли огромные очереди из грузовиков на городских магистралях к оставшимся таможенным постам, время оформления занимает до трех суток. Кроме того, закрыв крупные посты, таможня пока не открыла новые у границы. Поэтому очереди из грузовиков будут «радовать» петербуржцев еще долго.