Географическое положение Калининградской области обязывает регион быть если не туристической Меккой, то местом, где туристско-рекреационному комплексу уделяется повышенное внимание. Чиновники областного правительства неоднократно заявляли, что туризм – одна из приоритетных отраслей развития региона. Этому способствуют побережье Балтийского моря, обилие рек и озер, мягкий климат, уникальные культурно-исторические достопримечательности. «Светлогорск должен со временем догнать и перегнать Юрмалу», – обронил как-то калининградский губернатор Георгий Боос.
На волне увлечения туризмом в регионе появились проекты создания особой экономической зоны рекреационного типа на Куршской косе – на территории национального парка – и игорной зоны в районе поселка Поваровка. Оба проекта пока существуют только на бумаге, а поток туристов в Калининградскую область в последнее время несколько ослаб. Как отмечают специалисты, этому поспособствовали спад так называемого ностальгического туризма из Германии, финансово-экономический кризис, а также проблемы регионального авиаперевозчика «КД авиа» – в Калининград стало тяжелее и дороже добираться: цена авиабилета колеблется от 10 до 15 тыс. рублей в оба конца. Вместе с тем в последнее время активно стали развиваться новые для региона специализации туризма, в том числе сельский, или фермерский.
Фермер из Роминтена
На юго-востоке области, на границе с Литвой, раскинулась Роминтенская пуща, примыкающая к знаменитому Виштынецкому озеру.
Места здесь замечательные. Это оценили еще члены германского императорского дома, которые любили отдыхать в Роминтене, и особенно охотиться. А сегодня здесь процветает фермерский туризм.
– Как проехать к Заецу? – спрашиваю у селянина из Нестеровского района.
– Вот, по грунтовке километров семь.
– Проедем?
– Еще как, дорогу там как раз делают.
Несколько раз мы чуть было не застряли: дорога, признаться, ужасна. А в месте, где ее делают, с трактором еле разъехались. И только возле самой фермерской усадьбы появился асфальт.
– Здравствуйте! Меня зовут Сергей, – фермер оказался высоким подтянутым мужчиной лет сорока. Очень живой и подвижный. – Сейчас посмотрим кукурузное поле, потом телят – у меня такие телята милейшие!
Сергей Заец обзавелся хозяйством в начале 1990-х годов:
– До этого ходил в море лет десять, потом прикупили с женой домик полуразрушенный, думал, на фермерстве большие деньги заработаю…
Домик получился на славу – настоящая дворянская усадьба из красного кирпича. До войны в нем жил лесник, в ведении которого находилась вся Роминтенская пуща. После войны в доме поселилось несколько семей переселенцев, и к 1990-м годам строение представляло собой жалкое зрелище. Заецу пришлось постараться, чтобы привести его в надлежащий вид, вложить в ремонт немало денег. Зато теперь домик сверкает как тульский пряник – и снаружи, и внутри. Сейчас здесь гостевой дом с уютными номерами в старонемецком стиле. В каждом номере – удобства, что необычно для столь отдаленных мест.
– Стоит у нас номер 2 тыс. рублей с человека в сутки, – поясняет Сергей. – Сюда включено и трехразовое питание. Причем пища домашняя – из нашего подсобного хозяйства. Вот, блинчики попробуйте.
– Ой, – встрепенулся фермер, выглянув в окно, – поехали телят поищем, а то куда-то убежали, не видно. Заодно вам свои места покажу.
Садимся в микроавтобус, соскакиваем с горки, проезжаем по мостику через ручей – и в поля.
– Елки-палки! Где же телята?.. А вот мое кукурузное поле.
Останавливаемся, выходим из машины.
– Так, только тут осторожнее – ток! Второй год кукурузу посадил, в прошлом году кабаны полполя завалили, пришлось леской с током огородить.
– Продаете кукурузу?
– Да нет, на корм животным. У меня же стадо коров молочной породы, 70 голов как-никак. Во! Вот этот початок классный, большой! Сфотографируй меня с початком.
Основная специализация
Пятнадцать лет назад Заецы получили 40 га земли и купили одну корову. Для себя. Люди сугубо городские, учились сельскому труду долго и мучительно. Скоро коров стало десять.
– Я пятерых дою и жена пятерых, а она ведь у меня в музыкальной школе фортепиано преподавала!
Потихоньку возник какой-никакой бизнес. Вначале молоко возили знакомым в Калининград, потом знакомых стало больше, потом в числе покупателей появились целые организации. Сейчас хозяйство Заеца, раскинувшееся на 200 га, производит кроме молока творог и сметану, начали изготавливать сыр. Реализуется товар в организациях, включая правительство области, а несколько дней в неделю – на улицах Калининграда.
Но основная специализация – сельский туризм, который Сергей Заец решил развивать, впечатлившись успешным опытом польских фермеров. Кроме уютных номеров в гостевом доме и домашней пищи туристам предлагается интересная экскурсионная программа. Расположенная на холмах Роминтенская пуща очень живописна. В речке Красной, разрезающей лес почти пополам, водится ручьевая форель, в лесных дебрях находится усадьба кайзера Вильгельма (точнее, то, что от нее осталось), можно найти даже почти целые немецкие штабные автобусы – фашисты при отступлении бросили. Прибавьте к достопримечательностям чистый воздух – и получите туристический парадиз районного масштаба.
– Кризис сильно на вас отразился? – спрашиваю у Сергея.
– Не, наоборот, – отвечает фермер. – Кто-то отказался от поездок за границу и к нам приехал отдохнуть. Туристский бизнес будем расширять, вот байдарок прикупил – на реке Красной организуем сплав. С продажей молока тоже все более или менее нормально. Повезло, что реализация адресная – по организациям. Покупателей у меня меньше не стало, это точно.
Сафари-парк в Мушкино
В нескольких десятках километров от Роминтена, на другом конце области, расположено другое фермерское хозяйство. Известный в Калининградской области человек Александр Саканов в прошлом – главный федеральный инспектор, теперь – фермер. Ему принадлежит усадьба Мушкино в Багратионовском районе. И здесь, несмотря на экономические неурядицы последних лет, не видно никаких признаков упадка. Скорее наоборот. Мушкино – это по-немецки аккуратный гостевой дом, оленья ферма, хозяйства по разведению форели и фазанов, кормушки для кабанов, на которых происходит организованная охота, бескрайние рапсовые и пшеничные поля. Как и у Заеца, бизнес успешно развивается прежде всего благодаря комплексному подходу.

– У нас здесь – сельхозпроизводство и экотуризм: охота, рыбалка, сельский туризм, – перечисляет Александр.
Его гордость – оленье стадо, насчитывающее несколько десятков животных. И обитают они не в тесных вольерах, а на огромной огороженной территории площадью 100 га. Саканов мечтает довести поголовье оленей до 700 и открыть сафари-парк. Но это в будущем, а пока и существующий уровень впечатляет. По крайней мере туристов, желающих провести несколько суток в деревенской тишине, покормить яблоками оленей и одинокую ламу, половить рыбу, полакомиться дичью, хоть отбавляй.
Еще одна любопытная усадьба находится на северо-западе области, в поселке Матросовка. Здесь расположены самые настоящие польдерные земли. Сюда не так-то просто добраться на автомобиле – дорогу еще в советские годы разбили танки и бронетранспортеры. Зато если доберетесь, вас ожидают тишина и красивейшие пейзажи: многочисленные осушительные каналы, заросли осоки, старые немецкие домики с красными черепичными крышами. Гостевой дом в Матросовке открыт в летний сезон, и попасть туда непросто: места за год бронируются иностранцами, преимущественно немцами.
В общей сложности в Калининградской области насчитывается около 70 гостевых домов, в которых практикуется сельский туризм. Наиболее известные из них расположены на приморских направлениях (вдоль шоссе Калининград – Зеленоградск и Калининград – Светлогорск) и на Куршской косе. Но есть и настоящие жемчужины глубинки. Объединяет их одно – в сезон номера никогда не пустуют. Практически каждый гостевой дом имеет разветвленную сеть постоянных клиентов, которые заказывают номера заранее. Около 20% посетителей гостевых домов – граждане Германии. Они едут в Калининградскую область в поисках русской глубинки и зачастую ее находят.
Калининград