Без явных аутсайдеров

Спецвыпуск
Москва, 23.08.2010
«Эксперт Северо-Запад» №30-33 (476)
Илья Михальчук: «Безусловно, экономические трудности внесли коррективы в отношении сроков достижения поставленных целей. Но цели и общий вектор развития остаются прежними»

По итогам первого полугодия Архангельская область продемонстрировала один из лучших среди регионов Северо-Запада показателей экономического роста: индекс промышленного производства составил 121,4% к аналогичному периоду 2009 года. Практически восстановился лесопромышленный комплекс (ЛПК), военно-промышленный сегмент показывает уверенную динамику роста. Ситуация в других отраслях тоже внушает оптимизм. Губернатор Архангельской области Илья Михальчук в интервью «Эксперту Северо-Запад» объяснил причины оптимизма и рассказал о перспективных проектах в экономике региона.

Динамика сохранится

– Во время нашей беседы в октябре прошлого года вы говорили о том, что правительство региона держит под постоянным контролем процессы в экономике и социальной сфере Архангельской области, что ситуация остается непростой. Как она изменилась за минувшие месяцы? С какими результатами регион закончил первое полугодие и каковы перспективы до конца текущего года?

– Смотря с чем сравнивать. На фоне негативных тенденций прошлого года текущее социально-экономическое состояние региональной экономики мы оцениваем как относительно стабильное. Она постепенно восстанавливается, и по итогам полугодия индекс промышленного производства достиг 121,4% к аналогичному периоду 2009 года. Замечу, что в целом по России данный показатель составил 110,2%.

Положительная динамика во многом связана с приростом объемов обрабатывающих производств – 125,6% к уровню первого полугодия 2009-го. Рост показали судостроение, деревообработка, производство пищевых продуктов, стройматериалов, целлюлозно-бумажное производство. На 8,4% подтянулась строительная отрасль, ввод жилья возрос на 10,1%. На 5,8% увеличился грузооборот транспортных компаний, на 12,1% – объем грузоперевозок. В целом по промышленности в первом полугодии рост объемов производства к докризисному 2008 году составил 7,9%. Но несмотря на это, по ряду экономических показателей мы еще не сравнялись с докризисным уровнем.

Что касается такого социально и экономически значимого явления, как инфляция, то по сравнению с прошлым годом ее темпы снизились на 1,6%. Однако она превышает среднероссийский показатель на 0,7%. Ежемесячные денежные доходы в первом полугодии 2010 года в среднем на душу населения увеличились на 12,5%, а реальные – возросли на 7,7%. Уровень безработицы сократился на 11,7%. До конца текущего года, по нашим прогнозам, положительная динамика основных социально-экономических показателей сохранится.

– Какие пункты вошли в Стратегию развития Архангельской области на посткризисный период?

– Мы руководствуемся приоритетами и разработанной в 2008 году Стратегией социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года. Кризис только научил концентрировать имеющиеся ресурсы, резервы и делать упор на интенсивном развитии секторов региональной экономики.

Цели и общий вектор развития остаются прежними. Основная цель любой власти – обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни. Поэтому мы и дальше будем делать основной упор на полном выполнении всех социальных обязательств, оказывать посильную помощь бизнесу, создавать условия для его развития.

– В качестве примеров роста вы перечислили практически все основные сегменты промышленности. Неужели нет аутсайдеров?

– Кстати, к уже перечисленным сегментам, показавшим рост производства, можно добавить добычу полезных ископаемых. Хотя этот вид деятельности в структуре региональной промышленности составляет всего 2%, его объемы по сравнению с первым полугодием 2009-го увеличились вдвое. Рост производства и распределения электроэнергии, газа и воды составил 3,2%, объем продукции сельского хозяйства превысил уровень прошлого года на 7,3%.

Подобная динамика в целом характерна для экономики страны. Растут цены на мировых сырьевых рынках, улучшился кредитный климат, стабилизируется спрос со стороны как предприятий, так и населения. Кроме того, на федеральном, региональном, местном уровнях принят целый комплекс стабилизационных мер. Что и дало результаты.

Если говорить об экономических аутсайдерах, то таковых, наверное, нет. По той простой причине, что 2009 год стал практически для всех видов экономической деятельности области так называемым дном. Конечно, по ряду отраслей регион вышел на докризисный уровень. Речь идет о деревообработке и целлюлозно-бумажной промышленности, производстве строительных материалов и строительстве. В этом смысле их можно отнести к отстающим, но не более.

– Аутсайдеров у вас нет, но и явного лидера в промышленных сегментах тоже не видно…

– Наша экономика диверсифицирована, у нас таких лидеров никогда и не было. Я уже упомянул, что в промышленности сегодня практически все виды экономической деятельности сработали положительно. Наиболее успешные показатели, даже с учетом кризиса, у судостроительных предприятий Северодвинска. Если смотреть шире, то за последние полтора года сельское хозяйство, несмотря на небольшую долю в валовом региональном продукте, имеет достаточно стабильные показатели, которые, надеюсь, не сильно снизятся после такого непростого лета. Традиционно стабильны энергетика, торговля, сфера услуг.

Учимся экономить

– Несмотря на позитивные показатели, очевидно, что достигнутые результаты необходимо укреплять. Что делается для стабилизации ситуации в промышленном секторе?

– Многое зависело от возможностей регионального бюджета и наличия соответствующих полномочий. Поэтому ряд мер реализовывался совместно с федеральными органами власти, и активное участие в федеральных программах позволило привлечь в регион в прошлом году более 5 млрд рублей.

Чтобы поддержать предприятия лесного комплекса, по которым, наверное, кризис ударил сильнее всего, мы отодвинули сроки платежей за аренду лесного фонда, сократили сроки возврата НДС по экспортным операциям, оказывали содействие в реализации инвестиционных проектов. Для малого бизнеса мы не только не уменьшили уровень региональной поддержки, но, наоборот, расширили ее. Чтобы облегчить получение кредитов, создали гарантийный фонд, поддержка небольших проектов осуществлялась через фонд микрофинансирования, завершено создание в Архангельске бизнес-инкубатора с возможностью открытия его филиалов в районах области.

Продолжилась реализация региональной антикризисной программы по снижению напряженности на рынке труда. Это позволило за два года существенно замедлить рост безработицы. Поддержку, в том числе и по продвижению продукции на товарные рынки, получают сельские товаропроизводители. Мы понимаем, что усилиями одного только государства экономику после кризиса не разбудить. Поэтому многое делается для привлечения в область инвесторов. Это и принятый Закон о налоговых льготах, и нормативные акты для улучшения инвестиционного климата в регионе.

Органы власти учатся экономить. Чтобы снизить нагрузку на бюджет и оптимизировать систему управления, мы сократили расходы на содержание аппарата, численность чиновников, изменили структуру государственных учреждений, активно занялись энергосбережением в бюджетных организациях.

– Каковы результаты привлечения иностранных инвестиций в первом полугодии 2010 года? На какие проекты поступают инвестиции и какие потенциальные проекты могли бы заинтересовать новых инвесторов?

– Средства в региональную экономику вкладывают предприятия из более чем 20 государств, но основным инвестиционным донором области остается Франция. На эту страну приходится 51% общего объема вложений. Накопления иностранного капитала в экономике Архангельской области по состоянию на 1 апреля составили 2,1 млрд долларов, из них 12,3% – прямые инвестиции. Остальное – вложения, осуществляемые на возвратной основе. Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов традиционно остаются добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства. Так, в первом квартале этого года в компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых, поступило 129 млн долларов (76,7% от общего объема иностранных инвестиций), в обрабатывающие производства – 31,3 млн долларов.

Предпочтения иностранных инвесторов определяют и особенности регионального распределения инвестиций. Российские компании активно вкладывают средства в территории, обладающие запасами сырья. Так, за первые три месяца этого года 77,6% всех инвестиций пришлось на Ненецкий автономный округ. Интерес для наших партнеров также представляют деревообработка, производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажные предприятия, издательская и полиграфическая деятельность.

Большой экономический потенциал, безусловно, имеют проекты по глубокой переработке древесины, в том числе по изготовлению мебели, клееного бруса, плит OSB, ДСП, ДВП, производству биотоплива из низкокачественной древесины и отходов лесопереработки. Освоение Арктики, возрождение Северного морского пути и активное включение в этот процесс Архангельской области делают перспективными проекты создания логистических центров. Интересными для инвесторов могут оказаться проект создания холодильного распределительного терминала в порту Архангельск, вложения в производство теплоизоляционных материалов из базальтового волокна, керамического кирпича.

Особо подчеркну, что уникальные возможности для инвесторов открываются в преддверии освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Архангельск как нельзя лучше подходит для размещения комплексной базы обеспечения проекта и создания вспомогательных производств. А судостроительные гиганты Северодвинска уже имеют огромный опыт создания морской техники для реализации нефтегазовых проектов.

В этом году в Архангельске запущено уникальное производство по нанесению утяжеляющего бетонного покрытия на трубы большого диаметра для подводных магистральных газопроводов. Оно не имеет аналогов в России. Продукция прошла необходимую сертификацию и в настоящее время уже укладывается на дно Байдарацкой губы. У нас есть твердая уверенность, что по архангельским трубам пойдет газ и со Штокмановского месторождения.

Киты экономики

– Как вы оцениваете перспективы леспрома и судостроения?

– Предприятия ЛПК производят половину промышленной продукции региона, на долю наших комбинатов приходится около трети российской целлюлозы и 20% картона. Так что эта сфера крайне важна для экономики. Продукция ЛПК пользуется хорошим спросом за рубежом. И если до кризиса это играло в нашу пользу, то во время стагнации зарубежных экономик предприятия стали испытывать серьезные трудности со сбытом продукции. Нельзя сказать, что лесной комплекс полностью оправился от кризиса, но положительная динамика налицо. Конечно, многое зависит от мировой конъюнктуры.

В то же время есть трудности чисто региональные: увеличение расстояний между местами заготовки древесины и центрами по ее переработке, усыхание лесов, незаконные рубки, необходимость дальнейшей модернизации предприятий. Потенциально лесная промышленность региона имеет большие перспективы развития. Но степень успеха будет во многом зависеть от глубины, качества и комплексности переработки древесного сырья, диверсификации производства и выхода на новые рынки.

Многими предприятиями разработаны инвестиционные программы, направленные на повышение качества продукции, сокращение издержек, минимизацию экологических нагрузок. Пять инвестпроектов региона получили статус приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на уровне Российской Федерации. Два из них предусматривают создание современных лесопильно-деревообрабатывающих производств с технологическими потоками комплектующих для деревянного домостроения.

Совместно с Управлением внутренних дел РФ мы ведем борьбу с незаконными рубками, создавая тем самым максимально комфортные условия для добросовестных компаний. И определенные результаты уже есть. Так, по одному из самых проблемных лесничеств – Приозерному – в первом полугодии 2010 года количество незаконных рубок сократилось в 6,5 раза, а объем незаконно заготовленной древесины уменьшился в 76 раз.

Для повышения глубины обработки древесины, использования низкокачественной древесины и решения вопросов энергосбережения развиваем биоэнергетику. Коро-древесные отходы, щепа, брикеты, топливные гранулы используются в качестве топлива котельными в Онежском, Виноградовском и других районах области. Лесной сектор интегрируется в топливно-энергетический комплекс, что повышает его иммунитет к экономическим катаклизмам.

Что касается судостроения, то в период кризиса эта отрасль оставалась наиболее стабильной. Безусловно, здесь велика роль федеральной поддержки в виде государственного оборонного заказа. Поэтому во время кризиса судостроительный комплекс продолжал развиваться. Предприятия Северодвинска прошли реструктуризацию, войдя в состав Объединенной судостроительной корпорации. Идет работа по закреплению за нашими предприятиями потенциальных заказов под шельфовые проекты. Прежде всего речь идет о Штокмановском месторождении.

В высокой степени готовности находятся проекты строительства морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» и самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая». Наши верфи имеют опыт выполнения иностранных контрактов. Все это дает основания надеяться на динамичное развитие судостроительного комплекса – одного из китов региональной экономики.

– В области построена первая очередь алмазного горно-обогатительного комбината. Как вы оцениваете перспективы алмазного производства? Как обстоят дела с другими проектами по освоению недр, такими как разработка бокситов?

– На территории области расположено 20% общероссийских разведанных запасов алмазов. Если переводить в конкретные цифры, то работающая сегодня первая очередь Ломоносовского горно-обогатительного комбината ежегодно добывает порядка 1 млн тонн руды – это 400-450 тыс. карат алмазов. Только по налогу на добычу полезных ископаемых в бюджет поступает 40-50 млн рублей. Открытие второй очереди позволит ежегодно добывать 5,6 млн тонн руды, а значит, увеличатся налоговые поступления в бюджет по НДПИ, НДФЛ, налогу на имущество. Поэтому мы крайне заинтересованы в развитии алмазодобывающих производств. Кроме того, Ломоносовский ГОК – самое крупное предприятие, созданное у нас в постперестроечный период. Его развитие позволит перевести область в разряд горнодобывающих регионов, а это диверсификация экономики, повышение финансовой устойчивости региона.

Теперь о бокситах. В Архангельской области сосредоточено 18% общероссийских запасов бокситов. Еще в советский период поднимался вопрос о строительстве крупного завода по производству алюминия, началась разработка месторождения в Североонежске. Но проект полностью не был реализован. В результате Североонежский бокситовый рудник добывает алюминиевую руду, но перерабатывающих предприятий в регионе нет. Существенная часть сырья поставляется на Бокситогорский глиноземный завод, у которого заключен договор на поставки этого ресурса еще и из Республики Коми. Сегодня мы ведем переговоры с собственниками завода, для того чтобы, сохраняя его устоявшиеся связи, иметь возможность увеличить поставки наших бокситов на это производство.

Смена парадигмы

– Многие предприятия региона реализуют программы модернизации. Как администрация Архангельской области помогает бизнесу?

– Мы понимаем, что прежде чем ждать каких-либо всходов, нужно создать благоприятный климат. Я уже говорил, что в 2009 году разработан и принят областной закон о налоговых льготах. Документ предоставляет существенные налоговые преференции инвесторам, реализующим проекты на территории региона. Речь идет о льготах по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, и по налогу на имущество в случае реализации крупных инвестпроектов в приоритетных секторах экономики. Кроме того, с 2011 года будет упрощена процедура выхода на налоговые каникулы.

Немаловажно, что, создавая привлекательные условия для потенциальных партнеров, мы готовы сопровождать и подключаться к реализации проектов в рамках действующего порядка сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории области. Фактически он унифицирует процедуру взаимодействия органов власти и инвесторов. Методическую, информационную, консультативную помощь оказывает Министерство экономического развития Архангельской области.

Надеюсь, для инвесторов достаточно полезна комиссия по инвестиционной политике и развитию конкуренции при губернаторе Архангельской области. Комиссия занимается решением вопросов, связанных с предоставлением мер господдержки, снятием административных барьеров. В ее состав помимо представителей областного правительства и собрания депутатов входят руководители территориальных управлений федеральных органов государственной власти, сетевых компаний. Такой представительный орган позволяет оперативно решать многие вопросы.

Работает инвестиционный портал Архангельской области (www.dvinainvest.ru). Фактически это единая база инвестиционных проектов, площадок и идей, возможных для реализации на территории региона, в том числе инновационной направленности. И Министерство экономического развития региона, и администрация в целом готовы индивидуально работать с каждым инвестором.

Желающим реализовывать перспективные проекты предоставляется возможность разместить новые производства на территориях промышленных парков – земельных участках, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой.

Малому и среднему бизнесу оказывается адресная государственная поддержка в части субсидирования на конкурсной основе процентных ставок по привлеченным кредитам, части лизинговых платежей. Еще раз повторюсь: в прошлом году для облегчения получения кредитов был создан областной гарантийный фонд. Активно функционирует Архангельский региональный бизнес-инкубатор. На его базе создан центр субконтрактации. Он дает возможность местным товаропроизводителям решать вопросы сбыта продукции, а крупным промышленным предприятиям – размещать заказы на поставку товаров и услуг среди региональных поставщиков по оптимальной цене. Действует евроинфокорреспондентский центр, оказывающий содействие малым и средним предприятиям в выходе на внешние рынки.

Более того, поддержка малых форм предпринимательства дифференцируется. Чтобы стимулировать тех, кто занимается ремеслами и художественными промыслами, в ближайшее время в Архангельске начнет действовать Центр ремесел. Мастера имеют возможность выставлять свои работы на Маргаритинской ярмарке, которая традиционно проводится в сентябре и собирает не одну сотню предприятий из Архангельской области, других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Вместе с тем мы не считаем, что для формирования благоприятного климата сделано достаточно. Поэтому в настоящее время идет работа над программой инвестиционного маркетинга, созданием сети промышленных парков. Необходимо, чтобы инвестиции попадали на вспаханную почву.

– Как складывается ситуация с финансированием проектов, насколько успешна поддержка местных промышленных проектов региональными банками?

– В прошлом году в регионе среди руководителей предприятий проводились определенные социологические исследования. По их результатам, в 2010 году только 30% опрошенных руководителей планировали увеличение объема инвестиций в основной капитал, 13% говорили о сокращении. По мнению представителей организаций, основными факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность, были нехватка собственных финансовых средств (на это указали 73% руководителей), высокий процент коммерческого кредита (35%), неопределенность экономической ситуации в стране (51%), сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов (22%) и недостаточный спрос на продукцию (25%).

Источники финансирования инвестиций в основной капитал по крупным организациям и субъектам среднего предпринимательства в 2009 году выглядели следующим образом. За счет собственных средств организаций финансировалось 34,3% инвестиций в основной капитал, или порядка 2,3 млрд рублей. За счет привлеченных средств – 65,7%, или 38,8 млрд. В структуре источников финансирования инвестиций кредиты банков составляют всего 4% – около 2,4 млрд рублей.

Так что займы у банков не пользовались большим спросом. Конечно, здесь имели место множество факторов. Но один из определяющих, на мой взгляд, заключался в том, что в конце прошлого года было очевидно: бурного роста экономики в предстоящие 12 месяцев не предвидится. Поэтому многие банки проводили достаточно осторожную кредитную политику, а руководители предприятий ставили перед собой задачу сохранить имеющиеся мощности.

– Изменилось ли отношение правительства области к проектам, реализуемым с участием государственного и частного капитала на условиях партнерства?

– Да. Государство и бизнес, если последний действительно хочет быть социально ориентированным в полном смысле этого слова, должны совместно работать на территории. И сегодня мы меняем логику государственной инвестиционной политики – отходим от существовавшей ранее парадигмы, что финансирование инфраструктурных инвестиционных проектов в регионе должно происходить только за счет бюджетных средств через долгосрочные целевые программы.

Не скрою, к переосмыслению нас подтолкнули в том числе экономические затруднения. Кризис показал, что региональный бюджет с ранее принятыми инвестиционными программами не справляется, и заставил нас привлекать внебюджетное финансирование, подкрепленное бюджетными обязательствами. А такую политику удобнее проводить через механизм государственно-частного партнерства. Поэтому в ближайшее время в правительстве Архангельской области будет создан региональный центр государственно-частного партнерства, который и займется развитием в регионе таких механизмов. Одновременно разрабатывается областной закон «Об участии Архангельской области в проектах государственно-частного партнерства».

У нас есть определенные успехи в этом направлении. По такой схеме мы уже модернизируем ряд объектов малой энергетики в районах области. Но наиболее перспективный для региона проект государственно-частного партнерства – «Энергия Белого моря». Он направлен на повышение энергетической эффективности экономики области. Для его реализации в 2009 году создана управляющая компания «Энергия Белого моря» – акционерное общество, в уставном капитале которого участвуют правительство Архангельской области (51% акций) и компания «Роскоммунэнерго» (49% акций). Предприятие объединяет частные, муниципальные, государственные имущественные энергетические комплексы и системы и позволит привлечь инвестиции в энергетику региона, модернизировать энергетическое оборудование ТЭК и ЖКХ на основе современных инновационных технологий, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии и местных топливных ресурсов.

Проект «Энергия Белого моря» – попытка решить комплекс сложных задач: технически перевооружить энергетическое оборудование, заменить ветхую коммунальную инфраструктуру, внедрить систему учета и контроля энергоресурсов, повысить энергоэффективность ЖКХ. Опыт для нас новый, но мы надеемся на успех проекта.

Новая логистика и перспективы науки

– Развитие Северного морского пути – какое влияние окажет реализация этого проекта на промышленный потенциал Архангельской области? Чем он значим для области?

– Архангельская область всегда находилась в центре геополитических и социально-экономических процессов, связанных с освоением Арктики, использованием ее природных ресурсов. Почти половина территории региона – арктические архипелаги Новая Земля и Земля Франца Иосифа. То есть само географическое положение области предопределило ее ключевую роль в освоении Арктики.

К середине 80-х годов прошлого века в регионе была создана целая транспортная система, обеспечивающая бесперебойную работу Северного морского пути. Здесь базировались ледокольный, транспортный и технический флот, арктическая авиация. Действовали портовые терминалы, система навигационного, гидрографического обеспечения и система слежения за судоходством, метеослужба. Работали судостроительные и судоремонтные заводы.

На сегодняшний день мы максимально сохранили транспортные и инфраструктурные позиции, имеющие отношение к Арктике. Поэтому развитие этой стратегически важной транспортной магистрали означает, во-первых, развитие всей имеющейся сегодня в регионе арктической инфраструктуры, во-вторых – реализацию новых логистических, образовательных и других проектов. Уже создан и действует Северный (арктический) федеральный университет (САФУ). Еще актуальнее становится железнодорожная магистраль «Белкомур». Большие перспективы открывает размещение в регионе логистическо-распределительного центра и комплексной базы обеспечения арктических шельфовых проектов.

– Срок начала реализации другого логистического проекта, «Белкомура», о котором много спорят, по-прежнему не определен…

– Говоря о «Белкомуре», надо учитывать его масштабы. Проект грандиозный по предполагаемому объему инвестиций, решаемым задачам, географии участников. А в таких вопросах необходим кропотливый анализ, детальная проработка буквально каждой мелочи. Проект поддержан на всех уровнях государственной власти, одобрен инвестиционной комиссией по проведению отбора проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Это означает, что вся основная подготовительная работа проделана. Сегодня проекту предстоит пройти последнюю инстанцию – рассмотрение в правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение. После этого начнется его практическая реализация.

Однако сроки рассмотрения в правительственной комиссии были сдвинуты из-за сложной экономической ситуации в 2009 году. Сегодняшнее положение стабильнее, но экономика не заработала на полную мощность. Одновременно приходится бороться с последствиями засухи, лесными пожарами, направлять дополнительные средства на поддержку фермерских хозяйств, восстанавливать пострадавшее от огня жилье. Эти незапланированные, но крайне необходимые расходы оттягивают существенные средства из бюджетов. Конечно, хочется как можно скорее перейти от теории к практике, но социальные вопросы, и с этим согласны все, ситуативно приоритетнее.

– Северный федеральный университет набрал первых студентов. Как вы оцениваете его перспективы и возможность влияния на научный потенциал Архангельской области?

– Университет в Архангельске должен стать северной кузницей кадров России, центром научных исследований и инновационных технологий. Сейчас САФУ на первом этапе, когда формируется его структура, ведется работа по присоединению других учебных заведений региона. Мы настроены на то, чтобы университет занял одну из ведущих позиций как в российском общеобразовательном пространстве, так и на Северо-Западе. Однако перед нами стоят и более масштабные государственные задачи – сделать САФУ ведущим образовательно-инновационным центром Арктики.

Безусловно, освоение Арктического региона невозможно без серьезных научных исследований. Очевидно, что в университете будут сконцентрированы все ведущие научные направления. Часть из них – в рамках взаимодействия с Российской академией наук (РАН). Соответствую соглашение между РАН, Архангельской областью и САФУ подписано еще в ноябре 2009 года. Так, вуз и РАН будут развивать, к примеру, космический мониторинг, который позволит отследить состояние Северного морского пути, льдов, флоры и фауны Арктики. Кроме того, речь идет о биоресурсах, разведении различных видов рыб, выращивании водорослей. Ведь водоросли Белого моря гораздо полезнее для организма человека, чем водоросли восточных и южных морей. В университете планируется создать объединенную академическую кафедру и центр коллективного пользования оборудованием. Это будет самая современная техника, которой смогут воспользоваться другие учебные заведения региона и научно-исследовательские институты.

Архангельск

Государство и бизнес, если последний действительно хочет быть социально ориентированным в полном смысле этого слова, должны совместно работать на территории

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№30-33 (476) 23 августа 2010
Госуправление
Содержание:
Четвертый – лишний

Глава Калининградской области Георгий Боос скоро покинет свой пост. Президент и «Единая Россия» отказали ему в доверии из-за низкого уровня поддержки среди населения

Реклама