Китайские телефоны и голландские автобусы

Индустриальные гиганты Латвии, такие как ВЭФ и РАФ, приказали долго жить еще в начале 1990-х годов. По официальной версии, причиной остановки производств стали отсутствие необходимых компонентов, а также неспособность конкурировать с продукцией западных фирм. Несмотря на то что сами фабрики и заводы ушли в прошлое, бренды и производственные мощности живут собственной жизнью.

Государственная электротехническая фабрика (ВЭФ) открыта в 1919-м и долгие годы изготавливала радиоприемники, батарейки, мотороллеры, в 1936-м создала несколько экспериментальных самолетов. После 1945 года фабрика выпускала известные всему СССР радиоприемники «Спидола». В данный момент производственные мощности завода закрыты почти полностью.

Ударом в спину некогда крупнейшего государственного предприятия с оборотом в 580 млн долларов стал конкурс на модернизацию латвийских телефонных сетей. Начатый в середине 1990-х годов конкурс выиграла одна из британских фирм, и у завода не осталось рынков сбыта. Несмотря на это, бренд по-прежнему на слуху. До лета 2010 года продержался VEF-банк, однако у него была отобрана лицензия, выданная в 1992-м. Причиной стали сомнения в его платежеспособности. Крах банка начался еще в 2005 году, когда Государственное казначейство США уличило его в отмывании денег. Торгует ВЭФ и телефонами под своим брендом, только телефоны эти изготавливаются не в Латвии, а в Китае. Производством электроники занимается лишь компания RRR Radiotehnika – бывшее дочернее предприятие ВЭФа, специализирующееся на акустике. Оно до сих пор производит качественные аудиосистемы и комплектующие, которые продаются в странах СНГ. Свою продукцию компания делает и под заказ для известных мировых производителей электроники, которые реализуют ее под своими брендами. Оборот RRR в прошлом году составил около 2 млн долларов.

Что касается Рижской автомобильной фабрики (РАФ), которая работала в городе Елгава, то ее судьба сложилась крайне печально. В 1990-е годы она лишилась большинства поставщиков комплектующих, последний автомобиль сошел с конвейера в 1997-м (в качестве горькой насмешки – это был катафалк). Десятилетие огромные цеха фабрики стояли пустыми, ценное оборудование было распродано.

Во второй половине 2000-х годов вновь возникла необходимость собирать в Латвии автомобили. В Елгаве обосновалось совместное латвийско-российское предприятие «ЗИЛ-Ferrus», которое начало сборку на территории РАФа грузовых автомобилей «Зил-Бычок», а также голландских рейсовых автобусов.