Зона ожидания

Петербургским и федеральным властям необходимо скоординировать усилия, чтобы наверстать отставание в развитии инфраструктуры особой экономической зоны и восстановить доверие инвесторов

Особая экономическая зона (ОЭЗ) на территории Санкт-Петербурга, создание которой началось более четырех лет назад, должна была стать стратегически важным инструментом инновационного развития региона. Власти постоянно подчеркивали, что появление ОЭЗ технико-внедренческого типа соответствует научно-производственному потенциалу городской экономики и даст серьезный стимул к развитию ее высокотехнологичных отраслей.

Изначально представлялось, что многомиллиардные бюджетные вложения в инфраструктуру ОЭЗ и предоставление компаниям большого объема льгот станут предпосылками для динамичной реализации проекта. Однако осуществление планов по обустройству площадок ОЭЗ и налаживание процедур запуска проектов сразу пошли гораздо медленнее, чем ожидалось. Наступивший же кризис ударил по инвестиционной активности резидентов. В итоге если летом 2010 года будет наконец введен в строй административно-деловой центр на территории первой очереди ОЭЗ «Нойдорф», то в нем могут оказаться лишь два арендатора. А на полученных резидентами участках, на сегодня уже инженерно обеспеченных, ни одна из компаний не приступила к строительству собственных офисно-производственных объектов.

Пряники и бюрократия

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (№116 от 22 июля 2005 года) предусматривал создание ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа (позже к ним добавились туристско-рекреационные и портовые зоны). Санкт-Петербург, участвовавший в конкурсе Минэкономразвития РФ по обеим номинациям, получил право на размещение технико-внедренческой зоны. Из 29 заявок одобрены лишь четыре – проекты ОЭЗ в Томске, Дубне (Московская область), Зеленограде (Москва) и Петербурге.

Государство обещало еще в 2009 году обеспечить инфраструктурой, позволяющей вести строительство, участки резидентов в «Новоорловской». Сроки выполнения обязательств нарушены

Смольному пришлось «заложить», по сути, единственную имевшуюся в собственности города и ничем не обремененную промышленную территорию, которую за счет средств петербургского бюджета начинали обеспечивать инженерно-энергетической и дорожной инфраструктурой. На территории новой образцово-показательной промзоны «Нойдорф» в поселке Стрельна предполагалось предоставлять инвесторам (прежде всего – зарубежным) полностью готовые компактные участки (1-3 га). Впрочем, вскоре от этой идеи фактически отказались: 25 га получила для строительства завода компания BSH Bosch und Siemens Hausgeraete GmbH – один из первых стратегических инвесторов. Оставшуюся территорию (19 га) выделили для создания ОЭЗ.

В качестве второй площадки для ОЭЗ выбрали пустующую (и полностью лишенную головных источников и инженерных сетей) территорию 110 га на севере города, около лесопарка Новоорловский.

«Совокупность льгот для резидентов ОЭЗ, декларированных федеральным законом и дополнением к нему, позволяет инвесторам на участке „Нойдорф“ сэкономить до 40% средств при строительстве объектов», – отмечает Олег Рындин, руководитель филиала компании «Особые экономические зоны» в Санкт-Петербурге (ее задача – проектирование, строительство, эксплуатация и управление объектами инфраструктуры ОЭЗ). Так, в течение пяти лет действует льготная ставка аренды земли (2% от кадастровой стоимости), на льготных условиях объекты присоединяются к электрическим сетям (если вписываются в установленный лимит потребляемой мощности), устанавливается особый таможенный режим. Предусмотрено снижение ставки единого социального налога (14% вместо 26). Петербургские власти оперативно внесли изменения в налоговое законодательство: налог на прибыль снижен на 4%, резиденты на пять лет освобождаются от налога на имущество, земельного и транспортного налога. «Все решения, которые были необходимы, приняты, остается только работать в этом экономическом раю!» – говорит вице-губернатор Михаил Осеевский, возглавляющий также наблюдательный совет ОЭЗ.

Однако на стадии осуществления проекта для бизнеса важнее наличие понятных правил игры, эффективность управленческой системы с точки зрения предсказуемости и оперативности принимаемых решений. Между тем с самого начала реализации проекта ОЭЗ в Петербурге возникали организационные сложности, связанные с проблемами взаимодействия госструктур, и это тормозило как в целом процесс подготовки и освоения территории, так и осуществление конкретных планов инвесторов.

Так, даже спустя год после подписания соглашения с региональными властями о создании ОЭЗ, как рассказывал руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению ОЭЗ Юрий Михайлов, остро сказывался дефицит подзаконных актов. «Сложности связаны в основном с бюрократическими процедурами – с тем, что различные ведомства должны уяснить статус агентства и характер решаемых им задач, – объяснял Михайлов. – Особенно много проблем технического характера возникает при оформлении прав на земельные участки. Двигаясь по непроторенному пути, мы обязаны выверять каждый шаг. Мы ответственны за то, чтобы у компаний-резидентов, инвестировавших в объекты на территории ОЭЗ десятки миллионов долларов, затем не возникли правовые проблемы, допустим, при выкупе занимаемых земельных участков» (см. «Зона инноваций», «Эксперт С-З» №14 от 9 апреля 2007 года).

 pic_text1 Фото: архив «Эксперта С-З»
Фото: архив «Эксперта С-З»

В частности, потребовалось почти полтора года, чтобы с двумя компаниями группы «Транзас», ставшими первыми резидентами зоны «Нойдорф» в июне 2006 года, были заключены договоры аренды земельных участков. При том что руководство «Транзаса» поначалу рассчитывало завершить строительство объектов уже к середине 2007-го и к концу года приступить к полноценной работе в ОЭЗ. Как вспоминал Михайлов, задержки возникали на каждом этапе: при передаче территории «Нойдорф» в распоряжение агентству, при подготовке и утверждении Смольным проекта планировки, межевании и формировании участков, согласованиях договоров аренды с резидентами и т.п.

«Вообще, проект ОЭЗ структурирован слишком сложно – можно было идти более простым путем, передав больше полномочий субъектам федерации, – полагает Осеевский. – Мы позже стали работать с BSH Bosch und Siemens, однако у них завод уже построен и работает два года. Проекты могут годами реализовываться при таком сложном взаимодействии субъекта и федерации. Тем более что на марше еще меняется структура управления ОЭЗ. Прошлый год оказался очень непростым, поскольку было ликвидировано Федеральное агентство: эта революция нам ничего хорошего не дала».

Решение об упразднении агентства было принято осенью 2009-го, но, насколько можно судить, вопросы о распределении полномочий между Минэкономразвития РФ, компанией «Особые экономические зоны» (стопроцентная федеральная собственность) и администрацией Петербурга до сих пор открыты. Очевидно, основным органом, отвечающим за развитие ОЭЗ, станет петербургский филиал ОАО «ОЭЗ». При этом инструменты влияния города ограничены. Вопреки первоначальным планам учреждена не совместная компания города и федерации, а просто организован филиал ОАО «ОЭЗ» (финансирование же по всем объектам предусматривалось 50 на 50). Между тем в дочерних компаниях ОАО «ОЭЗ», созданных для реализации проектов зон в Дубне и Томске, региональные власти имеют доли 30 и 26% соответственно.

Условная активность

В настоящее время зарегистрировано 33 резидента ОЭЗ (еще две компании, проекты которых прошли экспертный совет, могут получить этот статус). Пул резидентов интенсивно формировался в 2007-2008 годах, но в связи с очередной реорганизацией системы управления ОЭЗ и ликвидацией Федерального агентства процесс был практически парализован.

Специализация резидентов во многом отражает диверсифицированность экономики Петербурга. «Я всегда говорил, что стол на сотне ножек стоит лучше, чем на одной, и мы не хотим устанавливать жесткие ограничения при отборе компаний, – подчеркивает Михаил Осеевский. – Состав резидентов отчасти отражает структуру нашей высокотехнологичной промышленности и всей экономики – это приборостроение, электроника, системы управления, ИT». По словам Олега Рындина, резиденты ОЭЗ образуют четыре основных отраслевых кластера. Это кластеры информационных технологий и телекоммуникаций (12 компаний), приборостроения и новых материалов (девять компаний), энергоэффективности (восемь компаний) и новых медицинских технологий (четыре компании). И в перспективе с учетом кластерного подхода оправданно размещать на территории «Новоорловская» предприятия одного направления, имеющие сходные параметры (в частности, требования по санитарно-защитной зоне).

 pic_text2 Фото: архив «Эксперта С-З»
Фото: архив «Эксперта С-З»

Кризис, признает Осеевский, негативно сказался на активности резидентов: «Прошлый год был плохим: все решали свои проблемы, а о глобальном развитии думали очень немногие. Сейчас жизнь восстанавливается». Впрочем, пока нет примеров, когда бы резиденты выразили готовность немедленно приступить к строительству, хотя инфраструктура в «Нойдорфе» это позволяет.

Компания «Ракурс-Инжиниринг», по сообщению ее исполнительного директора Андрея Мисюля, завершила проектирование, имеет положительное заключение Госэкспертизы, подготовила пакет документов на получение разрешения на возведение здания площадью 11 тыс. кв. м, выбрала генподрядчика строительства. На территории «Нойдорф» компания намерена построить объект, где будут проводиться научно-исследовательские работы, испытание и выпуск опытных партий программно-технических комплексов для энергетической отрасли. «Сегодня сложились все условия, при которых мы можем приступать к строительству, – поделился Андрей Мисюль. – Но пока трудно обозначить сроки его начала: финансовый кризис внес коррективы в наши планы. Энергопотребление в кризис падает, сокращаются инвестиционные программы реконструкции объектов электроэнергетики и нового строительства у наших целевых потребителей. Наш проект требует существенных инвестиций и, соответственно, в дальнейшем выхода компании на новую ступень по объемам реализации. Поэтому сейчас завершаем все стадии, которые позволят получить стопроцентную готовность к началу строительства. Определенный оптимизм у нас есть: наверное, с точки зрения кризиса наиболее сложный период закончился в 2009 году».

Дефицит уверенности

Однако в первую очередь негативно влияют на реализацию планов проблемы с инфраструктурой на площадках ОЭЗ, отсутствие четких перспектив развития, условий работы резидентов и в целом возможности решить различные организационные вопросы. Причем, как говорят руководители компаний-резидентов, для них немаловажен общий климат взаимоотношений с чиновниками. Ситуация ухудшилась после упразднения Федерального агентства и его теруправления, с отвечающими же теперь за проект ОЭЗ сотрудниками Минэкономразвития РФ эффективное взаимодействие пока не наладилось.

Исполнительный директор НПП «Лазерные системы» Алексей Борейшо отмечает, что проект возведения в зоне «Нойдорф» двух объектов площадью 15 тыс. кв. м проходит последние стадии согласования в Госэкспертизе и теоретически компания уже готова приступить к этой работе. «Мы находимся на низком старте и если увидим достаточно оснований, чтобы уверенно себя чувствовать при реализации проекта, то начнем строительство, – пояснил Борейшо. – Федеральное агентство по управлению ОЭЗ было расформировано, чиновники год не занимались вопросами ОЭЗ. Складывалось впечатление, что интерес к этим проектам утрачен, их будущее было неясно».

Необходимо, во-первых, разобраться с возможностью воспользоваться в полном объеме льготами, представляющими наибольший интерес для резидентов: время действия льгот отсчитывается с момента подписания соглашения с резидентом и, таким образом, уже сократилось на два года. Во-вторых, оставшийся срок действия договора аренды земельного участка, как в случае с «Лазерными системами» (четыре года), также не обеспечивает адекватные гарантии инвестору при осуществлении дорогостоящего проекта. И в-третьих, добавляет Борейшо, остается неясной перспектива создания таможенного поста: «Он уже давно должен был появиться, но его строительство снова затягивается. Наличие особого таможенного режима очень важно для нас как экспортно ориентированной компании».

По оценкам ОАО «ОЭЗ», на завершающих стадиях находится согласование проектов еще нескольких компаний, которые одними из первых могут начать строительство в «Нойдорфе», в частности «ОптоГаНа», «Бизнес Компьютер Центра Санкт-Петербург», БНТ «Прибой». Однако получить в этих компаниях информацию об их планах не удалось. Это же относится к холдингу «Транзас» – в прошлом году в СМИ появлялась информация, что его проекты в ОЭЗ отложены. Михаил Осеевский констатирует: «Возможно, с учетом того, что движения нет, мы поменяем их участок в „Нойдорфе“ на участок в „Новоорловской“. В инфраструктуру вкладываются большие деньги, и государство просто не может их замораживать». Не исключено, что выделенный «Транзасу» участок площадью 6 га будет размежеван на три для передачи другим компаниям.

Завершенная история?

В целом, как сообщают резиденты, ситуация с инфраструктурой «Нойдорфа» сейчас достаточно благоприятна. По оценкам Олега Рындина, общие затраты федерального бюджета на ОЭЗ в Петербурге составили 1,6 млрд рублей – почти все эти средства направлены на развитие площадки «Нойдорф». В 1,4 млрд рублей обошлось создание компанией «Стройкомплекс» инженерных сетей, дорог и административно-делового центра (АДЦ), в 50 млн рублей – проектно-изыскательские работы по объектам.

Бюджет Петербурга на обустройство «Нойдорфа» выделил по состоянию на начало 2010 года 871 млн рублей. «Город внес существенную лепту в развитие инженерной инфраструктуры, построив все сети, к которым мы присоединились: электрические, водоснабжения и канализования, – рассказывает Рындин. – Только для теплоснабжения территории нам потребовалось построить собственную котельную мощностью 18 МВт».

Город взял на себя затраты по присоединению электрической мощности (от введенной в 2008 году подстанции 110/10 кВ «Петродворец»), выделяемой на обеспечение территории «Нойдорф»: компании «Санкт-Петербургские электрические сети» было перечислено из бюджета в качестве субсидии 500 млн рублей. Непосредственно же на площадке по заказу ОАО «ОЭЗ» построена сеть из восьми трансформаторных подстанций, располагающихся рядом с участками резидентов. Впрочем, городом так и не начаты работы по строительству дороги от площадки «Нойдорф» к Ропшинскому шоссе.

Ожидаемый вскоре ввод АДЦ, уверен Михаил Осеевский, станет знаковым событием: «Наконец завершается процесс обустройства пустующих земель, и летом у резидентов появится сама возможность прийти на территорию – юридически зона начнет работать. Важно перейти от слов к делу, и как только компании начнут реально работать, используя возможности аренды, это даст толчок развитию ОЭЗ, в том числе повысит ее привлекательность для новых резидентов». Подрядчик строительства выбран еще в июле 2008 года, и руководители города неоднократно (в том числе на Петербургском инновационном форуме в сентябре 2009 года) анонсировали ввод АДЦ до конца прошлого года. Общая площадь восьмиэтажного АДЦ – около 15 тыс. кв. м, включая выставочный центр, конференц-зал, пресс-центр, помещения для размещения кафе, медпункта, отделения банка, наконец, подземную парковку. АДЦ, по словам Рындина, будет соответствовать уровню «B+». Впрочем, пока лишь две компании готовы разместиться в АДЦ (правда, одна из них – ИT-компания «Эксперт-Система» – планирует арендовать как минимум целый этаж площадью 1,3 тыс. кв. м).

Кстати, задержка строительства АДЦ едва не сделала виртуальной возможность для арендаторов воспользоваться льготной ставкой (120 рублей), установленной Федеральным агентством на 2009-2010 годы. «Декларированная ставка для нас как управляющей компании обременительна, но мы не намерены ее менять, – утверждает Олег Рындин. – На следующий год ставка увеличивается, а за пределами 2012-го мы подойдем, наверное, к средней цене по району дислокации – с учетом всех нюансов расположения в „Нойдорфе“ и конъюнктуры рынка по аренде офисов аналогичного класса». В Смольном, однако, рассчитывают создать экономический механизм, который позволит обезопасить арендаторов от значительного роста ставки. «Чтобы сделать ее комфортной для арендаторов, мы предложили особую модель, – поделился Осеевский. – Управляющая компания устанавливает большой срок амортизации, а мы даем ей льготу по налогу на имущество». Соответствующий законопроект недавно внесен в ЗакС.

В зоне риска

В наиболее сложной ситуации оказываются резиденты, готовые приступить к строительству в отделении «Новоорловское» (на сегодня с пятью компаниями заключены краткосрочные договоры аренды земли).

В настоящее время на выходе из Госэкспертизы находится проект НПФ «Беркут», предусматривающий возведение шести зданий общей площадью 52 тыс. кв. м. Как рассказал директор по строительству НПФ «Беркут» Александр Свердлов, реализация проекта позволит компании увеличить почти в пять раз объем бизнеса (разработка, производство и внедрение сервисов для операторов мобильной и проводной связи), соответственно нарастив и экспортные поставки продукции, востребованной во всем мире.

Одна из главных проблем – «зависшее» в Минэкономразвития заключение долгосрочного договора аренды земли. При отсутствии этого правоустанавливающего документа на весь срок строительства, то есть до 2025 года, невозможно получить разрешение Госэкспертизы. «В соответствии с заключенным между государством и нами соглашением мы за свои деньги сделали проект межевания, год платили за краткосрочную аренду земли, полностью подготовили проектную документацию, а теперь, после реорганизации структуры управления, с нами уже полгода не подписывают долгосрочный договор аренды, – сетует Свердлов. – Сейчас необходим долгосрочный договор, без которого невозможно дальнейшее вложение средств в строительство. Тем более что ряд компаний уже имеют такие договоры, заключенные до 2025 года».

Другая важнейшая проблема связана с обеспечением участка элементами инфраструктуры, достаточными для ведения строительства резидентами. «Территория расположена в лесном массиве, вокруг нее произведена вырубка десятиметровой просеки, – описывает Александр Свердлов. – Ввиду того что наш участок находится в середине лесного массива, к нему на сегодняшний день нет возможности подвести подъездные пути, воду и электричество, необходимые для строительства в целом. Согласно плану 2008 года, еще в 2009-м участки резидентов должны были быть обеспечены надлежащей инфраструктурой, позволяющей возводить объекты. И в своем бизнес-плане мы, соответственно, на это ориентировались. В настоящее время перед нами, резидентами, и государством в лице Минэкономразвития стоит первоочередная задача – выполнить планы по строительству как инфраструктуры, так и объектов резидентов. Мы отчетливо понимаем, что находимся в новой фазе отношений частно-государственного партнерства».

Таможенными льготами для резидентов в НПФ «Беркут» планировали воспользоваться еще на стадии строительства объектов, используя новейшее оборудование, но создание таможенной структуры в ОЭЗ еще и не начиналось. Наконец, как подчеркивает Свердлов, из-за задержки начала строительства срок пользования льготами для резидентов ОЭЗ сокращается и льготы нивелируются: «Самая большая льгота – по единому социальному налогу, и мы планировали сэкономить значительные средства, направив их на строительство. А так как в 2014 году льготы по этому налогу вообще отменят, то фактически, если мы не сумеем наверстать сроки или соответствующие льготы не продлят законодательно, мы вряд ли воспользуемся ими в полном объеме».

«Мы помним, что НПФ „Беркут“ в высокой степени готовности и ей нужно обеспечить инфраструктуру, – говорит Михаил Осеевский. – Естественно, все 110 га не будут готовиться одновременно – начнем с той части, которая реально заполнится резидентами. Поскольку магистральные источники существуют, мне кажется, параллельное развитие инфраструктуры внутри зоны и строительство, например объектов „Беркута“, возможны».

Под знаком вопроса

Очевидно, однако, что развитие инженерной и дорожной инфраструктуры территории «Новоорловская» отстает от заявленных сроков. Тем не менее Осеевский заявляет: «Город выполнил все обязательства по созданию источников, несмотря на то что 2009 год был тяжелым. Мы считаем, что обустройство зоны должно быть исполнено в соответствии с программой, которая утверждена». Доведен до территории зоны главный канализационный коллектор, проложен магистральный водовод, закончены работы на подстанции «Стенд», реконструируется дорога на Каменку (эти объекты рассчитаны на обеспечение не только ОЭЗ, но и других крупных проектов), принято решение о завершении строительства Парашютной улицы, что важно для обеспечения транспортной доступности отделения «Новоорловское».

По словам Олега Рындина, сейчас проходит экспертизу проект инженерного обеспечения территории: «Мы рассчитываем, что в сентябре сможем начать строительство: очень важно в этом году раскрутить проект, показать, что он живой». В рамках первой очереди объектов инфраструктуры помимо сетей и дорог будут созданы, очевидно, корпус Центра трансфера технологий и таможенный пост, имеющий возможность оформления большегрузного транспорта. Как отмечает Рындин, учитывая потребности резидентов в обеспечении инженерной инфраструктурой, город и ОАО «ОЭЗ» планируют завершить ее строительство к концу 2011 года. В настоящее время, как сообщает Михаил Осеевский, с представителями ОАО «ОЭЗ» обсуждаются уточнения перечня мероприятий, сроков и объемов финансирования по программе развития инфраструктуры.

В декабре 2009 года вступили в силу поправки к федеральному закону, разрешающие производственную деятельность в технико-внедренческих зонах. Эти изменения, лоббировавшиеся в том числе Смольным, способны сделать более привлекательным осуществление проектов в ОЭЗ как для нынешних резидентов, так и для потенциальных инвесторов. И, в принципе, в первую очередь это может отразиться на востребованности участков территории «Новоорловская», где есть простор для строительства и размещения крупных производств. По мнению Осеевского, формирование фармацевтического кластера способно стать одним из приоритетов развития этой территории, хотя при этом «важно не превратить ОЭЗ просто в промзону. Наша задача – поддерживать создание действительно нового продукта». Впрочем, конструирование любых приоритетов будет носить во многом теоретический характер, пока городские и федеральные власти не обеспечат развитие инфраструктуры ОЭЗ, реально опережающее планы инвесторов.       

Санкт-Петербург