Год пытливого ежа

Пятый угол
Москва, 06.09.2010
«Эксперт Северо-Запад» №35 (481)
В Год учителя государство показало, что считает более продуктивным обучение учителей, нежели решение их проблем

В День знаний в России всегда произносится множество пафосных речей про тех, кто «сеет разумное, доброе, вечное». В 2010-м в традиционные славословия внесено небольшое новшество: этот год у нас не простой, этот год у нас – Год учителя. И чиновники с завидным постоянством повторяют новую мантру о том, что государство наконец обратило внимание на систему образования и скоро все изменится. Изменится, конечно, в лучшую сторону. Между тем Год учителя, собственно, завершается. Он ведь календарный, а не учебный... И что же мы имеем к настоящему времени? В чем выражается Год учителя в России?

Если обобщить инициативы государственных служащих, то можно выделить два ключевых направления. Во-первых, выбор учителей года – конкурсы с финансовыми призами (по 100 тыс. рублей 200-500 учителям региона), о которых так любят рассказывать в местных администрациях. Где-то конкурсы проходят уже не один год, а где-то – впервые, где-то ориентированы на молодых педагогов, а где-то, наоборот, на тех, кто имеет стаж свыше 20 лет. Но в Год учителя такие конкурсы проходят везде. Естественным образом местные конкурсы дополнены программой поддержки молодых педагогов от Министерства образования и науки РФ (по 500 тыс. рублей тысяче молодых педагогов России).

Эти относительно скромные пожертвования из федерального и местных бюджетов дополняются яркими по форме форумами и конференциями, опять же – местного и федерального уровней. Они очень похожи друг на друга, вне зависимости от масштаба и места проведения (что, наверное, логично). На открытии – выступления представителей чиновников с рассуждениями о том, что «мы претендуем на лидерство во многих сферах системы образования и являемся примером для стран СНГ. Наши соседи в Европе тоже присматриваются к тому, что происходит в России» (из речи министра образования Андрея Фурсенко), а также торжественные пожелания учителям «изменить взгляд на привычные проблемы и научиться мыслить государственными категориями» (директор департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко).

Далее следует рассказ об инициативах правительства страны (о проекте «Наша новая школа», новых образовательных стандартах, Законе о бюджетных учреждениях). Потом – круглые столы, посвященные тем темам, что обозначены в заглавных выступлениях (например, на Байкальском образовательном форуме главными круглыми столами были «Бизнес и образование», «Наша новая школа – под ключ», «Вопросы реализации федерального закона №83»). Наиболее масштабные конференции (всероссийского охвата) заканчиваются открытыми уроками и мастер-классами для учителей (конкурсы учителей года обязательны).

В итоге на мероприятиях этого года педагоги не столько говорили, сколько слушали и обучались. Мыслить государственными категориями и пользоваться благами технического прогресса. Находились в роли учеников, а не учителей. Наверное, отсюда и зачастую несколько странная форма форумов. Так, в Калининградской области гостей Балтийского образовательного форума в аэропорту встречал огромный ежик, потому что «именно еж – неугомонный и пытливый – символ форума», а на самом мероприятии педагогам презентовали яркие галстуки лимонного цвета. После круглых столов молодых учителей отправили в международный молодежный лагерь «Балтийский Артек» перенимать опыт, потому что «учиться, как и любить, никогда не поздно» (из выступления заместителя председателя Комитета по образованию Госдумы РФ Олега Смолина).

Однако идиллию создать не удалось. Потому что СМИ, поддерживавшие такие мероприятия, не смогли ограничиться их описанием и дали-таки слово местным работникам образования – что называется, репортажи с мест. Эти репортажи продемонстрировали совершенно иную реальность российской системы образования. Реальность, где школы активно закрываются, где средняя заработная плата учителя чуть выше (а где-то и ниже) средней пенсии, а наличие в школе молодого педагога – скорее исключение из общего правила. В этой реальности проблема освоения новейших методик, которые помогут сформировать гармоничную личность, занимает, наверное, последнее место.

Но обсуждению насущных проблем не было места на главных мероприятиях Года учителя. И не потому, что учителей вежливо затыкали, а потому, что общение было построено по другому принципу – их учили, а не спрашивали. Правильный, конечно, ход, если главная цель – скрыть объективную картину, и непонятный, если стоит задача осознать существующие проблемы и попытаться их разрешить.

А ведь сами учителя не молчат. Есть специализированные форумы, такие как pedsovet.org или zavuch.info, есть Всероссийский педагогический форум – не виртуальное, а реальное место встречи, где темы для обсуждения задают сами учителя. Но сюда педагоги и в Год учителя приезжают по индивидуальной инициативе, за свой счет, оплачивая, кстати, и проживание. И слова их, как и слова тех, кто собирает подписи на интернет-форумах, остаются неуслышанными даже в Год учителя (как и годом ранее).

Между тем объективная реальность все печальнее – результаты работы системы образования все хуже (если не прятаться за национальными экзаменами, а посмотреть на международные конкурсы). И то, каким стал Год учителя, все больше убеждает: перспективы у российского образования отнюдь не радужные. Потому что инициативы и реальные проблемы – они из разных реальностей. И пока государство будет думать, что лучше завесить Калининград растяжками с пытливым ежом, чем оплатить проезд учителям, собирающимся для обсуждения действительно важных вопросов, разница между фасадом и внутренним оснащением здания будет все разительнее.

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№35 (481) 6 сентября 2010
Инфраструктурные проекты
Содержание:
Миссия выполнима

Нестабильность цен на европейском газовом рынке усложняет разработку проекта освоения Штокмановского месторождения. Новый импульс проекту могут придать негативные прогнозы добычи газа на норвежском шельфе

Реклама