Маленькая, но победа

Предприниматели Череповца переиграли городскую мэрию

В Череповце документально оформлена локальная победа предпринимательского сообщества в борьбе за свои торговые места. Мэр города Олег Кувшинников согласился продлить договоры аренды с торговыми точками, которые ранее его же распоряжением было предписано убрать с улиц до конца года.

Наследство лихих девяностых

Формальным поводом для затянувшегося конфликта стало постановление №276, подписанное Олегом Кувшинниковым в январе 2010 года. Постановление утвердило список временных объектов мелкорозничной сети, размещение которых на территории города возможно лишь до конца года. В число приговоренных к сносу попали более 200 торговых точек, размещенных «с нарушением законодательства», а именно – расположенных на «красных линиях» коммуникаций, в охранной зоне коммунальных сетей, а также нарушающих правила пожарной безопасности и в целом портящих архитектурный облик города.

Такое количество «нарушителей» в Череповце – наследство лихих девяностых, когда на заре рыночных реформ разного рода ларьки и павильоны появлялись как грибы после дождя, спешно восполняя советский дефицит торговой инфраструктуры.

Между строк официального документа читалось, что снести все эти объекты можно было бы и раньше, но мэрия продлила им жизнь «в целях недопущения снижения объемов розничной торговли и сохранения рабочих мест в условиях финансового кризиса». Проставленная в том же постановлении дата 31 декабря 2010 года как бы намекала на то, когда именно кризис в Череповце должен закончиться.

Казалось бы, предприниматели должны покориться железной воле мэрии города, несмотря на то что для многих злосчастные ларьки – единственная возможность заработать средства к существованию, а городу эти торговые точки дают около 1,5 тыс. рабочих мест. И бизнесмены действительно долго пытались с помощью легальных и доступных средств найти компромисс: отправляли «ходоков» на координационный совет по развитию предпринимательства, отправляли на утверждение в управление архитектуры проекты реконструкции своих объектов. Все напрасно.

По примеру соседей

Когда стало ясно, что по-хорошему с властью не договориться, предприниматели организовали митинг протеста на главной площади города. И обвинили мэрию в попытке если не «уничтожить малый бизнес, который в девяностые спас страну», то во всяком случае сделать его «заложником, рабом большого бизнеса» – крупных торговых сетей, усиливших экспансию при благосклонном расположении руководства Череповца.

К удивлению властей, эта акция неожиданно вызвала сочувствие и получила поддержку общественности города. Даже пенсионеры, не самые лояльные по отношению к бизнесменам, аплодировали их словам: «Мы платим налоги, содержим государство, выбирали эту власть, а значит, имеем право требовать, чтобы она действовала в наших, а не в своих интересах». Сам же митинг явно диссонировал с заявлениями мэрии о всяческом содействии развитию малого и среднего бизнеса.

За год до этих событий на площади Металлургов такой же митинг предпринимателей прошел в соседней Вологде. У ее главы Евгения Шулепова тоже был соблазн одним «сабельным ударом» решить проблему не самых эстетичных и, возможно, не самых чистых торговых точек, хаотично разбросанных по городу, часто с нарушением всевозможных правил. Однако сделать это Шулепову не удалось: помешала активность вологодских предпринимателей, апеллировавших к властям области и общему тезису президента страны о том, что «с малым бизнесом надо дружить». Итогом короткого противостояния в областной столице стало продление аренды торговых площадей на пять лет. По сути, решение оказалось прецедентным: моральная победа вологодских торговцев в противостоянии со своим городским руководством предопределила успех их череповецких коллег. Собственно, вопрос, почему череповчанам не позволено то, что можно вологжанам, был риторическим. Только доказывать это в городе металлургов, почитающем власть административного ресурса, пришлось дольше.

После проведенного митинга действия череповецких властей, по существу, свелись к поиску способа сохранить лицо. Подписывая постановление о продлении сроков аренды, Олег Кувшинников подал это неизбежное, по сути, решение как демократичный жест доброй воли – рассказал, что предложил предпринимателям два варианта развития событий. Первый – тот, который изложен в его январском постановлении. Второй – предусматривающий продление договоров о размещении торговых объектов на территории города на пять лет в обмен на предоставление владельцами графиков их реконструкции и перемещения. Понятное дело, бизнес выбрал вариант номер два.

Надо отдать должное Кувшинникову: он сдержал свое обещание не рубить, а развязывать гордиев узел затянувшегося конфликта. Пусть не без внутренней борьбы и не так быстро, как хотелось бы, но он его развязал, создав в Череповце еще один островок социального мира и согласия. Так что это решение можно считать еще и маленькой победой городской власти над самой собой.   

Череповец