Перезагрузка Севера

Спецвыпуск
Москва, 27.09.2010
«Эксперт Северо-Запад» №38 (484)
Дмитрий Дмитриенко: «В Российской Арктике отсутствует объект государственного управления, что, в свою очередь, препятствует проведению соответствующей государственной политики»

Накануне открытия Второго Арктического международного экономического форума в Мурманске произошло историческое событие: Россия и Норвегия подписали договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Этот документ открывает широкие возможности для развития Мурманской области. Кроме того, последовательные шаги федеральной власти по развитию российских арктических территорий дают основание полагать, что для Севера будет создан режим наибольшего благоприятствования. Почему эти проекты имеют приоритетное значение для Мурманской области и какие преференции должен получить регион, в интервью «Эксперту С-З» рассказал губернатор области Дмитрий Дмитриенко.

– В Мурманске 1-2 октября состоится Второй Арктический форум. Как возникла идея проведения подобного форума, как вы оцениваете итоги первого форума, прошедшего в минувшем году, и что ожидаете от предстоящего?

– Проведение международного экономического форума в Мурманске обусловлено повышением роли Мурманской области в экономическом развитии Севера России и страны в целом. Прежде всего это связано с планами реализации проектов общефедерального и мирового значения – освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения, строительством завода и транспортно-технологического комплекса по сжижению природного газа и его транспортировке, а также комплексным развитием Мурманского транспортного узла и укреплением транспортной инфраструктуры в Арктике.

По оценкам специалистов, только наиболее крупные проекты предполагают объем инвестиций за восемь-десять лет в размере свыше 1 трлн рублей. Но ведь существуют и другие проекты, нацеленные на освоение новых месторождений минерально-сырьевых ресурсов Кольского полуострова, развитие энергетики и инфраструктуры. Столь обширные планы, конечно, требуют всестороннего обсуждения и выработки новых подходов в инвестиционной деятельности, в том числе в сферах государственно-частного партнерства и международного сотрудничества. Эти вопросы и легли в основу докладов и дискуссий первого форума. Он стал одним из наиболее заметных событий 2009 года на Европейском Севере России и в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

Стоит вспомнить, что в 2008-2009 годах Россия являлась председателем Совета Баренцева Евро-Арктического региона (СБЕР) и в рамках этого председательства было предусмотрено проведение во второй половине 2009 года традиционного дискуссионного форума деловых кругов «Баренцево промышленное партнерство» (Barents Industrial Partnership). Совмещение этого мероприятия с мурманским экономическим форумом способствовало расширению тематики и количества участников дискуссий.

В качестве основной повестки Второго Арктического форума определены вопросы реализации государственной политики России в арктической зоне, укрепления международного взаимодействия и партнерства северных стран в освоении Арктики. Также планируется обсудить вопросы социально-экономического развития северных территорий, использования преимуществ их геополитического положения и потенциала при осуществлении крупных инвестиционных проектов по освоению углеводородных и биологических ресурсов в шельфовой зоне, рассмотреть экологические аспекты экономической деятельности в высоких широтах.

В этом году в рамках форума запланировано новое международное мероприятие – «Арктик Тур Инвест». Оно задумано как дискуссионная площадка для обсуждения путей создания единой международной туристической среды и привлечения государственного и частного секторов к созданию туристических кластеров и зон опережающего развития. Примечательно, что местом проведения «Арктик Тур Инвест» станет легендарный атомоход «Ленин».

Насущные проблемы

– Основной темой форума заявлено развитие арктических территорий России, в том числе Мурманской области. Какие проблемы здесь существуют?

– Центральная проблема государственной политики в отношении арктических территорий – острая потребность в четком определении и правовом закреплении Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Эта зона определяется исходя из решения Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 года. В нее входят – полностью или частично – Республика Саха (Якутия), Мурманская и Архангельская области, Красноярский край, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа. Кроме того, это земли и острова, названные в постановлении президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». В АЗРФ также включаются прилегающие к вышеуказанным территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых наша страна обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.

Очевидно, что состав АЗРФ определен в общем виде и нуждается в конкретизации. Однако соответствующие нормативные правовые акты РФ, уточняющие перечень и статус административных и муниципальных образований, входящих в АЗРФ, не приняты. То есть, по сути, в Российской Арктике отсутствует объект госуправления, что, в свою очередь, препятствует проведению соответствующей государственной политики.

Сложности социально-экономического развития территорий Арктической зоны связаны с экстремальными природными условиями, удаленностью от основных промышленных центров и относительно слабой транспортной инфраструктурой, а также жесткой зависимостью хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости.

Следствие этого – риски хозяйственной деятельности и специфические факторы «северного удорожания», в том числе высокая стоимость трудовых ресурсов, связанная с дороговизной товаров и услуг, нехваткой высококвалифицированных кадров, компенсационными выплатами за суровые климатические условия. Нельзя забывать и про повышенную стоимость основных фондов в так называемом северном исполнении и их ускоренный износ, инфраструктурные издержки, в том числе транспортные и коммуникационные расходы, более высокие, чем в других регионах, экологические издержки.

– Но подобные проблемы раньше успешно решались…

– До начала рыночных реформ все факторы «северного удорожания» тем или иным образом компенсировало государство. Сегодня эти издержки легли на плечи конкретных хозяйствующих субъектов и поставили их в крайне невыгодные условия конкуренции и на внутреннем, и на внешнем рынке. Многие решения федерального центра в области бюджетной, налоговой, инвестиционной, социальной политики, а также производственные, строительные, эксплуатационные нормативы ориентированы на среднероссийские условия и не учитывают специфику хозяйствования в Арктической зоне. Применение к арктическим регионам правил и нормативов средней полосы России – существенный фактор торможения социально-экономического развития северных территорий.

Еще одна особенность АЗРФ – значительное число моногородов и поселков, специализирующихся в основном на добыче полезных ископаемых. Узкая специализация, развитие за счет наращивания сырьевого экспорта заметно снижают качество экономического роста, предопределяют жесткую зависимость муниципальных образований от эффективности работы одного хозяйствующего субъекта и внешнеэкономической конъюнктуры. Снижение спроса, падение мировых цен на сырье сразу влекут за собой падение объемов промышленного производства. А это – предвестник сокращения доходов бюджета, роста безработицы. Опасность такой зависимости экономики от конъюнктуры на мировых рынках наглядно продемонстрировал последний финансово-экономический кризис.

Относительно слабым звеном производственной инфраструктуры Арктической зоны, сдерживающим во многих районах развитие промышленности, является электроэнергетика. Основные диспропорции в развитии отрасли – это нерациональная структура генерирующих мощностей, низкий технический уровень, недостаточная приспособленность оборудования к экстремальным условиям эксплуатации, низкий уровень надежности энергоснабжения локальных децентрализованных систем. Ведомственная разобщенность и несогласованность развития энергоснабжения промышленных и коммунально-бытовых потребителей обусловили в прошлом строительство множества мелких дизельных электростанций. Большинство из них характеризуются высоким износом электрооборудования, размещены в неприспособленных зданиях без учета требований пожарной безопасности и санитарных условий работы персонала. Еще хуже развито и более раздроблено тепловое хозяйство арктических районов. У субъектов местного энергетического хозяйства нет ресурсов для инвестиционной модернизации, нет и стимулов к повышению эффективности. В результате оборудование коммунальных теплоэнергетических систем стремительно стареет, что приводит к расточительному использованию привозного, а потому особенно дорогого топлива.

Очень непростая ситуация и в морском звене арктической транспортной системы. Объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в разы. Нет планомерной замены ледоколов, отработавших свое и выбывающих из эксплуатации.

Арктика пока остается одним из наименее загрязненных регионов планеты и играет очень важную роль в сохранении биологического равновесия. В то же время она интенсивно загрязняется за счет местных источников и трансграничного переноса. Особенно тревожит то, что в обширных районах промышленного освоения и оборонной деятельности, по мнению экспертного сообщества, произошли необратимые изменения окружающей среды.

Еще одна проблема российских арктических территорий – постоянное и существенное сокращение численности трудоспособного населения. Накануне развертывания крупных проектов АЗРФ сталкивается с растущей нехваткой квалифицированных кадров, дисбалансом спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что действующая система гарантий и компенсаций не обеспечивает необходимого результата и нуждается в коренном реформировании.

Стратегическое значение

– Какие меры необходимо принять государству для полноценного и качественного развития этих территорий?

– С развитием арктических территорий напрямую связано решение долгосрочных задач социально-экономического развития государства. Этот вывод базируется на объективных данных. В Арктической зоне России сосредоточены основные запасы важнейших полезных ископаемых. Здесь страна добывает более 80% газа, 100% апатита, сурьмы, флогопита, вермикулита, барита, редких металлов, свыше 95% металлов платиновой группы, более 90% никеля и кобальта, около 50% меди, значительную часть алмазов.

На шельфе Баренцева, Карского и Печорского морей открыты уникальные газоконденсатные месторождения – Штокмановское, Ленинградское, Русановское, крупные нефтяные – Долгинское и Приразломное. По оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов. Их использование – залог энергетической безопасности страны и сохранения ее ведущих позиций на мировом рынке углеводородов.

Важную роль в обеспечении продовольственной безопасности России играет рыбохозяйственный комплекс. Арктические моря дают стране около четверти всего объема добычи рыбы и морепродуктов. Особую роль в экономике России призван сыграть Северный морской путь (СМП). Использование СМП для транснациональных транзитных перевозок между странами Европы и Тихоокеанского региона (Японией, Китаем, США и Канадой), его интеграция в мировую транспортную систему в качестве самостоятельного Евроазиатского транспортного коридора будет способствовать укреплению позиций России в мировой хозяйственной системе.

Таким образом, арктические территории имеют стратегическое значение для развития национальной экономики, что, в свою очередь, предопределяет необходимость выработки и реализации соответствующей государственной политики.

Как уже отмечалось, необходимо ускорить разработку нормативных правовых актов, уточняющих состав АЗРФ, перечень и статус административных и муниципальных образований, входящих в ее пределы. При формировании такого перечня целесообразно опираться на базовые принципы. Прежде всего – выделить природно-хозяйственные комплексы, в отношении которых удобно осуществлять дифференцированную экономическую политику, обеспечивающую целостность экономического пространства территориальных кластеров. Помимо этого, обеспечить неделимость объекта управления и включение в состав АЗРФ целостных административных и муниципальных образований с минимальным их дроблением для удобного государственного управления.

Вполне вероятно, что процедура принятия нормативных правовых актов может затянуться. Чтобы не потерять время, существует такой путь, как подготовка проекта указа президента Российской Федерации «О территориях особого административно-правового режима, государственного регулирования, государственного протекционизма, экономического и экологического регламентирования». Регулирование должно осуществляться на основе специальных норм федерального и региональных законодательств, установления дифференцированных инструментов регулирования, определяемых на основе баланса территориальных и общегосударственных интересов. Эффективная налоговая и межбюджетная политика в отношении арктических регионов России должна учитывать особенности условий хозяйствования, ограничения по социальным, культурно-этническим и экологическим основаниям.

Важнейшая задача государства – создание благоприятных условий для развития основных ресурсных комплексов, сохранения и расширения ресурсной базы АЗРФ. Следует устранить правовые неопределенности в налоговом и таможенном законодательстве, препятствующие реализации крупных проектов в Арктической зоне России.

Кроме того, инвестиционные процессы в Арктической зоне с ее специфическими факторами «северного удорожания», о которых мы уже говорили, требуют дополнительного стимулирования. Например, посредством совершенствования тарифно-таможенного и налогового регулирования, выделения целевых субсидий, дотаций из федерального бюджета на внедрение энергосберегающих технологий и модернизацию действующих технологических линий.

Для сохранения и рационального использования запасов водных биологических ресурсов Северного бассейна нужно увеличить объем соответствующих научно-исследовательских работ, последовательно осуществлять рыбоохранные мероприятия, а также принимать меры по защите отечественного рыболовства на стадии подготовки международных соглашений.

Повышение эффективности использования имеющегося ресурсного потенциала требует модернизации производственных мощностей рыбохозяйственного комплекса, оптимизации сложившейся структуры логистики рыбопродукции. В этой связи предлагается рассмотреть вопрос предоставления государственных гарантий под целевые кредитные и лизинговые договоры, разработать механизм вторичного оборота долей квот. Это позволит увеличить капитализацию рыболовной отрасли, повысит ликвидность залоговой базы предприятий рыболовства и создаст условия для привлечения долгосрочных инвестиций.

Чтобы обеспечить устойчивую и безопасную работу СМП как единой национальной транспортной магистрали России в Арктике, должен быть выполнен ряд условий. Прежде всего следует восстановить управляющую структуру, администрацию СМП, разработать и утвердить тарифы на проводку судов, обеспечить государственную поддержку строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов. Необходимо поддержать развитие так называемых опорных арктических морских портов, создание новых портовых транспортно-логистических комплексов, обеспечить модернизацию системы навигационно-гидрографического обеспечения в Арктике.

Полагаю, что российские судовладельцы, осуществляющие свою деятельность в АЗРФ, при размещении заказов на строительство и ремонт судов на отечественных заводах также должны получать поддержку государства, что, в свою очередь, будет способствовать сохранению и развитию судостроительной и судоремонтной отраслей.

Нам предстоит разработать комплекс мер по восстановлению и техническому переоснащению аэродромов и посадочных площадок местного значения, созданию перспективной авиационной техники, других экологически безопасных видов транспорта, адаптированных к арктическим условиям. В противном случае вряд ли будет возможно обеспечить необходимый объем грузовых и пассажирских перевозок в АЗРФ.

Также на повестку дня должна быть поставлена модернизация изолированных энергосистем северных территорий на базе местных и возобновляемых источников энергии и атомной энергетики малой и средней мощности.

– Очень большое значение имеют и экологические вопросы…

– Арктика во многом определяет биологическое равновесие и климат на Земле, но при этом ее экологические системы отличаются низкой устойчивостью, а значит, требуют повышенного внимания к вопросам сохранения и обеспечения защиты природной среды, к ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности в этом регионе, создания новых особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, в том числе морских.

Нужно разработать и принять комплекс мер по развитию системы наблюдений за климатом Арктики, совершенствованию гидрометеорологического обеспечения и мониторинга состояния окружающей среды Арктического региона. Обеспечить проведение комплексных научных исследований влияния климатических изменений на состояние природной среды Арктики, здоровье ее жителей и развитие отраслей хозяйства.

К конкуренции готовы

– На арктических территориях начинается разработка шельфовых месторождений углеводородов. Инфраструктурные проекты ведут к обострению конкуренции между регионами России, территориально имеющими отношение к Арктике, за право технического и сервисного обслуживания проектов. Как вы оцениваете подобную конкуренцию и какие меры принимает Мурманская область, чтобы быть в авангарде этих устремлений?

– Разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения – проект глобальный. В качестве субподрядчиков и поставщиков в нем будут участвовать сотни компаний. Для обмена информацией, обеспечения согласованных действий в сфере подготовки персонала, транспорта и логистики, электроэнергетики и земельных вопросов, а также для привлечения в проект предприятий нашего края по инициативе руководства региона организованы рабочие группы. Мы поддержали создание ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф» и автономной некоммерческой организации «Арктический центр подготовки специалистов нефтегазовой отрасли». Организованы консорциумы областных предприятий, вырабатывается единая позиция, с которой они будут выходить на рынок. Более того, Мурманская область уже обладает рядом объектов, готовых к участию в тендерах.

По информации «Штокман Девелопмент АГ», большинство объектов береговой инфраструктуры Штокмановского проекта планируется строить на территории нашей области. Думаю, ни у кого не вызовет удивления, что областное правительство всячески способствует расширению этого перечня.

В рамках Второго Арктического международного экономического форума «Штокман Девелопмент АГ» планирует провести ряд семинаров для предприятий Мурманской области. Надеемся, что это поможет компаниям найти свое место в работе над этим проектом.

Речь идет в первую очередь о базе технического снабжения Штокмановского проекта. С точки зрения готовности предприятий, расположения и удобства мореплавания Мурманская область выглядит наиболее предпочтительно. База, созданная в акватории Кольского залива, будет для инвесторов дешевле на 1 млрд долларов по сравнению с любыми другими вариантами.

В качестве возможной площадки базы технического снабжения Штокмановского проекта рассматриваются мощности 35-го судоремонтного завода. В настоящее время предприятие ведет переговоры с двумя норвежскими компаниями о совместном создании такой базы. 35-й завод способен выполнить все требования конкурса: он удачно расположен, имеет необходимую площадь, железнодорожные пути, резервы энергоснабжения. Уже готовятся предпроектные разработки по привязке объектов будущей базы снабжения.

– Одна из важных задач форума – популяризация региона на международном уровне. Что необходимо сделать для этого и как вы в целом оцениваете нынешний имидж арктических территорий?

– В текущем году организованы презентации инвестиционных возможностей Мурманской области во Франции, Норвегии, Финляндии. Состоялось немало конференций и семинаров, встреч с представителями деловых кругов зарубежных стран, Ассоциации иностранных инвесторов и Европейского банка реконструкции и развития. Итоги этих мероприятий свидетельствуют о том, что наша область становится привлекательной для иностранных компаний и ассоциаций.

Для развития новых направлений деятельности в Мурманске планируется создание международного Центра исследований и обеспечения безопасности Арктики. Его задачи – совместные исследования по проблемам Арктики, разработка рекомендаций по ведению хозяйственной деятельности. На наш взгляд, это весьма перспективный проект в сфере сотрудничества с иностранными государствами.

Для перспективных задач развития Арктической зоны Российской Федерации опыт Баренцева региона по взаимодействию приграничных муниципалитетов представляется интересным и поучительным. Он подтверждает, что для дальнейшего социально-экономического развития северных территорий необходимо полнее использовать механизм приграничного сотрудничества и программу «Северное измерение».  

Санкт-Петербург

Благодарим за помощь в подготовке интервью управление информационной политики и взаимодействия со СМИ аппарата правительства Мурманской области

Новости партнеров

Реклама