Свое место в городе

Общество
Москва, 13.09.2010
«Эксперт Северо-Запад» №36 (482)
Сергей Шатуновский: «Муниципалитеты сегодня – определенного рода социальный лифт для тех, кто идет в политику»

Новейшая история развития муниципалитетов в Петербурге оставляет печальный осадок. Если анализировать объем реальных полномочий муниципальных образований, на память сразу приходит прилагательное «декоративные». Тут даже не надо сравнивать с Европой, достаточно посмотреть на другие российские муниципальные образования, например в Ленинградской области. Там муниципалитеты имеют возможность влиять на вопросы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, распределением земли, строительством. В Северной столице муниципалитеты занимаются разве что благоустройством дворов. Плюс опека и попечительство несовершеннолетних.

Когда в 1995 году Госдума РФ принимала Закон о муниципальной власти, позволяющий решать большинство социальных и хозяйственных вопросов на местном уровне, в него была внесена так называемая поправка Шишлова, Лужкова и Бабурина (когда в 2003 году был принят новый Закон об общих принципах организации местного самоуправления, эту поправку продублировали). В результате деятельность муниципалитетов в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге регулируется не федеральными, а региональными законами. Поэтому неудивительно, что в Петербурге муниципальные власти практически лишены реальных полномочий, а их бюджеты ничтожно малы.

Однако, несмотря на подчиненное положение по отношению к местной администрации, жизнь петербургских муниципалитетов полна драматизма. Так, зимой 2009 года муниципальное образование «Коломна» лишь через суд добилось восстановления своих бюджетных полномочий, которых было лишено в том же году. Не оказались незамеченными дополнительные выборы в органы местного самоуправления минувшей весной. О том, какова природа конфликтов между муниципалитетами и городской администрацией, об эволюционном развитии муниципальных образований «Эксперту С-З» рассказал глава муниципального образования «Литейный округ» Сергей Шатуновский.

– В последние годы выборы в муниципалитеты Петербурга показывали минимальную явку – 12-15% избирателей. Почему?

– Причин тут несколько. Прежде всего, муниципальная власть не настолько значима, у нее объективно мало полномочий, возможностей что-либо делать для своих избирателей. В отличие от депутатов Законодательного собрания или Государственной думы. Поэтому выборы в ЗакС и Госдуму больше волнуют людей и, конечно, ярче освещаются в СМИ. Плюс определенное влияние оказывают политические партии. Они борются друг с другом за места, для этого разрабатывают и воплощают предвыборные стратегии, активно агитируют избирателей и тем самым также способствуют повышению явки.

– Но последние выборы показали явную заинтересованность партий в том, чтобы быть представленными в муниципальных образованиях. Это хороший знак для муниципалитетов?

– Муниципальные власти занимаются фактически только дворами, их полномочия – небольшие, поэтому реального интереса для партий они не представляют. На мой взгляд, те столкновения между «Справедливой Россией» и «Единой Россией», что происходили на последних муниципальных выборах, – это, по большому счету, шоу. Партии пробовали свои силы, тренировались в преддверии более серьезных испытаний.

Призрак власти

– Каждый год мы слышим о конфликтах между петербургскими муниципалитетами и администрацией города. И муниципалитеты в судах должны отстаивать право на финансовую деятельность…

– На самом деле причина большинства конфликтов, которые приводят к лишению отдельных муниципалитетов финансовых полномочий, – внутренняя борьба в них самих. Во многих муниципальных округах депутаты часто не могут разобраться, кто из них главнее, иногда это приводит к тому, что кто-то задействует административный ресурс. Кроме того, если посмотреть на конфликты прошлых лет, надо признать, что в некоторых случаях имела место банальная неграмотность работников муниципалитетов. Из-за своей бедности муниципалитеты не всегда могут привлечь квалифицированных работников (на аналогичной должности в администрации города зарплата будет больше), и это приводит к ошибкам, которые разные контролирующие органы «вылавливают».

А работа для грамотных юристов всегда есть. Например, в Закон о местном самоуправлении за минувший год внесено пять поправок, затрагивающих работу муниципалитетов. Некоторые из них предусматривали достаточно оперативное изменение уставов муниципалитетов. Но также нельзя отрицать и то, что общая установка городской власти держать муниципалитеты в узких рамках ощущается. Судите сами: Контрольно-счетная палата Петербурга 50% времени тратит на разбор деятельности муниципалитетов, то есть половина рабочего времени уходит на проверку всего лишь 1,5% городского бюджета. Тут есть о чем подумать.

– То есть определенные противоречия между муниципалитетами и городской администрацией существуют и оказывают влияние на жизнь муниципалитетов?

– Есть противоречие, и оно остается. Органы местного управления – по определению всегда политические конкуренты городской власти. Поэтому им не расширяют полномочия и не дают деньги – чтобы не могли нарастить свое влияние на жителей города, стать заметной властью.

– Часто ли работа муниципалитетов пересекается с действиями районных администраций?

– Нет, потому что граница полномочий муниципальных образований максимально четко прописана в законе и подзаконных актах. У муниципалитетов порядка 40 направлений, на которые они могут тратить деньги. И ежегодно муниципальное образование выбирает приоритетные направления на будущий год. Конечно, при выборе учитываются начинания районной администрации.

Кроме того, муниципалитеты точно знают: если они сделают хотя бы попытку выйти на чужую территорию, их действия сразу привлекут внимание контролирующих органов. Например, если взять муниципальное образование «Литейный округ»: мы традиционно больше половины своего бюджета направляем на благоустройство дворовых территорий. А могли бы тратить на молодежную политику. Но мы понимаем, что молодежной политикой город активно занимается, а благоустройство территорий для района, находящегося в историческом центре города, – больной вопрос.

Приводные ремни

– В таких условиях в каком направлении эволюционируют муниципалитеты?

– За последние годы муниципалитеты научились лучше разбираться в финансах, правильно расходовать средства. Научились понимать свое место в городе: несмотря на звание муниципальной власти, властью они не обладают, а лишь помогают городской администрации осуществлять те планы развития, которые она определила в долгосрочной перспективе. То есть муниципалитеты стали более технологичными структурами, которые занимаются тем, чем и должны по действующему законодательству: не политикой, а конкретными хозяйственными проблемами.

Кроме того, муниципалитеты становятся как бы школой, где люди приобретают опыт общественной деятельности. Об этом недавно говорила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко: муниципалитеты выращивают кадры, способные занимать более значимые должности. Многие молодые депутаты, которые недавно пришли в Законодательное собрание города, ранее прошли школу управления муниципальным образованием и именно там поняли, что такое общественная жизнь. В некотором смысле классический пример – карьера Дениса Волчека: сначала депутат муниципалитета, затем – депутат петербургского ЗакСа, на данный момент – депутат Государственной думы. Так что муниципалитеты – определенного рода социальный лифт для тех, кто идет в политику.

Тут нужно понимать, что в Петербурге всегда есть социально активные люди, которые хотят участвовать в политической жизни. В их числе – и не совсем адекватные, зачастую имеющие определенное влияние на граждан. И муниципалитеты оказываются в некотором смысле буфером между гиперактивными гражданами и администрацией. Они как губка вбирают в себя всю эту активность. 

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№36 (482) 13 сентября 2010
Развитие регионов
Содержание:
Поделили «бронзу»

Судя по оперативным данным Росстата, Северо-Запад выбирается из кризиса темпами, близкими к общероссийским. Наибольшие проблемы с динамикой объемов производства испытывают нефтедобывающие регионы – Коми и Ненецкий автономный округ

Реклама