Рост вбок

Автоприложение
Москва, 22.11.2010
«Эксперт Северо-Запад» №46 (492)
Кризис временно изменил вектор развития российского авторынка, однако увеличение продаж сопровождается восстановлением не только объемов, но и структуры рынка

Иллюстрация: архив «Эксперта С-З»

Автомобильный рынок России в этом году растет, что многими оценивается как признак преодоления кризиса. Это прибавляет оптимизма представителям бизнеса и смелости прогнозам аналитиков. Однако этот рост имеет немало особенностей. Драйвером впервые оказались автомобили российских марок, доля которых до кризиса непрерывно снижалась. Деформировалось и сезонное распределение спроса.

До кризиса конец года всегда был периодом повышенной активности дилеров, а старт осеннему сезону продаж в Санкт-Петербурге давал автосалон в «Ленэкспо». Но в этом году предновогодних распродаж не ожидается, производители решили ограничиться участием в Московском автосалоне, а в «Ленэкспо» вместо традиционной выставки «Авто+Автомеханика» прошел «Осенний Автомотофестиваль», основу экспозиций которого составляли ретроавтомобили. Однако представляется, что эти изменения носят временный характер и структура рынка по мере восстановления спроса начнет возвращаться к докризисному состоянию.

Догнали хвост

Продажи легковых машин в России увеличиваются: в январе-октябре 2010 года реализовано 1,5 млн легковых и легких коммерческих авто, что на 22% больше, чем годом ранее (в том числе в октябре – 188,5 тыс. автомобилей, что на 62% превышает прошлогодние данные). Внушительные темпы роста последних месяцев могли быть еще выше, если бы не дефицит популярных моделей. Производители и импортеры, столкнувшиеся в 2009 году с затовариванием складов, ошиблись в прогнозах и планировании объемов производства, поэтому оказались не готовы к скачку спроса. В результате покупатели вынуждены стоять в очередях в ожидании автомобилей. Так, очередь на новую, специально созданную для российского рынка и производимую под Калугой бюджетную модель «Volkswagen Polo седан» растянулась почти на год. По нескольку месяцев приходится ждать некоторые ходовые модели Renault, Nissan, Сhevrolet, Opel.

Удачные продажи последних месяцев дают аналитикам основания для повышения прогнозов по годовым продажам. Если весной их ожидания по объемам продаж в 2010 году не превышали 1,5 млн автомобилей, то ныне председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Дэвид Томас заявляет: «Подъем рынка на 62% по сравнению с октябрем прошлого года позволил показателю роста в годовом выражении впервые превысить 20%. Это продолжающееся восстановление рынка вселяет надежду в производителей автомобилей всех ценовых сегментов, а также заставляет нас пересмотреть наш годовой прогноз по продажам до 1,8 млн машин».

Практически весь прирост – около 15% всех продаж на рынке за десять месяцев текущего года – обеспечила запущенная 8 марта 2010 года программа утилизации. Больше всех выиграл от этого АвтоВАЗ: по данным Минпромторга РФ, на модели Lada приходится 80% приобретаемых по программе утилизации машин. В результате продажи Lada в январе-октябре 2010-го выросли по сравнению с прошлым годом на 40%, в октябре – на 78%.

Иномарки не торопятся

А вот рост продаж иномарок, которые обеспечивали динамику российского рынка до кризиса, отстает. По информации агентства «Автостат», за январь-август 2010 года в России продано 746,8 тыс. иностранных машин, что лишь на 8% выше показателей 2009-го, но на 47,9% меньше, чем за аналогичный период 2008-го. При этом, по мнению аналитиков агентства, региональные рынки иномарок восстанавливаются крайне неравномерно.

Аналитики «Автостата» отмечают недостаточный для восстановления данного рынка рост объемов продаж и на Северо-Западе – в Санкт-Петербурге, Карелии, Калининградской и Архангельской областях. В Петербурге, например, за три квартала 2010-го реализовано 81,5 тыс. иномарок, что всего на 2% больше, чем за девять месяцев 2009 года.

При этом сентябрьские данные по Петербургу (11 тыс. 453 машины) на 50% превысили прошлогодние. Так, продажи Ford за девять месяцев этого года сократились на 11% по сравнению с 2009-м (6330 авто), однако в сентябре дилеры Ford продали 1010 автомобилей, что в 1,7 раза больше, чем годом ранее. «Весной было законтрактовано много машин, которые только сейчас передаются покупателям», – объясняет директор по продажам дилера Ford «Аларм-моторс» Михаил Шевельков. «Рынок восстанавливается неплохими темпами, – считает руководитель службы маркетинга и рекламы дилерской сети „Лаура“ Сергей Новосельский. – По объемам продаж автомобилей концерна General Motors мы уже достигли уровня 2007 года».

Программа утилизации как основной драйвер роста отечественного авторынка оказала лишь незначительное влияние на сегмент иномарок. Так, ближайший конкурент АвтоВАЗа компания Renault по программе утилизации реализовала всего 6% машин, в продажах остальных производителей утилизационные авто составили не более чем по 3%. И это неудивительно, так как чем дешевле автомобиль, тем значительнее утилизационная скидка, например в цене Lada 2105 ее размер составлял почти треть.

ВАЗ шагает впереди

В октябре АвтоВАЗ реализовал 50,3 тыс. автомобилей, из них более половины – по программе утилизации, что почти на 15% превышает сентябрьский показатель. При этом характерно, что современные модели ВАЗа особым успехом не пользуются. По состоянию на начало октября в объеме реализации утилизационных машин доля флагманской Lada Priora – 12,8%, а семейства Lada Kalina – лишь 20,3%. Наибольшим спросом среди участников программы пользовались классические модели – 46,3% продаж.

Как замечает руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Стенли Рут, программа утилизации стимулирует продажи наиболее дешевых и устаревших моделей. «Возможно, схема могла бы быть изменена для стимулирования производства и продаж более современных и дорогих машин, – размышляет Рут. – Это, в свою очередь, способствовало бы формированию более безопасного, экономичного и экологичного автопарка, а также модернизации автомобильной промышленности». Однако, по мнению большинства экспертов, главным выгодополучателем от утилизации в России заведомо был АвтоВАЗ. Модели Lada остаются самыми доступными, то есть лучше всего соответствуют требованиям основных участников программы – покупателей с небольшими доходами.

Как известно, в середине сентября правительство России приняло решение продлить программу утилизации старых автомобилей на 2011 год, выделив на нее 14 млрд рублей. Директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ Алексей Рахманов полагает, что динамика продаж по утилизационной программе и снятие временных ограничений позволят плавно выйти из нее к осени 2011 года – к этому времени доля утилизационных машин сократится до 7-8% в общем объеме реализации.

Однако АвтоВАЗ рассчитывает на продолжение увеличения продаж и намерен в 2011 году выпустить почти 700 тыс. автомобилей и машинокомплектов – на 24% больше, чем в нынешнем. Представляется, что этот оптимизм может оказаться излишним, так как не все владельцы старых авто имеют возможность купить сравнительно дешевую новую «классику» даже с учетом бонуса за утилизацию. Да и зарубежные производители не намерены отставать, а восстановление рынка имеет не только количественную, но и структурную составляющую.

Победа будет за ними

За январь-сентябрь 2010 года в Россию импортировано 423,5 тыс. легковых автомобилей, что на 15,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Зато, по данным «АСМ-Холдинга», иномарок российской сборки с начала года впервые в истории нашего автопрома выпущено больше, чем машин отечественных марок. За девять месяцев 2010 года производители иномарок в России собрали 424,14 тыс. машин, что на 204,6% превышает этот показатель за 2009-й. В этот период с конвейеров сошло 400,2 тыс. автомобилей отечественных марок.

Если к концу года преимущество в объемах производства иномарок российской сборки сохранится, то 2010-й останется в автомобильной истории страны как переломный, сделавший явным закат отечественного автопрома (и брендов, и конструкторской школы). Так как основная часть таких иномарок изготавливается в режиме промсборки, становится понятно, почему лобби отечественного автопрома пытается ужесточить условия работы в стране сборочных предприятий зарубежных производителей.

Завод Ford – первое по времени основания иностранное сборочное предприятие в России – до конца 2010 года выпустит 80 тыс. автомобилей – в два с лишним раза больше, чем в 2009-м (35 тыс.). Для этого предприятие планирует набрать 500 новых сотрудников и восстановить трехсменный график работы. Переход на трехсменный график работы планирует и московский сборочный завод «Автофрамос». Растет производство на петербургском заводе General Motors: в октябре зафиксирован рекордный рост продаж (правда, при достаточно низком стартовом уровне) выпускаемых им моделей Opel Astra (на 492%) и Chevrolet Cruze (на 584%).

Наращивание производства на большинстве зарубежных сборочных предприятий происходит вместе со сбытом, поэтому осторожно. Так, в 2011 году завод Ford начнет выпуск модели Ford Focus третьего поколения, однако запланировал изготовить всего 90 тыс. автомобилей при наличии производственных мощностей на 125 тыс. в год. Такая осмотрительность в производственных планах не позволит резко ликвидировать имеющийся дефицит, так что покупателям в конце этого года не стоит рассчитывать на распродажи.

Этот прогноз подтверждает и Сергей Новосельский: «Распродаж мы не планируем, хотя определенные специальные предложения, безусловно, клиентов ждут». Генеральный директор холдинга «РРТ» Олег Барабанов считает, что четвертый квартал по объемам продаж сравняется с тремя предыдущими, а по итогам года рост составит 20-35%. Михаил Шевельков более осторожен и рассчитывает, что «Аларм-моторс» продаст в этом году лишь на 5% больше автомобилей, чем в 2009-м.

Но даже если возвращение продаж иномарок в Санкт-Петербурге к докризисному уровню растянется на годы, ожидать возврата предпочтений петербургских потребителей к продукции АвтоВАЗа нет никаких оснований. Проведенное «Автостатом» исследование марочной структуры автопарка российских городов на начало 2010 года однозначно показало, что в городах с населением свыше 1 млн человек доля иномарок в общем автопарке составляет 56,9%, а в Петербурге – уже 58%. Потребители сделали свой выбор.     

Санкт-Петербург

Самые популярные в Петербурге иномарки по итогам девяти месяцев 2010 года в сравнении с прошлым годом

Новости партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №46 (492) 22 ноября 2010
    Новый хозяин острова
    Содержание:
    Второе призвание

    Новый инвестор проекта реконструкции Новой Голландии имеет шанс избежать ошибок предшественников и, сохранив уникальный архитектурный ансамбль, создать современный культурный и общественно-деловой центр

    Реклама