Рамки для роста

Кари Каунискангас: «В тех регионах, где YIT уже присутствует, достаточно возможностей для роста – мы будем в основном инвестировать в новые участки и исполнение проектов в секторе жилищного строительства»

Фото: архив «Эксперта С-З»

Финской компании YIT, одно из ключевых направлений деятельности которой – жилищное строительство в рамках международной концепции «ЮИТ ДОМ», удалось сохранить прибыльность даже в период кризиса. Вице-президент YIT Кари Каунискангас рассказал «Эксперту С-З» о специфике работы в России и планах YIT по освоению российского рынка.

– Как вы оцениваете общее состояние строительного рынка Финляндии?

– На рынке жилищного строительства в Финляндии пик пришелся на 2006 год, после чего началось небольшое снижение. Дна мы достигли в 2008-м. В марте 2009-го рынок стал восстанавливаться, и началось строительство примерно 20 тыс. квартир при норме 30 тыс. за год. В 2010-м рынок вернулся к средним показателям.

В сегменте коммерческой недвижимости пик роста – 2007 год. Прошлый год и начало 2010-го оказались достаточно слабыми, потому что проекты, которые YIT начал в 2007-м – начале 2009 года, были завершены, а новые не столь масштабны. Сейчас рынок восстанавливается. Деятельность YIT в Финляндии идет довольно успешно: началось возведение крупного торгового центра, нескольких офисных зданий и небольших логистических центров. Думаю, состояние рынка вновь нормальное.

Ситуация со строительством инфраструктуры последние 10-15 лет была очень стабильной, а когда начался экономический спад, правительство страны и муниципальные власти запустили большие инфраструктурные проекты, чтобы поддержать отрасль и избежать массовых сокращений. Государственная поддержка помогла сохранить рынок на докризисном уровне в самый разгар рецессии, но сейчас наблюдается небольшой спад.

Активные приобретения

– Государство поддерживало финское подразделение YIT в кризис?

– Напрямую мы не получали никакой государственной поддержки, финское правительство вообще напрямую не поддерживает бизнес. Во время кризиса власти финансировали несколько больших инфраструктурных проектов, а также выдавали субсидии на ремонт и реконструкцию объектов, но эти деньги шли не строителям, а тем, кто владеет и управляет объектами недвижимости. Потенциальным покупателям квартир также не предоставляли особых субсидий: финский рынок ипотеки и так неплохо работает. Даже во время кризиса желающие могли получить ипотечный кредит под очень низкий процент, а сейчас ставка – менее 2%. Осенью 2008 года цены на жилье стали снижаться, достигли дна в марте 2009-го и с того времени понемногу растут – мы опять стали на путь нормального развития.

– Как вы прокомментируете финансовые успехи YIT за последние годы?

– Самым прибыльным для нас был 2007 год, результаты 2008-го оказались несколько хуже за счет слабого последнего квартала, но все равно очень хорошими – операционная прибыль составила 260 млн евро. В отличие от многих других игроков финского строительного рынка, 2009 год YIT закончил с прибылью, получив до налогообложения 160 млн евро, несмотря на кризис. Возможно, одна из причин успеха – разнообразный набор проектов: примерно 30% дохода приносит инвестиционный бизнес – девелопмент жилых проектов и объектов коммерческой недвижимости, остальное – обслуживание уже построенных объектов. Последний вид бизнеса обеспечивает стабильный приток средств даже в периоды рецессии.

После спада конца 2008-го и 2009 года YIT вновь начал расти: за прошедший год мы активно приобретали активы, в частности произошло поглощение немецкой компании Caverion с выручкой примерно 500 млн евро в год, а также нескольких десятков компаний в Северной и Восточной Европе.

До сих пор чуть меньше половины дохода YIT получает от деятельности в Финляндии, от операций на российском рынке – примерно 10%. После приобретения Caverion финская доля уменьшилась до 40% и продолжит снижаться. В Суоми нам просто некуда расти – YIT строит примерно половину начатых в стране квартир, доля компании на рынке жилищного строительства – 20-25%.

Повышенное внимание

– В прошлом году президент концерна Юхани Питкякоски объявил, что YIT намерен инвестировать в российский рынок примерно 500 млн евро…

– Журналисты довольно часто задают вопросы, сколько YIT собирается вложить в свой российский бизнес. На 30 сентября 2010 года наши инвестиции составили 509 млн евро, а если посчитать, сколько мы уже вложили в Россию, включая реинвестированную прибыль (ведь деньги проходят цикл по нескольку раз), думаю, получится больше миллиарда.

– Каковы дальнейшие планы YIT в России?

– Мы работаем в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области, Казани, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. Основная стратегия YIT – прибыльный рост. Почти у всех подразделений примерно одни и те же стратегические цели. В России есть шесть больших подразделений YIT в секторе строительных услуг, и мы планируем расти в их рамках, пока не предпринимая попыток выйти в другие регионы. В тех регионах, где компания уже присутствует, достаточно возможностей для роста – мы будем в основном инвестировать в новые участки и исполнение проектов в секторе жилищного строительства.

– В чем принципиальные отличия работы в России?

Одна из причин нашего успеха – разнообразный набор проектов: примерно 30% дохода приносит инвестиционный бизнес – девелопмент жилых проектов и объектов коммерческой недвижимости, остальное – обслуживание уже построенных объектов

– Различия, безусловно, присутствуют. В первую очередь в масштабах: в Финляндии средний проект – 30-50 квартир, в России – примерно 300. Наши крупнейшие стройки в России предусматривают почти 1 тыс. квартир на проект. Еще один момент – продолжительность разного рода согласований. В Финляндии все необходимые разрешения мы получаем, в зависимости от размера населенного пункта, в срок от двух недель до двух месяцев. Таким образом, можно спокойно планировать строительство и прогнозировать все необходимые процессы: когда сдавать дом, когда начинать продажи. В России согласования занимают гораздо больше времени – примерно полгода, и, самое главное, сроки совершенно невозможно предсказать. Есть примеры, когда наши проекты получали все необходимые документы за пару месяцев, но никогда нельзя быть уверенным. Еще одно принципиальное отличие – подключение к коммуникациям. В Финляндии, если застройщик получает участок, который значится в городском плане, он точно знает: когда строительство начнется, воду, газ и электричество проведут в кратчайшие сроки. В России, наверное, тоже обязаны все это предоставлять, но до конца никогда не ясно, в какие сроки это сделают и сколько будут стоить коммуникации.

– Чем отличается ваша кадровая политика в России от политики в других странах, где работает YIT?

– Наша основная цель во всех странах, где YIT работает (а их всего 14), – иметь местный бизнес. Это значит, что у нас местные управленцы и остальной персонал, мы используем местные знания и методики. Кроме того, во всей группе YIT стараемся учитывать местную специфику, но вместе с тем применять лучшие практики и опыт, полученные в других странах. Да, в любом зарубежном отделении YIT работают и финны, в будущем такая кадровая политика не изменится, но сейчас финских сотрудников гораздо меньше, чем два-три года назад.

– Стройки YIT в Петербурге можно назвать образцовыми. Как компания обучает персонал?

– Конечно, мы стараемся обучать наших работников, поскольку именно они – наш главный ресурс. Во-первых, организуем регулярное повышение квалификации в области навыков управления для менеджеров всех уровней и управляющих объектами. В России на нас трудятся около 3 тыс. человек, так что грамотное управление очень важно. Во-вторых, обязательно проводим тренинги по безопасности труда. Наша задача – ежегодный курс безопасности труда для каждого сотрудника компании, особенно для тех, кто работает непосредственно на объектах. Еженедельно проверяем наши стройки во всех странах по специально разработанному в Финляндии «барометру безопасности» и анализируем результаты. Должен сказать, что не в каждой стране уровень безопасности очень высок. Кроме того, есть еще один показатель, за которым мы постоянно следим, – количество несчастных случаев на 1 млн рабочих часов. Кстати, в России этот показатель ниже, чем в Финляндии: наш российский менеджмент уделяет этому вопросу повышенное внимание. 

Хельсинки