Совпадение векторов

Ольга Великанова
7 июня 2010, 00:00

Валерий Катькало: «Процесс глобализации мировой экономики необратим, и если мы хотим в России создавать сильные компании, способные выйти на международный уровень, то и наши бизнес-школы должны обладать потенциалом для подготовки новых лидеров»

Cвязи между Францией и Россией в образовательной сфере традиционно сильны. Яркий пример такого сотрудничества – стратегический альянс Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) и Высшей коммерческой школы Парижа (Hautes Etudes Commerciales Paris – HEC Paris). Первая совместная образовательная программа по модели «два диплома» Dual Degree Executive MBA была запущена в 2008 году, но к этому времени бизнес-школы сотрудничали в области научных исследований уже в течение четырех лет.

В условиях глобализации экономики одна из основных задач качественного бизнес-образования – развитие у студентов компетенций в области международного менеджмента, что невозможно без интеграции российских школ в глобальную систему.

Декан Высшей школы менеджмента СПбГУ Валерий Катькало и декан HEC Paris Бернар Раманансоа рассказали «Эксперту С-З» о том, как сложился и какие перспективы открывает этот уникальный альянс.

– ВШМ СПбГУ и HEC Paris активно сотрудничают со многими ведущими бизнес-школами мира. Чем обусловлен ваш выбор друг друга для стратегического партнерства?

Б.Р.: У наших школ много общего с точки зрения стратегии. Обе предлагают широкий спектр программ с очень строгими критериями отбора, активно инвестируют в научные исследования и развитие преподавателей, имеют сильные связи с бизнес-сообществом.

Два диплома – не просто новейший подход к инструментам эффективного менеджмента, но и возможность для студентов развиваться в качестве международных менеджеров

В.К.: HEC Paris – одна из ведущих в мире, а в Европе она, безусловно, лидирует. Для ВШМ СПбГУ стратегическое партнерство с учебным заведением такого уровня – большая честь. Успешность стратегического альянса между сильными игроками на рынке бизнес-образования зависит от двух ключевых обстоятельств. Во-первых, должны совпадать векторы стратегического развития школ. Во-вторых, очень важно взаимное профессиональное доверие. В нашем случае оба фактора присутствуют.

Сегодня и ВШМ СПбГУ, и HEC Paris привержены идее развития сильных конкурентных преимуществ на мировом рынке бизнес-образования. Высшая коммерческая школа Парижа лидировала в Европе в течение 25 лет, но в последние годы, согласно международным рейтингам, стала одной из сильнейших в мире и намерена усиливать свои позиции. С учетом исторически сложившихся культурных и научных связей между Россией и Францией для HEC Paris поиск не просто партнера, а стратегического партнера в России был одним из важных элементов международной политики. В свою очередь, мы уже обеспечили лидерство СПбГУ на российском рынке бизнес-образования, и следующий наш шаг – достижение сильных позиций на международном уровне.

– Первая группа вашей совместной программы – Executive MBA по модели двойного диплома – заканчивает обучение в ближайшее время. Выпускники получат диплом «Мастер делового администрирования» (MBA) СПбГУ и диплом Executive Master of Business Administration бизнес-школы НЕС Paris и Министерства образования Франции. Как вы оцениваете уровень этой группы, ее результаты?

Б.Р.: Это очень яркая, международно ориентированная группа. Различий между EMBA в Париже и EMBA в Санкт-Петербурге не так много, и в основном они заключаются в национальных культурных особенностях и отдельных нюансах профессионального опыта участников. Основное же отличие состоит в самой природе бизнес-среды, ведь студенты отбираются по аналогичным критериям: сильное академическое образование, серьезный опыт в бизнесе, способность к лидерству.

Российские слушатели, обучаясь в Санкт-Петербурге, развивают навыки, необходимые для деятельности в условиях динамично развивающейся экономики, где жестче конкуренция и выше риски, но одновременно и больше возможностей, чем у наших выпускников, работающих в Париже или Лондоне. Аналогичную ситуацию можно наблюдать в рамках нашей программы Executive MBA в Шанхае, участники которой – и китайцы, и иностранцы – работают в бизнес-среде, одновременно очень сложной и очень благодатной.

– Dual Degree Executive MBA создана в 2008 году. Однако история сотрудничества началась раньше…

В.К.: Впервые мы встретились с руководством HEC Paris в 2004 году. Тогда ВШМ СПбГУ готовила пилотный совместный проект по программе Executive MBA с несколькими европейскими школами, в том числе и с HEC. На тот момент мы были заметным игроком на международном рынке бизнес-образования с хорошей профессиональной «кредитной» историей, что, думаю, сыграло роль в установлении партнерства с HEC Paris. А стратегический альянс позволил вывести наши отношения на качественно иной уровень, и на сегодняшний день на российском рынке бизнес-образования это единственный пример сотрудничества такого масштаба с ведущим европейским партнером.

– По некоторым оценкам, около 90% выпускников HEC Paris получают работу за пределами Франции. Международный уровень – стратегический выбор?

Б.Р.: Важнейшее конкурентное преимущество HEC Paris на французском и мировом рынках – сочетание двух факторов: серьезные инвестиции в научные исследования для создания новых знаний и сильные взаимосвязи с бизнес-сообществом для удовлетворения потребностей успешных предприятий. 30% участников магистерских программ – не французы, в программах MBA этот показатель достигает 90%. HEC Executive MBA действует во Франции, в России – совместно с ВШМ СПбГУ, а также в Китае.

В результате наши выпускники пользуются большим спросом, получают много предложений о трудоустройстве в Европе и во всем мире. Все наши магистры владеют тремя языками, их опыт работы в международной компании или партнерской школе – минимум полгода. Поэтому, вне зависимости от национальности и базового образования, они имеют высокий потенциал для развития карьеры международного уровня. Все наши выпускники стремятся работать в ведущих инновационных и быстрорастущих корпорациях, так что их выбор определяется не географией. Исторически для них в приоритете Европа и США, но сейчас мы наблюдаем и новый тренд – рост интереса к странам Азии в целом и в частности к быстрорастущим развивающимся рынкам Китая, Бразилии и России.

– Как вы считаете, похожие тенденции можно будет наблюдать в отношении российских обладателей двух дипломов?

В.К.:

Процесс глобализации мировой экономики необратим, и если мы хотим создавать в стране сильные компании, способные выйти на международный уровень, то и наши бизнес-школы должны обладать потенциалом для подготовки новых лидеров российской и мировой экономики. ВШМ СПбГУ поставила себе цель формировать компетенции профессионального менеджмента в глобальной бизнес-среде. С этой точки зрения два диплома – не просто новейший подход к инструментам эффективного менеджмента, которые в рамках этой модели проверяются на применимость в российском и транснациональном бизнесе, но и возможность для студентов развиваться в качестве международных менеджеров.

Рынок управленческих кадров сегодня очень мобилен, и, по сути, компании-лидеры российской и мировой экономики конкурируют за одни и те же таланты. Уже не столько денежный фактор или географическая принадлежность, сколько карьерные перспективы, качество менеджмента и бизнес-среда, в которую может окунуться управленец, становятся для него определяющими факторами при выборе работодателя.

– Несложно предугадать, что благодаря вашему альянсу российским обладателям двух дипломов будут открыты двери транснациональных компаний с французскими корнями?

В.К.: Конечно, если говорить о корпорациях, работающих и во Франции, и в России, то интерес обеих школ в том, чтобы максимально удовлетворить потребности таких предприятий в компетентных кадрах. Корпоративными партнерами обеих школ часто выступают одни и те же компании, яркий пример – корпорация L’Oreal. Не думаю, что принадлежность предприятия к определенной стране столь важна, ведь сегодня в бизнесе есть не только конкуренция, но и кооперация.

Например, в наш попечительский совет входят топ-менеджеры таких компаний, как «Газпром» и «ВТБ», у которых традиционно налажены прочные деловые связи с Францией, в числе корпоративных партнеров ВШМ – российские представительства таких глобальных корпораций, как Procter&Gamble, PricewaterhouseCoopers и др. Все они заинтересованы в качественных управленческих кадрах, которые наши бизнес-школы способны выпускать.

– Насколько стратегически важна для вас задача установления и развития связей с зарубежными коллегами?

В.К.: Безусловно, это один из приоритетов нашего развития. В современном бизнес-образовании важное конкурентное преимущество и в рамках своей страны, и за ее пределами – создание сетевых взаимодействий с ведущими школами мира. Особенно это актуально для школ стран группы БРИК и Восточной Европы, так как они являются относительно новыми игроками на рынке. Сегодня у ВШМ СПбГУ более 30 партнеров – ведущих школ Европы, США, Канады, Латинской Америки и Азии. С ними налажены активный обмен студентами, совместные модульные программы, и мы заинтересованы в дальнейшем развитии этих связей. Тем не менее взаимодействие с HEC Paris – особый случай и по интенсивности, и по стратегическому значению.

Б.Р.: Хотя у нас более 100 школ-партнеров во всем мире, число программ двойного диплома невелико. Мы разрабатываем их только с несколькими ведущими школами, в их числе ВШМ СПбГУ, а также школы Университетa Нью-Йорка, Массачусетского технологического института, Пекинского университета Цинхуа, Национального университета Сингапура, Фонда Жетулиу Варгаса в Сан-Паулу.

– Ваша совместная магистерская программа по модели «два диплома» – новация 2010 года. Какие перспективы вы видите в этом сегменте?

Б.Р.: Направление магистерских программ – новое для российского бизнес-образования. Магистратура – быстрорастущий сегмент, куда все ведущие европейские и российские университеты будут стараться привлечь лучших преподавателей и студентов. В нынешнем году HEC Paris и ВШМ СПбГУ создали магистратуру по модели «два диплома», уже открыт набор на эту программу на будущий учебный год для студентов из любой страны мира. Мы ищем кандидатов с лучшими бакалаврскими дипломами, чтобы дать им магистерское образование высшего качества – год в Париже и год в Санкт-Петербурге. Готовим их для агрессивных международных карьер.

В.К.: Переход России на двухуровневую систему высшего образования позволил студентам выбирать степень интенсивности и углубленности обучения в высшей школе. Магистратура дает им возможность увеличить свою стоимость на рынке как специалистов, получить более углубленные знания по профессии, совершенствовать необходимые компетенции.

Что касается совместной с HEC Paris магистерской программы по модели «два диплома», то она ярко отражает наше стремление к интернационализации образовательных процессов. Программа реализуется на английском языке, включает обязательный год обучения за рубежом, производственные практики студенты проходят в международных компаниях, кейсы, которые они изучают на площадках обоих партнеров, связаны с международным бизнесом.

Очень важный элемент сотрудничества – обмен студентами. В этом году 10-12 студентов бакалавриата и магистратуры нашей школы проходят включенное обучение в HEC Paris и такое же количество студентов из Парижа приезжают к нам. А в сентябре первые пять наших студентов поедут в HEC уже в рамках магистерской программы по модели «два диплома». Очень важно, что обе школы представляют свои страны в Глобальном альянсе в области образования по менеджменту (Global Alliance in Management Education – CEMS). Основная цель создания альянса – развитие глобальной программы «Магистр международного менеджмента» (Master in International Management – CEMS-MIM). Эта программа совместно реализуется школами – членами CEMS, и каждый студент магистратуры школ – участников альянса может выбирать из них школу для прохождения включенного обучения. Поэтому обмен студентами между ВШМ СПбГУ и HEC проводится и в рамках этого альянса, что служит дополнением к тем возможностям, которые дает магистерская программа по модели «два диплома».

– Вы сотрудничаете и в рамках исследовательских проектов. Каковы основные направления этих исследований?

Б.Р.: В этом году мы намерены подписать соглашение по докторантуре (PhD) для подготовки профессоров менеджмента. Участники этой программы будут иметь возможность участвовать в передовых научно-исследовательских семинарах во всех областях: финансах, маркетинге, стратегиях, операционном менеджменте и т.д.

В.К.: Мы работаем над реализацией совместного исследовательского проекта о стратегии интернационализации российских компаний. HEC Paris недавно выпустила монографию, посвященную интернационализации китайских компаний, и нам будет полезно экспертное мнение французских коллег, тем более что и Китай, и Россия входят в группу БРИК, что позволяет проводить определенные аналогии. На стадии обсуждения проект, посвященный брендингу в индустрии роскоши. Здесь нашим французским коллегам, безусловно, есть чем поделиться, так как в России рынок luxury сравнительно молод.

– Каковы, на ваш взгляд, отличительные черты французского и российского бизнес-образования?

В.К.: Характерные особенности французского и в целом европейского бизнес-образования и самого бизнеса по сравнению с североамериканскими традициями – интернационализация, более интенсивная связь бизнеса и общества, более выраженный акцент на социальную функцию бизнеса. А с учетом традиций, исторического наследия страны можно говорить о гуманистическом характере бизнес-образования во Франции. Здесь ярче прослеживается внимание к личности человека, индивидуальности студентов, что отражено и в учебных планах французских бизнес-школ, тогда как в североамериканской теории и практике менеджмента сильнее выражена стандартизация. И хотя дискуссии о национальных системах менеджмента, их преимуществах и недостатках ведутся до сих пор, ВШМ СПбГУ все же придерживается европейских традиций в бизнес-образовании.

Б.Р.: Очевидно, что в России бизнес-образование развивается очень динамично. Пока рынок находится на ранней стадии стремительной консолидации, с несколькими национальными лидерами в Санкт-Петербурге, Москве и на Урале, которые конкурируют между собой. Развитие бизнес-школ, в том числе их выход на международный уровень, будет способствовать повышению конкурентоспособности российских корпораций как на внутреннем рынке, так и на международной арене.  

Санкт-Петербург