Вернуть плацдарм

Международный бизнес
Москва, 26.07.2010
«Эксперт Северо-Запад» №28-29 (474)
Туристическая отрасль Норвегии рассчитывает восстановить потери из-за кризиса. Большие надежды возлагаются на туристов из России

В 2008-2009 годах в Норвегии наблюдался спад въездного туризма. По числу суток, которые иностранные туристы провели в гостиницах, кемпингах и гостевых домиках страны, отрасль откатилась на уровень 1998 года. При этом норвежские показатели ниже, чем в Западной Европе в целом.

В текущем году в отрасли отмечен подъем: по сравнению с прошлым годом въездной туризм растет. Лидеры туристического бизнеса надеются, что Норвегия вернется к уровню рекордного 2007 года. Однако эксперты считают, что страна будет по-прежнему отставать от общеевропейских темпов роста. Причины этого – не только дороговизна, но и ошибки в продвижении туруслуг на зарубежных рынках.

Хуже, чем в Европе

В последние два года Норвегия проиграла борьбу за иностранных туристов большинству стран Европы. Такой неутешительный вывод сделали специалисты консалтинговой фирмы Horwath Consulting, опубликовавшей отчет о состоянии отрасли. «У нас должно быть больше гостей. Но для исследования рынков используются слишком малые ресурсы. За границей Норвегия по-прежнему остается незнакомой страной», – считает эксперт в области туризма Horwath Consulting Пер-Эрик Винтер.

Наибольший спад отмечен в сегменте гостиничного бизнеса, при этом рост числа туристов, которые останавливались в кемпингах и загородных домиках, не компенсировал общее снижение турпотока. Из-за двух кризисных лет показатели норвежской туристической отрасли в 2009 году оказались хуже, чем в большинстве других европейских стран. «Это действительно так. К примеру, норвежский туризм демонстрирует более низкие результаты, чем шведский, как в течение уже длительного времени, так и за последние два года», – констатирует советник Еврокомиссии Том Илкянен, представляющий одну из финских турфирм. «Швеции, Нидерландам, Германии и Австрии в значительной мере удалось удержать туристические потоки, но у Норвегии это не получилось», – отмечает Илкянен.

Особенно обидным для норвежцев стало отставание от Швеции, поскольку на протяжении всего периода столетней независимости Норвегия привыкла сравнивать себя с бывшей метрополией. «Шведы работают лучше нас. Это показывают цифры», – признает директор департамента туризма Innovation Norway (государственная организация, занимающаяся продвижением норвежского бизнеса за рубежом) Пер-Арне Туфтин. Шведы эффективнее занимаются не только продажами туруслуг, но и маркетингом. Если ежегодный рекламный бюджет Innovation Norway превышает 30 млн евро, то шведы тратят на продвижение своей страны не более 18 млн. Исполнительный директор организации VisitSweden Томас Брюль объясняет, что для привлечения клиентов следует публиковать больше информации о туристических направлениях, услугах и достопримечательностях, а не тратить деньги на рекламу на остановках общественного транспорта. Необходимо также работать с конкретными целевыми группами, особенно в больших городах, уделяя особое внимание интернету. «Больше авиационных рейсов, лучшие продажи и умело составленные маршруты», – конкретизирует Брюль.

В 2009 году зарубежные гости провели в Швеции 12,9 млн суток – по сравнению с 2008-м рост составил 3,5%. Сегодня почти каждый четвертый иностранец, приезжающий в Скандинавию, предпочитает останавливаться в Швеции, а Норвегию, которая занимает второе место на скандинавском рынке, посещает лишь каждый пятый. Норвегия проигрывает борьбу и на глобальном рынке: если в 1995 году она занимала 36-е место в мире в списке самых популярных направлений, то в прошлом году, согласно данным Всемирной туристической организации, страна оказалась уже на 48-й позиции. В 2010 году туризм в Европе демонстрирует уверенный рост – ожидается, что к концу года турпоток вырастет не менее чем на 7%.

Деньги на ветер?

Последние два десятилетия норвежская туристическая отрасль развивалась неустойчиво. С 1990-го по 1997 год происходил значительный рост потока туристов из-за границы. С 1998 года и вплоть до 2003-го, напротив, отмечался спад – на 17%. В 2004 году тренд изменился и наблюдался неуклонный рост, который закончился три года назад. В 2008-м и 2009-м годах падение было столь значительным, что по основному показателю – числу суток, которые иностранные туристы провели в гостиницах, кемпингах и гостевых домиках, – отрасль откатилась на уровень 1998-го. Тенденция затронула практически все туристические направления внутри страны, но если в Осло побывало на 3% меньше иностранных туристов, то в Северной Норвегии – на 25%. «Спад особенно драматичен на фоне ожидания роста на международных туристических рынках», – заключают специалисты Horwath Consulting.

Следует учитывать и то, что иностранных туристов отпугивает дороговизна продовольственных товаров в стране: в Норвегии их стоимость выше средней по ЕС примерно в полтора раза. В Швеции, куда сами норвежцы часто отправляются за покупками, еда и напитки на треть дешевле. Алкоголь в Норвегии примерно на 35% дороже, чем в среднем по ЕС (в среднем на 40%, чем в Дании и Швеции).

С конца 1990-х годов в продвижение норвежского туризма за границей инвестировано 2 млрд крон. В 2010-м на эти цели выделено 235 млн крон (около 30 млн евро), что на 100 млн больше, чем пять лет назад. «Но никто не спросил, насколько эффективно эти средства тратятся», – сетует эксперт в области туризма Бьёрн Якобсен. Один из самых жестких критиков департамента туризма Innovation Norway руководитель фирмы Choice Петер Стурдален убежден, что Норвегия напрасно вкладывает миллионы в продвижение страны в далеких от нее регионах, например в Азии. «Зачем тратить столько на маркетинговые исследования и продвижение туристического бизнеса в местах, отстоящих от Норвегии на тысячи миль и сильно отличающихся от нее культурно?» – задается вопросом Стурдален. Он считает, что Норвегия должна сосредоточиться на своих традиционных рынках, а именно – на Швеции, Дании, Германии, Нидерландах и Великобритании.

«На продвижение туристического бизнеса на прошлогодней выставке ЭКСПО в Шанхае использовано 75 млн крон государственных средств. Огромные суммы истрачены на проведение конкурса «Евровидение». Синдром Лиллехаммера (в этом городе в 1994 году состоялись зимние Олимпийские игры, которые, как считается, сделали Норвегию более узнаваемой в мире) по-прежнему доминирует в маркетинге Норвегии. Но результатов так и не видно», – заявляет Стурдален. «Как и в большинстве европейских стран, наша туристическая отрасль переживает взлеты и падения. Мы держим свою часть европейского рынка, который сам испытывает рост и падение. И не работаем хуже, чем наши соседи из Скандинавских стран. В 2009 году чемпионом среди северных стран стала Швеция. Но в течение первых четырех месяцев этого года лучшие показатели – у Норвегии», – рассуждает Пер-Арне Туфтин. Кроме того, он ставит под сомнение статистические данные, которыми оперирует Horwath Consulting: «Цифры не включают в себя все ночевки. В последние годы все большая часть иностранных туристов селятся не в гостиницах, а в загородных домиках. Значительная часть их владельцев вообще не сообщают о постояльцах».

Цель – Россия

Еще в 2006 году Innovation Norway определила 15 перспективных стран, рынкам которых будет уделяться особое внимание. В их числе – Россия, демонстрировавшая в предкризисные годы значительный рост выездного туризма. В 2008 году россияне совершили 12 млн заграничных поездок, а к 2020-му ожидается, что за границей будут отдыхать свыше 30 млн граждан. Очевидно, что борьба за продвижение туристических услуг на столь перспективном рынке ужесточится.

В первую очередь Норвегии придется сражаться за российских туристов со своими скандинавскими соседями, среди которых лидирует Финляндия. «Есть страны, которые развивают туризм не хуже Швеции. Например, это отлично делает Финляндия, предлагающая много возможностей гостям из России», – отмечает Туфтин. И это действительно так: Суоми принимает больше россиян, чем три соседние скандинавские страны вместе взятые, и особенно впечатляющим выглядит отрыв от конкурентов в зимнее время.

Причин популярности Финляндии у российских туристов несколько: здесь и географическая близость, особенно к Северо-Западу России, и удобство сообщения, и развитый туристический сервис. Но самым главным фактором следует признать сравнительно либеральную визовую политику. В прошлом году Генеральное консульство Финляндии в Санкт-Петербурге выдало российским гражданам свыше 1 млн виз, причем в большинстве случаев – многоразовых. Для получения шенгенской визы в Генеральном консульстве Финляндии россиянину не нужно предъявлять приглашение от принимающей стороны. Норвежские консульские учреждения выдали россиянам на порядок меньше разрешений на въезд, и даже в Мурманске, расположенном сравнительно недалеко от Норвегии, сотрудники Генерального консульства Норвегии открывают меньше виз, чем их финские коллеги.

Тем не менее Норвегия становится в РФ все более популярной. В прошлом году 53 тыс. российских туристов провели в гостиницах, кемпингах и гостевых домиках Страны фьордов 334 тыс. суток, то есть в среднем по 6,3 дня каждый. Как считают норвежцы, россияне предпочитают экскурсионные поездки и короткие туры. Именно эти сегменты могут обеспечить дальнейший рост российской доли в общем потоке иностранных туристов. Пока эта доля невелика и составляет всего 0,2%, тем не менее наша страна попала в десятку лидеров по числу зарубежных гостей. Большинство россиян предпочитают отдыхать летом, поэтому самый серьезный приток российских туристов в Норвегию отмечается в июле и августе. Но растет спрос и на зимний отдых, что объясняется длинными новогодними праздниками в России.

Отечественные туристы, как правило, ездят по самым раскрученным маршрутам – это Эстланн (Восточная Норвегия, включая регион Осло) и Вестланн, куда входят Берген и большое количество фьордов западного побережья. Они останавливаются преимущественно в гостиницах среднего и высшего класса, а проживание в хостелах или на съемных квартирах пока не пользуется популярностью. Как показали результаты опросов, большинство россиян остаются довольны отдыхом в Норвегии. Меньше всего нареканий вызывают работа транспорта и музеи, но отмечаются претензии к гостиничному обслуживанию. Специалисты объясняют это тем, что в летние месяцы отели вынуждены дополнительно набирать временных сотрудников.

Санкт-Петербург

Туризм в Норвегии

Ежегодный оборот туристической отрасли в Норвегии составляет 70 млрд норвежских крон, а вклад туризма в ВВП государства превышает 4%. В этой сфере занято около 8% всего трудоспособного населения, а в некоторых регионах – до 20%. Норвежские туристические фирмы – как правило, предприятия малого и среднего бизнеса.

Большинство гостиниц расположены в городах и ближайших к ним пригородах. В 2009 году иностранные туристы провели в норвежских гостиницах, кемпингах и гостевых домиках 7,36 млн суток. Наиболее важные рынки въездного туризма – Германия, Дания, Швеция, Нидерланды и Великобритания. Но больше всего Норвегия популярна среди самих норвежцев: в 2009 году ее жители останавливались в туристических местах на 18,5 млн суток, при этом 78% проводят отпуск на родине. В 2009 году средняя стоимость номера в норвежской гостинице составляла около 900 крон, или 113 евро по сегодняшнему курсу.        

Источник: ЦСУ Норвегии

Обдумывающему отпуск

Сегодня из России до Норвегии можно добраться разными способами:

  • прямые авиарейсы Москва – Осло (компания «Аэрофлот»), Санкт-Петербург – Осло (малобюджетный авиаперевозчик Norwegian);
  • автобусное и автомобильное сообщение Мурманск – Киркенес через единственный российско-норвежский сухопутный пограничный переход Борисоглебск – Стурскуг;
  • автомобильное сообщение Санкт-Петербург – Норвегия через Финляндию и Швецию (паром Хельсинки – Стокгольм);
  • чартерные автобусные рейсы из Санкт-Петербурга и Москвы.

Тем, кто любит планировать путешествия самостоятельно, стоит воспользоваться некоторыми простыми советами:

  • добраться из столичного аэропорта до Осло можно на экспресс-поезде (160 крон) или экспресс-автобусе (130 крон в один конец, 220 крон – в оба). Билет на обычный поезд стоит дешевле, но ехать придется дольше;
  • как правило, в Норвегии везде принимают кредитные карты международного образца. Но в магазинах Винной монополии (государственные магазины, продающие алкоголь) расплачиваться можно только наличными или картами, эмитированными норвежскими банками;
  • в выходные дни в гостиницах предусмотрены скидки. Для туристов удобна карта Fjord Pass, которая предоставляет скидки в 150 отелях по всей Норвегии;
  • ужин в ресторане без алкоголя обойдется в среднем в 300 крон на человека, бокал пива – в 50-80 крон, около 300 крон стоит бутылка крепкого алкогольного напитка в магазине Винной монополии;
  • хлеб стоит примерно 10-20 крон, стандартная упаковка мясной или рыбной нарезки – около 30 крон, молоко – 15 крон, литровая упаковка сока – 15-20 крон. Пиво продается до 20.00. Супермаркеты работают обычно с 8.00 до 21.00 по рабочим дням и до 18.00 в субботу, воскресенье – выходной. Магазины Винной монополии работают до 18.00 по рабочим дням и до 15.00 в субботу.

Информацию о популярных турах, а также о рыбалке, велосипедных пробегах и других видах отдыха можно найти на сайте http://www.visitnorway.ru.

Новости партнеров

Реклама