Успех в турбулентные времена

21 июня 2010, 00:00
  Северо-Запад

Гэри Хэмел – профессор стратегического и международного менеджмента Лондонской бизнес-школы, которого The Economist назвал «главным гуру-стратегом мира», а Journal of Business Strategy включил в список 25 лучших бизнес-мыслителей XX века. Его работа «Конкурируя за будущее» признана манифестом управления 1990-х годов, а «Во главе революции» претендует на то, чтобы стать программой действий для новой эпохи.

Эта эпоха, по мнению Хэмела, – «турбулентные времена», когда мир трансформируется настолько быстро, что не дает шансов тем, кто не успевает отреагировать на происходящее. Более того, успеха добивается только тот, кто мыслит на шаг вперед и сам создает изменения, определяющие облик завтрашнего дня. Иными словами – тот, кто способен на радикальные инновации, ломающие старые правила и расширяющие рамки привычного мышления.

«„Во главе революции“ – книга о различиях между ломающими правила, приносящими прибыль инновациями и повторяющимися программами усовершенствований, одетыми в революционную риторику. О разнице между „быть лучше“ и „быть другим“ и о том, как научиться становиться другими настолько, чтобы ошеломлять конкурентов и привораживать потребителей. Об отказе от „лучших практик“ и изобретении новых. О различиях между инновациями как модным словом и инновациями как глубоко укоренившейся корпоративной способностью», – характеризует свою работу Хэмел, и в этих словах заключен ее главный месседж.

В книге подробно разъясняются основополагающие принципы радикальных инноваций, исследуется происхождение революционных бизнес-концепций и, главное, в деталях описаны шаги, которые нужны, чтобы сделать инновации системным свойством.

Безусловно, многие компании, о которых говорит Хэмел, знакомы только американскому читателю. Поэтому некоторые примеры, приведенные в книге, сложно воспринимать. Например, ссылки на американских производителей стройтоваров или канадские сети быстрого питания для российской аудитории едва ли можно считать показательными. Однако тот факт, что автор рассматривает опыт и всемирно известных гигантов, таких как Shell, Dell Computers, Cisco Cystems, IBM и др., полностью снимает вопрос об адекватности используемых кейсов.

На Западе книга вышла в свет в 2002 году. Уже тогда специалисты в сфере управления задавались вопросом, как сделать способность к инновациям системным свойством организации. Российский бизнес лишь начинает задумываться об этом и пока в битве за увеличение прибылей предпочитает использовать привычные инструменты – сокращение издержек, оптимизацию процессов, финансовый инжиниринг, реструктуризацию и т.д. Возможно, книга Гэри Хэмела сможет вдохновить их на то, чтобы отказаться от этого инкременталистского подхода в пользу радикальных идей, и над рабочими столами топ-менеджеров крупнейших отечественных компаний будет висеть манифест:

Я больше не пленник истории.
Что бы я ни вообразил, я могу этого достичь.
Я больше не вассал безличной бюрократии.
Я активист, а не трутень.
Я больше не пехотинец на марше прогресса.
Я – революционер.