В Храброво возвращаются самолеты

26 июля 2010, 00:00
  Северо-Запад

После затишья, связанного с банкротством авиаперевозчика «КД авиа», калининградским аэропортом начинают интересоваться другие авиакомпании. Бюджетный перевозчик «Авианова» в середине июля 2010 года объявил об организации с октября регулярных рейсов в Калининград из Москвы и Санкт-Петербурга: по словам представителя компании Эльдара Тузмухамедова, планируется запустить два рейса. Причем «Авианова» намерена сохранить тарифную политику – от 250 рублей за полет, что может привести к снижению цен других крупных авиаперевозчиков, работающих на этих направлениях (ГТК «Россия», «Аэрофлот»). Тем более что подобная ситуация уже имела место два года назад. Тогда бюджетная компания «Скай Экспресс» начала регулярно летать из Москвы в Калининград, в результате «Аэрофлот» уменьшил тарифы на перелеты в этом направлении.

Помимо этого, по данным некоторых экспертов, «Авианова» ведет переговоры с менеджментом аэропорта «Храброво» о том, чтобы сделать его своим аэропортом базирования. Согласно предложенному плану, в первом квартале 2011 года она планирует разместить там один самолет, в первом квартале 2012-го – три. По оценке участников рынка, один самолет «Авиановы», базирующийся в Калининграде, может выполнять шесть ежедневных полетов в обе стороны (12 взлетов и посадок) и за год перевозить до 375 тыс. пассажиров. Три лайнера способны ежедневно выполнять 18-20 рейсов по 15 направлениям, перевозя в год более 1 млн пассажиров.

Кроме того, в первой декаде июля в Калининграде состоялось собрание, на котором обсуждалось создание взамен «КД авиа» новой компании. Бывший исполнительный директор авиапредприятия Леонид Ицков сообщил «Эксперту С-З», что это может произойти в ближайшее время. Ориентировочные сроки начала работы новой компании – лето 2011 года. «Это будет перевозчик, способный возобновить успешный опыт закрытой „КД авиа“. Суть проекта создания народной авиакомпании в том, что ее учредителями станут жители Калининградской области», – говорится в сообщении инициативной группы. По словам Ицкова, создание региональной авиакомпании поможет решить проблему высокой стоимости авиаперевозок по направлению Москвы и Санкт-Петербурга. Эксперты скептически оценили возможность создания новой компании бывшими менеджерами обанкроченной «КД авиа». «Что касается Ицкова, то он уже один раз попробовал», – говорит главный редактор avia.ru Роман Гусаров и добавляет, что если дать шанс старой команде, то она, скорее всего, будет реализовывать прежнюю бизнес-модель. «Если же они продекларируют другую бизнес-модель, то возникает вопрос, почему ее не пытались реализовать раньше», – размышляет Гусаров. Кроме того, интерес к калининградскому аэропорту в этом году проявлял и один из акционеров «Аэрофлота» Александр Лебедев. Весной появились сообщения о том, что бюджетная авиакомпания Red Wings, которой он владеет, строит планы по организации полетов из «Храброво». Однако пока других сообщений на эту тему не было.

После прекращения полетов «КД авиа» в конце сентября 2009 года аэропорт перестал работать как хаб. «Сегодня в калининградском аэропорту может быть достаточно удобный хаб, который можно эффективно и удачно эксплуатировать. Например, российская авиакомпания привозит транзитных пассажиров в Калининград, а уже оттуда они вылетают в Европу рейсом другой компании», – полагает Роман Гусаров. Но вопрос в том, готовы ли московские аэропорты и петербургское «Пулково» делить доходы от транзита в Европу и Азию с «Храброво».

Однако все это – планы. Те же, кто бывал в калининградском аэропорту в дни интенсивной работы «КД авиа», сейчас видят непривычную картину: пустая стоянка самолетов и сиротливо возвышающийся недостроенный аэровокзальный комплекс. Когда-то аэропорт был полон пассажиров, спешащих на рейсы в десяток российских городов и крупные европейские города, а также в Тель-Авив.