Счеты оператора

Алексей Леонтьев
7 июня 2010, 00:00

Роман Федоров: «На протяжении 10 лет присутствия на рынке ПО телекома мы наблюдаем в части биллинга тенденцию к уходу операторов связи от своих решений в сторону использования внешних систем»

В последнее время операторы связи заметно продвинулись в выстраивании интерактивных отношений с клиентами: личные кабинеты, предусматривающие различные дополнительные сервисы, стали нормой. Произошел явный прогресс операторов в такой сфере, как системы тарификации действий абонентов, или системы биллинга. По факту система биллинга – один из ключевых элементов построения взаимодействия между оператором и абонентом. Об особенностях подхода российских операторов к использованию профессионального ПО для решения таких задач «Эксперту С-З» рассказал Роман Федоров, председатель совета директоров группы компаний «Инотех», уже 10 лет работающей в данном сегменте рынка ИT.

– Отечественные операторы повторяют путь, пройденный западными операторами. Вы ощущаете давление мировых вендоров в сфере ПО?

– Если говорить только про биллинг, то западные решения больше представлены на рынке сотовой связи. На рынке фиксированной связи конкуренции с зарубежными продуктами практически нет. Возможно, потому, что есть российская специфика работы операторов связи в абонентском учете, тарификации, интеграции с платежными системами и бухгалтерскими системами. Даже среди крупных операторов процент инсталляций ERP-систем несравнимо меньше, чем, скажем, типового варианта 1С-бухгалтерии, а автоматизированная система расчетов (АСР) должна интегрироваться с ними.

Многие операторы связи склонны переадресовывать проблемы с дебиторской задолженностью и клиринг платежей биллинговым системам, а не бухгалтерским. Разработчикам, незнакомым с российскими реалиями, под это не так просто подстроиться. Большое значение имеет и то, что биллинговые системы сертифицируются и каждый год должны проходить инспекционный контроль, отслеживать отраслевое законодательство. Западные продукты популярны при решении таких операторских задач, как мониторинг сети, где задачи более универсальны.

– То есть вы конкурируете по большей части с локальными решениями, созданными специалистами отдельных операторов. Какая динамика в этом секторе, готовы ли операторы отказываться от своих решений?

– На протяжении 10 лет присутствия на рынке ПО телекома мы наблюдаем в части биллинга тенденцию к уходу операторов связи от своих решений в сторону использования внешних систем, имеющих качественное внедрение, техническую поддержу. Но даже когда оператор пользовался собственным решением, в каждом втором случае присутствовал какой-либо купленный продукт. Как правило, это недорогая, с низкой производительностью система биллинга, достроенная собственными «подпорками». Симбиоз стороннего ПО с собственными разработками популярен и по сей день, но процент таких решений с каждым годом снижается.

Практически все операторы связи хоть раз пытались работать с внешними системами. И либо сделали выбор в пользу более серьезной системы, либо пытаются сочетать несколько систем. На текущем этапе предпочтение отдается тем, кто учел и обобщил опыт работы операторов в разных регионах, сегментах рынка, с различными схемами тарификации, вариантами межоператорских расчетов, способами аналитики и т.д.

 – Сегодня операторы активно продвигают набор новых услуг, прежде всего IPTV и VoIP. Для разработчиков систем биллинга новые решения – серьезный вызов?

– Время, когда оператор связи предоставлял только услуги телефонии и доступа в интернет по выделенному каналу или через модемный пул по DialUp, безвозвратно ушло. Каждый год добавляется что-то новое. На самом деле и IPTV, и VoIP – во многом вчерашний день. Безусловно, тот же VoIP добавил головной боли разработчикам систем биллинга, поскольку межоператорские расчеты по соединениям с новым способом передачи голоса существенно сложнее. Но если на рынках Петербурга и Москвы эта тенденция набирает силу в последние годы, то, например, в Екатеринбурге или Челябинске VoIP уже лет пять уверенно теснит традиционную телефонию.

Все зависит от грамотного проектирования системы в части работы с IP. Если есть опыт работы с оборудованием от ведущих вендоров, если архитектура системы открыта, модульна и масштабируема, то серьезной модернизации биллинга при появлении новых типов услуг и сервиса от операторов не требуется. А если разработчик решения изначально не готовился к тому, чтобы поддержать сервисы на базе IP-протокола и был ориентирован только на телефонию, то настанет момент, когда ему придется переписывать продукт с нуля или уходить с рынка.

– Как вы относитесь к такому тренду, как SaaS (Soft as a service), не думаете переходить на данную модель?

– Если говорить о SaaS как арендном способе использования лицензионного ПО, то в этом нет ничего нового. На нашем рынке эта модель работает не один год – это так называемый биллинг в аренду. Но здесь есть нюанс. Не каждый оператор готов преодолеть фобии, связанные с тем, что где-то, на чьих-то серверах находятся данные по его клиентам, тарифам, агентским договорам, межоператорским расчетам.

– Вы замечаете снижение темпов развития отрасли из-за кризиса?

– Кризис стал ощущаться на рынке телекома только прошлым летом. А это время года для операторов – сезон строительства сетей, поэтому всегда идет приток заказов. Но в прошлом году все было иначе – активность в области строительства спала. В то же время нельзя сказать, что год был пустой: продажи шли, но заказчиками становились либо компании, имевшие бюджетные деньги, либо те, кто проходил процедуру слияния/поглощения с соответствующим изменением инфраструктуры ПО. Сейчас активность операторов возрождается, хотя и далека от докризисного уровня. 

Санкт-Петербург