Нюансы автороста

Русский бизнес
Москва, 13.09.2010
«Эксперт Северо-Запад» №36 (482)
Российский авторынок растет местами и по-разному. В Санкт-Петербурге он лишь недавно вышел на траекторию восстановления и пока по объемам отстает от уровня прошлого года

Премьерский тест-драйв российской «Калины» на Дальнем Востоке заслонил от общественного внимания другое событие – китайский рекорд по продажам автомобилей: по данным агентства Associated Press со ссылкой на Китайский центр автомобильных технологий и исследований (CATRC), объемы продаж по итогам августа выросли в стране на 55,7% и составили 1,21 млн машин. В России планируется продать немногим больше автомобилей за весь 2010 год.

Российскому авторынку до рекордов далеко, однако некоторый рост продаж наметился. По оценкам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первую половину 2010 года дилеры реализовали 790,5 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей – на 3% больше, чем за первое полугодие 2009-го. Однако отечественным игрокам рынка не стоит спешить строить далеко идущие планы: у столь малого роста большое число нюансов, без учета которых картина может показаться излишне оптимистичной.

Точка роста

Продажи новых автомобилей в России растут непрерывно с начала 2010 года. Если в январе продано всего 74 тыс. новых машин, то к июню эта цифра увеличилась до 174,8 тыс. Именно в июне объем отечественного рынка достиг прошлогоднего уровня и общее число автомобилей, проданных с начала 2010-го, превысило количество машин, реализованных за тот же период 2009 года.

Специалисты связывают эту тенденцию прежде всего с программой утилизации. Поскольку самое активное участие в программе приняли потребители отечественных автомобилей Lada, именно эта марка и обеспечила рост рынка. За январь-август 2010 года продажи Lada в России поднялись по сравнению с аналогичным периодом 2009-го на 31,6% – реализовано 317,7 тыс. машин, из них 115,4 тыс. – по программе утилизации. В июне, в период максимального спроса, продано 51,1 тыс. Lada, что на 77% больше, чем годом ранее, а у «классики» рост и вовсе достиг 212% (до 16,8 тыс. машин).

Неплохие результаты показали и некоторые иномарки российской сборки, попавшие под действие программы утилизации. Так, Ford в июне увеличил продажи на 115% (9,8 тыс. авто) и его модель Focus вернула себе статус самой продаваемой иномарки в России, обогнав Renault Logan. Директор по продажам «Аларм-Моторс Форд» Михаил Шевельков так объясняет этот всплеск: «Во втором квартале этого года в компании „Аларм-Моторс“ продажи увеличились на 40% по сравнению со вторым кварталом 2009-го, а по сравнению с первым кварталом 2010-го продажи возросли на 60%. Однако этот всплеск спроса – скорее искусственный. Он в большей степени обусловлен программой утилизации, благодаря неторопливому запуску которой образовался отложенный спрос, формировавшийся с сентября 2009-го и выплеснувшийся в марте-мае 2010 года». Тем не менее большинство иномарок, включая лидеров рынка Chevrolet и Ford, а также Toyota, Nissan, Mitsubishi, Peugeot, Opel и Honda, не смогли достигнуть показателей прошлого года.

Ситуация в сегменте премиальных авто более стабильна. Их продажи и в кризисные времена практически не снижались, и сейчас демонстрируют неплохой рост. Продажи автомобилей Mercedes-Benz в 2010 году увеличились на 50%, Lexus – на 29, Audi – на 28, BMW – на 24%. По объемам лидерами сегмента «премиум», как и год назад, остались BMW и Audi.

Однако рост продаж премиальных автомобилей не может компенсировать общий спад реализации иномарок, в результате столичные рынки, где продается основная их часть, в том числе и петербургский, по динамике отстают от российского рынка в целом.

Не торопятся

В Северной столице продажи с начала 2010 года тоже увеличивались по сравнению с 2009-м каждый месяц. Если в январе петербуржцы купили всего 4,6 тыс. машин, то в июле – уже 10,2 тыс. Однако это не позволило превзойти итоги семи месяцев 2009-го. Не помог рынку Петербурга и бурный рост продаж Lada. Как сообщила руководитель отдела маркетинга компании «Питер-Лада» Виктория Чибышева, за первые семь месяцев 2010 года реализация поднялась на 62,3%. «За этот период продано 7,4 тыс. автомобилей Lada, из них 4,4 тыс. – по программе утилизации», – уточняет Чибышева.

Начальник отдела продаж компании «Свид Мобиль» (дилер Volvo) Владислав Куликов считает причиной отставания ситуацию, возникшую в начале прошлого года: «В тот период относительно хорошие продажи были обусловлены большим количеством автомобилей 2008 года выпуска, не реализованных после кризиса и продававшихся в первом полугодии 2009-го с большими скидками. Продажи 2010 года – это нормальная работа рынка, то есть реализация машин этого года выпуска по рекомендованным ценам».

Директор по совершенствованию производственной деятельности «Инчкейп Санкт-Петербург» Артем Фоменко добавляет: «С января по май 2009 года производители и дилеры распродавали остатки автомобилей производства 2008-го со скидками, поэтому пик продаж пришелся не на апрель-май, как обычно, а на февраль-март. В апреле-мае прошлого года основные распродажи закончились, и этот показатель начал падать».

Кризис повлиял не только на динамику и объемы продаж, но и на потребительское поведение. Региональный директор розничного подразделения холдинга «РОЛЬФ» в Петербурге Дмитрий Паршиков поделился наблюдениями: «2009-й – год огромных скидок – сделал покупателя скрупулезным. Люди склонны тщательно сравнивать предложения разных производителей и дилеров. Кроме того, если до кризиса мы часто сталкивались с приверженцами одного бренда или страны-производителя, то после марафона скидок, который все мы наблюдали в прошлом году, клиенты стали легко переключаться с бренда на бренд, чтобы получить самое выгодное предложение».

Еще одно отличие текущей ситуации на авторынке – дефицит самых востребованных моделей. «Основная особенность этого года – нехватка ликвидных автомобилей, – говорит Паршиков. – Дело в том, что производственный заказ на первое полугодие 2010 года делался в конце 2009-го, когда ситуация на рынке была абсолютно непрозрачной». Дефицит коснулся и роскошных машин класса luxury. Так, седан Muslanne, самый дорогой в модельной линейке Bentley (цены на Muslanne начинаются от 450 тыс. евро – 18 млн рублей), продажи которого стартовали лишь в конце августа, после премьеры на Московском автосалоне, уже распродан до конца 2011 года. По словам директора по продажам Bentley в России Вагифа Бикулова, в шоу-румах марки клиентам показывать нечего, поскольку «машин вообще нет в наличии».

По мнению экспертов, кризис закончился не только для люксового сегмента, но и для бюджетных моделей. На остальном рынке ситуация тоже начинает стабилизироваться, о чем свидетельствует и повышение активности в развитии дилерских сетей.

Идти вперед – всегда вовремя

В этом году в Петербурге «БалтАвтоТрейд» и холдинг «Мега-авто» открыли два автоцентра Volkswagen. У этого немецкого концерна большие планы по развитию производства в России, поэтому расширение дилерской сети производителя даже в условиях кризиса выглядит оправданным.

Однако нельзя не отметить, что петербургские дилерские сети в последнее время особенно активно инвестируют в строительство не только в Северной столице, но и в других регионах. И если раньше основным полем для инвестиций были регионы Северо-Запада, то сегодня в круг интересов попала Москва.

Тот же холдинг «Мега-авто» кроме петербургского автоцентра Volkswagen «Автоштадт» в июне открыл одноименный автоцентр в Калуге, а еще раньше, весной этого года, – в Москве. И в своем стремлении к московскому авторынку, самому емкому в России, холдинг не одинок.

Автоцентр «Петровский» объявил о создании двух новых дилерских центров Renault в Московском регионе. «Петровский» вышел на рынок столицы еще полтора года назад, когда после закрытия одного из крупнейших дилеров страны холдинга «Инком-авто» арендовал автоцентр Renault на Варшавском шоссе. Дальнейшее развитие в рамках петербургского рынка, где компании, по ее оценкам, принадлежит 50% всех продаж Renault, считается неэффективным. «На московский рынок приходится 40% российских продаж, – поясняет владелец автоцентра „Петровский“ Антон Солдунов. – Мы рассчитываем, что к концу 2011 года продажи трех наших салонов в Москве будут сопоставимы с продажами пяти петербургских».

Интерес дилерских сетей к экспансии с целью повышения объемов продаж автомобилей на сегодня выглядит оправданным, так как продажи до сих пор генерируют основные доходы отечественного дилера. По данным Дмитрия Паршикова, до кризиса прибыль среднестатистического дилера в России на 72% зависела от продаж новых машин, в то время как на Западе порядка 75% прибыли приносил сервис.

Все на сервис

Кризис заставил российских дилеров двигаться в сторону западной модели, и те, кто активно занимался сервисным обслуживанием, легче пережили сложные времена. В «РОЛЬФе» до кризиса доли прибыли от продаж новых автомобилей и от сервиса были практически равны, а сегодня доля сервисного обслуживания выросла до 61%, на продажи новых машин приходится порядка 28%. Услуги кредитования и страхования, продажи подержанных автомобилей и прочие услуги приносят 11% прибыли.

Однако и в вопросах развития сервисных услуг кризис преподнес немало сюрпризов. Генеральный директор ресурса Auto-Dealer.ru Олег Дацкив отмечает, что загрузка кузовных цехов, на которые приходится до 50% операционных доходов дилерского автосервиса, в 2010 году уменьшилась у всех крупнейших официальных дилеров. «Загрузка снижается, потому что страховые компании все чаще отправляют клиентов в более дешевые неофициальные сервисы», – полагает Олег Дацкив.

Официальные дилеры не могут конкурировать с независимыми сервисами по цене, так как большинство производителей диктуют им стоимость нормо-часа и нормативы для всех видов работ. А так как в условиях кризиса клиенты стали более чувствительны к цене техобслуживания, то, по наблюдениям экспертов, более половины владельцев иномарок, которые еще могли бы обслуживаться у официальных дилеров, ушли в независимые автосервисы. Расценки в этих сервисах на 20-30% ниже, как и стоимость запчастей, и эта экономия в большинстве случаев позволяет автовладельцам окупить даже отказ в гарантийном ремонте.

Как считает генеральный директор сети станций послегарантийного сервиса «АвтоСТОлица» Павел Семьянов, «самое главное последствие кризиса – ключевыми фигурами на авторынке стали потребители, они в конечном счете определяют модель рынка и оказывают влияние на развитие тех рыночных структур и предложений, которые оптимально соответствуют существующему спросу. Сложилась такая ситуация, когда многие владельцы послегарантийных автомобилей, ранее обслуживавшихся в дилерских центрах, начали искать поставщиков услуг, у которых соотношение „цена – качество – сроки“ наиболее оптимально».

Желание у них есть

По результатам исследования, проведенного в конце мая 2010 года аналитическим агентством Nielsen, около 35% россиян планируют приобрести автомобиль в ближайшие 12 месяцев. А две трети опрошенных планируют сделать это в течение трех лет.

При этом каждый третий, планирующий покупку автомобиля в ближайшие три года, будет вынужден приобрести более дешевый автомобиль. Среди основных причин такой экономии респонденты чаще всего называли выросшие цены, нежелание рисковать и тратить больше из-за неуверенности в завтрашнем дне, а также повышение ставок по кредитам.

Тем не менее среди тех, кто планирует покупку автомобиля в ближайшие 12 месяцев, 44% намерены воспользоваться кредитом, так что спрос на автокредиты в ближайшее время может увеличиться. Средние ставки по автокредитам составляют порядка 16-17% годовых, однако к концу 2010-го они упадут еще на 1,5-2%.

Специалисты АЕБ прогнозируют дальнейший рост рынка в целом, а годовые продажи ожидаются на уровне 1,67 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. По оценкам аналитического агентства «Автостат», российский авторынок покажет в этом году рост на 18-25%, а за год будет продано 1,7 млн машин. При этом на долю отечественных моделей будет приходиться порядка 32%, доля иномарок российской сборки составит около 35%, еще примерно треть рынка будет обеспечена за счет импорта.

Однако партнер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Наталия Щербакова предостерегает от излишнего оптимизма: «Хотя в последнее время автомобильные компании стали говорить об отставании производства и импорта от потребностей рынка, еще рано утверждать, что российский рынок демонстрирует явные признаки восстановления. Рост продаж и производства традиционных российских брендов вызван в первую очередь программой утилизации. Увеличение сегмента иностранных брендов, произведенных в России, происходит во многом за счет сокращения импорта. На рынке есть позитивные тенденции, но их пока нельзя считать доказательством коренных изменений».   

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№36 (482) 13 сентября 2010
Развитие регионов
Содержание:
Поделили «бронзу»

Судя по оперативным данным Росстата, Северо-Запад выбирается из кризиса темпами, близкими к общероссийским. Наибольшие проблемы с динамикой объемов производства испытывают нефтедобывающие регионы – Коми и Ненецкий автономный округ

Реклама