Деление по масштабу

25 октября 2010, 00:00
  Северо-Запад

Заместитель председателя Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Кольчик:

– Мы выходим за рамки стереотипа о том, что Сбербанк – кредитное учреждение с низкими ставками и узким продуктовым рядом. Банк придерживается стратегии увеличения транзакционных доходов за счет предложения расширенного набора услуг. Доля Северо-Западного банка на рынке обслуживания крупнейших корпоративных клиентов в регионе составляет порядка 70%. Мы предлагаем для них широкую линейку кредитных продуктов, в том числе в части инвестиционного кредитования. Например, Сбербанк – один из немногих, кто выдает кредиты на длительные сроки: в зависимости от целей проекта клиента и особенностей контракта они могут доходить до 10 лет. Размер кредитного портфеля корпоративных клиентов Северо-Западного банка составляет порядка 237 млрд рублей (без цессии и просроченной задолженности), и до конца года мы планируем выдать кредитов еще на 40 млрд рублей.

Инновационные предложения мы реализуем на рынке кредитования жилищного строительства. Финансируя проекты замкнутого цикла, подключаем процедуру работы с физлицами по ипотечным программам. Таким образом, фактически взаимодействуя с юридическими лицами, обеспечиваем им объем продаж физлицам.

Банк сосредоточился на улучшении технологий работы. Проведено сегментирование корпоративных клиентов с точки зрения масштабов. Выделено порядка шести сегментов, для каждого из которых созданы свои институт менеджмента и филиальная сеть. Все крупнейшие клиенты с выручкой более 2,5 млрд рублей имеют персональных менеджеров и могут рассчитывать на индивидуальные условия обслуживания. В наших планах в краткосрочной перспективе – каскадирование института персонального менеджмента в наши подразделения и охват им максимального круга клиентов.

Принимая решение о финансировании той или иной компании, Сбербанк не просто рассчитывает ставку кредитования, но и определяет максимальную доходность, которую клиент получит благодаря комплексному обслуживанию. Учитывая такие условия, как наличие счетов контрагентов компании-клиента в нашем банке или реализация совместных зарплатных проектов, банк при расчете рентабельности транзакционных операций предлагает клиенту тот или иной уровень тарифов.

Еще один из основных факторов, влияющих на стоимость ресурса для заемщика, – категория кредитного риска. Например, компания с хорошей категорией кредитного риска может рассчитывать на стоимость ресурса 9,5% годовых в рублях на срок до одного года. Рентабельность банковской деятельности приближается к европейской, и мы наблюдаем четкий тренд по снижению маржинального дохода. Маржа на уровне 1,5-1,7% для нас является вполне приемлемой.