Хрупкое равновесие

Экономика и финансы
Москва, 22.11.2010
«Эксперт Северо-Запад» №46 (492)

Иллюстрация: Владимир Басов

Отложенный спрос стал в 2010 году одним из драйверов рынка финансовой аренды. По большей части именно из-за эффекта низкой базы итоги деятельности лизинговых компаний СЗФО за девять месяцев текущего года выглядят весьма оптимистично по сравнению с аналогичным периодом 2009-го. Участники рынка признают, что свою роль, пусть и в меньшей степени, сыграли и позитивные тенденции в экономике. Наиболее показательным в этом плане станет четвертый квартал.

Оценки процесса восстановления рынка по сравнению с 2009 годом в чем-то предсказуемы. В прошлом году лизинговые компании практически не заключали новых сделок, сосредоточившись на работе с дебиторами и проблемными долгами.

 

Лизинговым компаниям удалось снизить процент удорожания до докризисного уровня –  8-12%, но динамика снижения ставок на рынке финансовой аренды не столь высока, как по банковским кредитам

 

В период острой фазы кризиса они резко сократили объемы операций, и появилась целесообразность проанализировать, а при необходимости пересмотреть условия работы с контрагентами, в первую очередь – испытывающими проблемы при выполнении лизинговых обязательств. «Поэтому сокращение рынка имело как положительные последствия (сохранение прибыльности, отсев неприемлемых лизингополучателей, внесение изменений в политику управления рисками), так и отрицательные (снижение прибыли от новых операций, необходимость сокращения административно-хозяйственных расходов и количества сотрудников, проблемы с получением финансирования)», – поясняет заместитель генерального директора компании «ВТБ-Лизинг» Анатолий Воронецкий.

А уже с начала 2010 года к лизингодателям стали поступать заявки от клиентов, которые в связи с некоторым улучшением ситуации в экономике начали размораживать инвестиционные проекты. Поэтому у всех участников ренкинга вырос объем нового бизнеса, причем у многих значительно – более чем вдвое.

По мнению директора представительства компании «ДельтаЛизинг» в Санкт-Петербурге Дмитрия Ефремова, делать выводы об увеличении спроса на услуги лизинга в первых трех кварталах текущего года за счет стабилизации экономики вряд ли стоит. Основной подъем в этот период обеспечивался все же отложенным спросом, но четвертый квартал внушает надежды на то, что прирост новых договоров будет обеспечиваться и экономическими тенденциями. «К нам уже поступают проекты, которые рассчитаны на увеличение объемов бизнеса клиентов», – замечает Ефремов. Не менее впечатляющи данные по профинансированным средствам – их существенный рост говорит не только об оживлении спроса, но и о том, что у лизингодателей есть финансовые ресурсы, которые они готовы размещать.

Однако показатели по изменению текущего портфеля далеко не у всех участников ренкинга положительные, а значит, объемы погашения договоров все еще выше, чем объемы привлечения нового бизнеса. И компаниям необходимо наращивать новый бизнес, чтобы остановить убывание портфеля. Если в кризис можно было расценивать его сокращение не слишком критично, так как оно свидетельствовало о ликвидности портфеля и сокращении дебиторской задолженности, то теперь это очень тревожный сигнал. Помимо того что падение портфеля приводит к увеличению налоговой нагрузки по НДС и снижает шансы лизинговой компании в части привлечения крупного финансирования, оно напрямую влияет на ее жизнеспособность и воможность генерировать прибыль в перспективе. Впрочем, лизингодатели настроены оптимистично, полагая, что в следующем году эта проблема будет решена. «Мы наблюдаем рост числа обращений и заключенных сделок. При сохранении положительной динамики ситуация с сокращением портфелей должна выправиться и постепенно выйти на докризисный уровень», – говорит генеральный директор компании «ПН-Лизинг» Роман Маланин.

Банки вам в помощь

Рост объема профинансированных лизинговыми компаниями средств свидетельствует о том, в частности, что они довольно успешно решили вопрос с фондированием, чему во многом способствовала избыточная ликвидность банков. «В этом году произошла значительная активизация на рынке лизинговых услуг. Если год назад финансирование могли получить только избранные компании и в очень дружественных банках, то сейчас кредитование лизинговых компаний вернулось в нормальное рабочее русло», – подтверждает начальник коммерческого управления Банка БФА Федор Зоднев.

Впрочем, рассматривая лизинговые компании в качестве заемщиков, банкиры не спешат смягчать свои требования, все еще тщательно просчитывая риски. При кредитовании этих компаний ситуация, связанная с оценками рисков, несколько иная, нежели при прямом финансировании бизнеса. С одной стороны, лизингодатель имеет больший практический опыт эксплуатации того или иного финансируемого оборудования, что уменьшает риски кредитора и повышает вероятность своевременного возврата кредита даже при негативном развитии событий за счет оперативной и эффективной продажи имущества (оборудования, принадлежащего лизинговой компании). С другой стороны, коммерческий банк берет на себя риски платежеспособности всех клиентов лизингодателя. Это увеличивает диапазон рисков и операционную нагрузку по мониторингу.

Существуют и иные проблемы, связанные с анализом финансового состояния лизинговых компаний: у них есть различные возможности сокрытия имеющихся проблем. «Лизинговая компания несет на себе риски неисполнения обязательств по лизинговым платежам других лизингополучателей, сделки по которым профинансированы в нескольких банках, и в случае возникновения проблем с ними нет никаких гарантий, что эти платежи не перетекут в другой банк», – рассказывает управляющий директор по кредитованию банка «КИТ Финанс» Сергей Суворов. Другой риск связан с обеспечением по данным кредитам: оно обременено договором аренды, а в случае попытки банка забрать данное имущество возникает необходимость возврата лизинговых платежей лизингополучателю.

Но в кредитовании лизингодателей есть и преимущества. Во-первых, двойной анализ рисков – как банком, так и самой лизинговой компанией. Во-вторых, помимо доходности, которую банки получают по кредиту, они рассчитывают на получение большого отраслевого опыта и возможности для перекрестных продаж в будущем. Поэтому на некоторые послабления лизингодателям они все-таки идут, в частности нормализуют требования к размеру аванса и чаще не взимают дополнительный залог помимо объекта лизинга. А вот к выбору такого объекта подход все еще консервативный. «Предпочтение отдается наиболее ликвидному оборудованию с точки зрения вторичного рынка. Кроме того, первостепенное внимание уделяется качеству клиентов лизинговой компании, которые в конечном счете и будут обслуживать привлекаемое финансирование», – поясняет заместитель генерального директора Санкт-Петербургского филиала BSGV Егор Андриянов.

Что касается ставок, под которые банки кредитуют лизингодателей, то чаще всего они мало отличаются от тех, по которым привлекают средства остальные корпоративные заемщики. В среднем эти ставки находятся в диапазоне 9-14% для среднесрочного финансирования, но по отдельным операциям могут опускаться ниже. Стоимость ресурсов – один из факторов, влияющих на величину удорожания лизингового договора, поэтому поиск доступных источников фондирования остается для лизингодателей актуальным. Так, часть имеют возможность привлекать средства за рубежом, тогда они обходятся дешевле. Тем не менее, как полагает коммерческий директор ГК «Балтийский лизинг» Владимир Наймарк, вряд ли компании, имеющие возможность привлекать доступное финансирование, будут конкурировать низкой величиной удорожания. «Стоимость лизинга определяется рынком, то есть средней ставкой по привлекаемым ресурсам. По отдельным клиентам возможно снижение процентных ставок, но в целом такой подход сказывается на увеличении прибыльности таких компаний, а не приводит к ценовому демпингу с их стороны», – отмечает он.

По словам лизингодателей, им удалось снизить процент удорожания до докризисного уровня – 8-12%, но динамика снижения ставок на рынке финансовой аренды не столь высока, как по банковским кредитам. «Ставки по лизинговым продуктам традиционно выше ставок по банковским кредитам. Ведь у банков несравнимо ниже стоимость фондирования, да и подходы к рискам у банков и лизинговых компаний совершенно разные. Рынок банковских услуг – значительно более емкий по сравнению с рынком лизинга, что порождает более сильную конкуренцию и снижает маржу, при этом позволяя экономить на масштабе», – рассуждает заместитель генерального директора компании «CARCADE Лизинг» Алексей Смирнов.

Вспомнить о просрочке

В следующем году лизинговым компаниям придется решать несколько задач. Основная – это, конечно, наращивание нового бизнеса в условиях ужесточающейся конкуренции. В частности, потому, что в розничный лизинговый сегмент вышли крупные компании – «дочки» банков с государственным участием: «Сбербанк – лизинг», «ВТБ-лизинг» и «ВЭБ-лизинг». Хотя, по данным Владимира Наймарка, пока конкуренция с этими игроками чувствуется только на рынке крупных проектов. «Но это вопрос времени, пока эти компании не создали розничную сеть, – уточняет он. – Все будет зависеть от того, в какие сроки это произойдет и насколько успешными станут сети. Ведь небольшие сделки – это другая процедура принятия решений, здесь большое значение имеет скорость. Небольшие коммерческие компании в этом аспекте более гибкие, чем крупные структуры с госучастием. Кроме того, у последних, ранее сосредоточенных на обслуживании крупных клиентов, пока не отлажены технологии работы в ритейле, а это пусть и более доходный, но и более трудоемкий сегмент».

Также в следующем году многим компаниям придется вспомнить о проблеме «плохих» долгов. Основной объем работы с просрочкой и изъятием имущества на рынке лизинга пришелся на 2009-й, большинство лизингодателей уже зафиксировали убытки 2008-2009 годов, оборудование у проблемных заемщиков изъято и реализовано, основные вопросы, требующие судебного вмешательства, решены. Однако не стоит забывать, что в 2009 году лизинговые компании, как и банки, предприняли реструктуризацию задолженностей. По разным оценкам, реструктуризировано от 20 до 30% текущих портфелей. Многие лизингодатели пошли на послабление требований по выплатам в 2010 году, и следующий год наглядно покажет, насколько правильно оценены перспективы восстановления платежеспособности таких клиентов. «Если эти заемщики не восстановились, то лизингодателей ожидают новые убытки от реализации изъятого имущества. Что же касается бизнеса, привлекаемого в 2009-2010 годах, здесь проблем с просрочкой быть не должно, так как требования к заемщикам очень жесткие и риски по ним минимальны», – уверен Владимир Наймарк.

Удар в спину

Конечно, положение лизинговой отрасли напрямую зависит от темпов восстановления экономики и от того, насколько вероятно возникновение новых экономических трудностей, способных нарушить наметившуюся стабильность, добавляет Роман Маланин. Но помимо экономических изменений рынок могут подкосить и законодательные. В частности, если будет принято решение об отмене применения ускоренной амортизации по всем группам имущества, приобретаемого в лизинг. Напомним, в конце мая Министерство финансов опубликовало «Основные направления налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов», где такая мера рассматривается. Если подобное решение будет принято, лизинг лишится одного из своих главных преимуществ, которое позволяет снизить объем уплачиваемых предприятием налогов. «Попытки Минфина изменить налогово-экономические условия деятельности лизинговых компаний приведут к переделу рынка инвестиционных источников в России и негативно скажутся как на субъектах рынка, так и на экономике страны в целом. При этом ощутимых выгод в виде пополнения бюджета Минфин не получит, просто налоговая база уменьшится, частично уйдя в тень», – размышляет директор департамента развития компании «РЕСО-Лизинг» Сергей Калинин.

В практике российского лизинга уже есть пример негативных последствий подобных законодательных инициатив. Так, в 2008 году был принят закон, отменивший возможность применения ускоренной амортизации имущества первой-третьей амортизационных групп (куда, в частности, входят автомобили с объемом двигателя до 3,5 литра). В результате произошло снижение спроса на лизинг имущества этих групп (в том числе и на автомобили). По оценке «Эксперт РА», это могло способствовать сокращению рынка на 6-10%.

По мнению участников рынка, отмена ускоренной амортизации по всем видам оборудования приведет к существенному сокращению отрасли, которая только начала восстанавливаться. Возможность уменьшить налоговую нагрузку – одна из основных отличительных черт лизинговых продуктов, позволяющих финансовой аренде конкурировать с банковскими кредитами. Потеря этого преимущества не только повредит рынку, но и существенно затормозит модернизацию производственных мощностей отечественных предприятий, ведь лишение лизингополучателей возможности сократить отвлечение оборотных средств на оплату НДС, которую предоставляет лизинг, снизит их заинтересованность в обновлении основных фондов.    

Санкт-Петербург

Объем нового бизнеса лизинговых компаний СЗФО в сегменте легкового транспорта
Итоги деятельности лизинговых компаний СЗФО за девять месяцев 2010 года

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №46 (492) 22 ноября 2010
    Новый хозяин острова
    Содержание:
    Второе призвание

    Новый инвестор проекта реконструкции Новой Голландии имеет шанс избежать ошибок предшественников и, сохранив уникальный архитектурный ансамбль, создать современный культурный и общественно-деловой центр

    Реклама