Без альтернативы

Страховщики считают возможность повышения тарифов по ОСАГО едва ли не единственным драйвером роста рынка

Конкуренция среди крупных страховщиков в сегменте ОСАГО ужесточится. Несмотря на то что убыточность по данному виду страхования растет, компании заинтересованы в наращивании клиентской базы, так как рассчитывают на повышение тарифов в следующем году. Пока же рынок замер в ожидании законодательных перемен, а внимание игроков сфокусировано на ситуации с резервным фондом Российского союза автостраховщиков (РСА), деньги в котором иссякают.

Данные статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, опубликованные Федеральной службой страхового надзора (ФССН), свидетельствуют о стагнации рынка обязательного автострахования: сборы в первом квартале этого года составили 98% от этого показателя в 2009-м. Что, в принципе, неудивительно: подъема рынка можно ожидать только в двух случаях – при динамичном росте автопарка или повышении тарифов. Ни того ни другого не происходит.

Страховщики, которые готовятся уйти с рынка, успевают различными способами вывести свой депозит до того, как из него будет погашена задолженность перед другими участниками

Страховщики констатируют некоторый прирост клиентской базы, но связано это в большей степени с перераспределением рынка, хотя свою долю вносит и восстанавливающийся спрос на новые авто. «Оживление в среднем и верхнем ценовых сегментах происходит и благодаря общей стабилизации экономического положения. Резервные деньги, освободившиеся от гнета кризиса, стимулируют спрос на авто, – говорит директор управления автострахования филиала компании „Росгосстрах“ в Санкт-Петербурге и Ленобласти Отари Стариков. – Оценивая результаты работы „Росгосстраха“ в этом сегменте рынка за первый квартал 2010-го, можно говорить о росте сборов на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одна из причин этого – приход клиентов из неблагополучных компаний».

В ожидании коллапса

С одной стороны, ОСАГО остается наиболее стабильным с точки зрения спроса, с другой – страховщики жалуются на рост убыточности в этом сегменте. По словам главного специалиста по автострахованию Северо-Западного регионального центра компании «РЕСО» Натальи Дмитришиной, в 2009 году убыточность увеличилась в среднем на 5%. «И если у компании портфель не прирастает новыми договорами, то о привлекательности ОСАГО говорить не приходится. Выплаты постоянно растут», – рассказывает она.

По мнению страховщиков, данный факт связан прежде всего с тем, что тарифы на ОСАГО не пересматривались с 2004 года. За это время средняя стоимость ремонта увеличилась почти в два раза. Необходимость в повышении тарифов назрела уже давно. Как утверждают страховщики, уместно говорить и об увеличении лимитов, но только одновременно с повышением тарифов.

В принципе, есть все основания рассчитывать на такой вариант развития событий. На прошлой неделе заместитель министра финансов Алексей Саватюгин заявил, что ведомство готово к дискуссии по изменению тарифов ОСАГО: «Мы долго просили у страхового сообщества статистику, наконец получили ее». Как считает Саватюгин, изменения тарифов «надо увязывать с ростом ответственности страховых компаний по жизни, имуществу и увеличением ответственности вообще».

Изменение тарифов может быть обосновано и новыми правилами расчета расходов при восстановительном ремонте автомобилей, которые должны использоваться для возмещения убытков в рамках ОСАГО. Напомним, что правила вступают в силу 1 сентября. По прогнозам участников рынка, нововведения приведут к росту выплат. «Пока сложно прогнозировать, насколько они увеличатся. Но уже то, что для активных систем безопасности износ не будет учитываться, свидетельствует о неизбежности роста убыточности. А значит, возникнет необходимость в повышении тарифов», – констатирует руководитель отдела выплат Санкт-Петербургского филиала компании «Спасские ворота» Алексей Николаев.

Однако в первую очередь в связи с нововведениями игроки рынка опасаются даже не роста убытков, а коллапса из-за неподготовленности технологической основы для расчета выплат. «Устоявшуюся практику расчета размера ущерба данное постановление не изменит. Несмотря на декларируемые в документе принципы расчета материалов и запасных частей, их реализация невозможна без дополнительного информационного обеспечения, – объясняет Отари Стариков. – Необходимость его разработки также установлена постановлением, однако обеспечить исполнение этого условия за оставшиеся три месяца – невыполнимая миссия». По его словам, методология этого нормативно-правового акта бесполезна без предусмотренных в нем девяти документов – справочников и номенклатур, которых нет. «Минтранс мог бы сосредоточиться на создании единой методики расчета ущерба в рамках ОСАГО, которой от него ждут уже семь лет. Это было бы полезнее для всех участников рынка», – убежден Стариков.

Резервы иссякли

Также Минфин поддержал инициативу страхового сообщества по введению прямого возмещения убытков (ПВУ) как безальтернативного вида. То есть по всем тем основаниям, по которым потерпевший сейчас имеет возможность обратиться как к страховщику причинителя вреда, так и к своему страховщику, ответственность будет закреплена за одним страховщиком – компанией потерпевшего. Пока, по словам Алексея Николаева, клиентов, предпочитающих получать выплаты от своего страховщика, не так много. «Судя по статистике нашей компании, 20-30%. Распространение этой практики тормозится низким уровнем информированности населения о подобных возможностях», – полагает он.

Страховщики выступают за введение безальтернативного прямого возмещения во многом чтобы решить проблемы с взаиморасчетами компаний в рамках ПВУ. На данный момент в этой области немало вопросов, и один из основных – задолженности страховщиков друг перед другом. «Страховщики и клиенты нередко сталкиваются с проявлениями так называемой „селекции убытков“ в рамках ПВУ. И это только одно из проявлений проблемы, – рассказывает Отари Стариков. – В настоящий момент на базе РСА проводятся и реализуются инициативы по применению адекватных мер к недобросовестным страховщикам. Но так как процедура выявления и доказывания фактов „селекции“ достаточно сложна, а санкции слабы, решение данного вопроса невозможно без внесения необходимых изменений в законодательство».

По мнению заместителя генерального директора по розничному бизнесу компании «Ингосстрах» Игоря Ямова, еще один недостаток ПВУ – фактически не работающая система финансовых гарантий. Те счета и депозиты, которые вроде бы должны обеспечивать исполнение страховщиками своих обязательств, к сожалению, не защищают участников системы от проблем. Как правило, страховщики, которые готовятся уйти с рынка, успевают различными способами вывести свой депозит до того, как из него будет погашена задолженность перед другими участниками. Помимо этого, существует проблема наложения на счета арестов по решению суда или государственных органов.

Кроме того, что страховые компании не всегда могут разобраться между собой в сфере взаимозачетов, что иногда приводит к попыткам публично озвучить перечень неплательщиков (как это делает «Ингосстрах» с начала года, вывешивая список своих должников на сайте), масла в огонь подливают финансово неблагополучные компании. Основные должники – это компании, испытывающие денежные трудности в целом. Понятно, что при такой ситуации они стремятся в первую очередь закрыть свои внутренние проблемы, а уже потом выплачивать долги конкурентам.

Основная проблема рынка – банкротства небольших игроков, не способных выполнить обязательства перед клиентами и другими страховщиками. Именно эти случаи серьезно бьют по финансовым возможностям РСА. Напомним, что у РСА закончились средства в резервном фонде. Теперь компенсации пострадавшим будут выплачиваться из резерва текущих компенсационных выплат (он создавался для случаев, когда виновник ДТП не имеет страховки или скрылся). По данным директора по организации компенсационных выплат РСА Геннадия Бухтина, за все время действия Закона об ОСАГО из резерва выплачено 6,58 млрд рублей.

«Тем не менее, если не будет оказана финансовая поддержка со стороны государства, а банкротства будут продолжаться, размер выплат стабильных страховщиков придется увеличить, что не может не повлиять на убыточность ОСАГО», – предполагает Николаев. Сейчас в резервы РСА страховщики отчисляют 3% сборов по ОСАГО. Впрочем, по мнению некоторых участников рынка, средств у РСА достаточно, чтобы «держать оборону», пока не будут увеличены тарифы по ОСАГО: в свое время РСА получал с каждого полиса определенное количество денег как раз для того, чтобы в случае форс-мажора погасить обязательства.

Впереди – консолидация

В РСА рассчитывают, что случаев недобросовестного ухода страховщиков с рынка ОСАГО станет меньше, поскольку в конце июня вступают в силу поправки в Закон о банкротстве: у Росстрахнадзора появится право вводить временную администрацию в неблагополучные страховые фирмы. Это позволит не допускать вывода средств из компаний и защитить права потерпевших. А пока РСА может приостанавливать выдачу бланков ОСАГО компаниям, у которых превышен лимит по жалобам, невыплатам, утерянным бланкам.

По мнению Отари Старикова, основная тенденция этого года в сегменте ОСАГО – прекращение бизнеса посредников и мелких специализированных страховщиков, у которых явно недостаточно финансовых ресурсов для выполнения обязательств в условиях роста убыточности. «Для этого самого массового сегмента на рынке страхования основная тенденция ближайших года-двух – концентрация», – уверен он.

Очевидно, что между крупными брендовыми компаниями конкуренция в сегменте ОСАГО ужесточится. Компании ставят цель сформировать по ОСАГО более обширную базу, которую в следующем году они будут использовать при пролонгации, таким образом обеспечивая себе большие сборы при увеличенных тарифах. «Конкуренция на рынке ОСАГО была всегда высокой, и подготовка крупных игроков к повышению тарифов наблюдалась весь 2009 год и первый квартал 2010-го, – рассуждает исполнительный вице-президент, руководитель блока розничных продаж СГ „МСК“ Сергей Ефремов. – В Северо-Западном регионе это очень хорошо было заметно на присоединении „Росгосстрахом“ крупного игрока в регионе по ОСАГО – „Русского Мира“. Поэтому завоевание рынков ОСАГО не прекращалось, а в третьем и четвертом кварталах 2009 года усилилось. Ужесточение борьбы за рынок ОСАГО в крупных городах, где высока страховая премия, характерно еще и тем, что резкое падение продаж новых автомобилей должно было чем-то компенсироваться». 

Санкт-Петербург