Регионы СЗФО работают над формированием бюджетов на следующий год. Некоторые из них, например Санкт-Петербург и Калининградская область, уже утвердили финансовые планы, в других документы проходят второе или третье чтение. Тем не менее общие тренды региональной бюджетной политики выделить уже можно: прежде всего это увеличение расходов на социальную сферу при сокращении поддержки из федеральной казны.
Резать по живому
В бюджетном послании президента России Дмитрия Медведева задан курс на снижение дефицита региональных бюджетов. Согласно директивам Министерства финансов РФ, он должен уменьшиться с 0,7% ВВП в 2010 году до 0,1% в 2013-м. В принципе, в главных финансовых документах большинства регионов страны запланировано сокращение превышения расходов над доходами к 2013 году.
Но не все предварительные дефициты бюджетов в 2011-м ниже тех, что заложены на 2010 год. Например, самым дефицитным за последние 10 лет может стать бюджет Санкт-Петербурга – на момент его утверждения расходы города превысили доходы на 30 млрд рублей. Напряженная ситуация в Псковской области – дефицит ее казны равен 27% собственных доходов, в Архангельской – 18%, в Ненецком автономном округе – 22%. Если в целом, по данным Минфина, в бюджетах субъектов РФ в 2011 году дефицит снизится с 6,7 до 4,6%, то в бюджетах регионов СЗФО он увеличится с 7,9 до 9,2%. Произойдет это за счет роста дефицита в Петербурге, а без его учета дефицит бюджетов регионов СЗФО к доходам сократится с 10,9 до 10,2%, что, впрочем, тоже менее заметно, чем в целом по России.
Во многом то, что регионы СЗФО закладывают немалые дефициты на 2011-й, связано с ситуацией 2008-2009 годов, когда нехватка региональных финансов стала критической и некоторые статьи расходов, от которых нельзя отказаться, просто были перенесены на перспективу. Сейчас, когда речь идет о восстановлении экономической ситуации, откладывать эти расходы уже вряд ли возможно. По планам Минфина, в следующем году запланировано падение расходов региональных бюджетов в среднем на 3-5% по сравнению с расходами 2010-го. Но в том-то и заключается одна из интриг нынешнего бюджетного процесса: большинство статей, которые можно сократить относительно безболезненно, секвестированы в 2009-2010 годах. «Регионы существенно урезали инвестпрограммы, произвели сокращение административного аппарата, во многих субъектах СЗФО уменьшено финансирование сектора ЖКХ, – говорит руководитель Центра стратегических разработок „Северо-Запад“ Владимир Княгинин. – Если продолжать секвестирование, то уже придется резать по живому».
По его словам, одно из направлений оптимизации расходов регионов, которое вполне оправданно, – работа с непрозрачными расходами, оптимизация и контроль бюджетного процесса. «В масштабах страны статистика по потерям бюджета вследствие теневых трат весьма велика. Но если рассмотреть эти цифры в разрезе отдельных регионов, то не всегда ресурсы, которые будут сэкономлены, столь уж велики», – объясняет Княгинин.
Плата за «социалку»
По некоторым направлениям регионы постарались снизить расходы, в частности почти во всех бюджетах на 2011 год сокращены ассигнации по разделу «Национальная экономика». Например, в бюджете Северной столицы – на 4,7%, в Мурманской области – на 3,6%. Стоит отметить, что расходы по данному разделу сокращаются второй год подряд: в среднем по СЗФО – на 3-5% к прошлому году, по России в целом – на 8%.
Однако существенно вырастают расходы на социальную сферу: почти все регионы заявляют, что основной финансовый документ следующего года останется социально ориентированным. Например, в бюджете Архангельской области на «социалку» отведено более 53%, в Калининградской – 45 (увеличение на 10% по сравнению с прошлым годом), в Карелии – порядка 65% общих расходов.
В кризис рост затрат на социальные обязательства был направлен на то, чтобы не допустить социальной катастрофы в связи с ухудшением экономической ситуации, причем часть из них обеспечивалась трансфертами из федерального бюджета. «Сократить эти обязательства регионы теперь вряд ли смогут, но вот объемы их финансирования из центра снизятся, так как Минфин проводит политику по уменьшению трансфертов регионам», – говорит Владимир Княгинин.
Тем не менее повышение расходов по разделам «Здравоохранение», «Образование», «Социальная политика» отмечается почти во всех бюджетах субъектов округа, причем в некоторых – почти вдвое. Многие эксперты склонны связывать такую социальную нагрузку на бюджеты в следующем году с тем, что приближаются думские выборы 2011 года и президентские 2012-го. Несомненно, увеличение расходов на соцсферу – нужный шаг, но их резкий рост при сокращении поддержки из федерального бюджета, тем более в условиях еще не полностью восстановившейся экономики, ставит под сомнение способность регионов их обеспечивать и при этом работать над уменьшением дефицита.
Трансферты регионам из федерального бюджета стали сокращаться уже в 2010 году. Например, по информации Минфина, за январь-октябрь 2010-го безвозмездные поступления из федеральной казны в бюджет Калининградской области сократились на 48%, Ленинградской – на 30, Псковской и Новгородской – на 20%. Этот тренд в следующем году продолжится, так как в бюджетном послании президента четко сказано: «Необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов».
Конечно, в течение года объем федеральных денег, поступающих в регионы, будет корректироваться, но, согласно данным регионов на момент принятия бюджетов, сокращения все же будут существенными. Например, в 2010 году безвозмездные поступления из бюджета страны в казну Северной столицы составили 26 млрд рублей, а в следующем она получит уже 18 млрд; в проекте бюджета Новгородской области федеральные транши запланированы в размере 3,5 млрд, тогда как в 2010 году они составят 5,3 млрд рублей; Калининградской области за десять месяцев текущего года было предоставлено 9 млрд, а в 2011-м она ожидает помощь из центра в размере 8 млрд рублей.
Спорные доходы
В части доходов ожидания регионов можно назвать сдержанными, но оптимистичными: в среднем заложен рост на 10%. Так, налоговые и неналоговые доходы Новгородской области увеличатся на 12,4%, Вологодской – на 25,5, Карелии – на 13,5, Архангельской области – примерно на 16%. Доходы Петербурга в следующем году на 10% превысят запланированные в бюджете на 2010-й, поступления в казну Ленобласти – на 10,5%. По сравнению с бюджетами на 2010 год, когда в структуре доходов регионы в большей степени рассчитывали на поступления от налогов на доходы физических лиц, чем от налога на прибыль организаций, в планах на 2011-й доли этих статей почти сравнялись.
Планируется, что поступления от налога на прибыль организаций в Петербурге вырастут по сравнению с теми, что закладывались в бюджет 2010 года, примерно на 20%, от налога на доходы физлиц – на 5%. Доля поступлений от налога на прибыль в доходах города составит около 32%, от налога на доходы физических лиц – почти 40%. В собственных доходах Ленинградской области упор делается на поступления от налога на прибыль организаций: они составят 42% от всех доходов, тогда как отчисления по НДФЛ – примерно 28%.
Архангельская область в равной мере рассчитывает на пополнение казны за счет поступлений от налога на прибыль – они ожидаются в размере 9,7 млрд (в текущем году – 8,9 млрд рублей) и НДФЛ – 10,1 млрд (соответственно 5,5 млрд рублей). В главном финансовом документе Новгородской области доходы от налога на прибыль составят 34,8% к общему объему собственных доходов (рост к ожидаемому исполнению 2010 года – 9,7%). Объем налога на прибыль организаций должен составить 23,2% в объеме доходов области (увеличение на 16,1%). В бюджете Мурманской области планируется равный объем поступлений от двух основных доходообразующих налогов – по 38%.
Повышение налога на прибыль организаций регионы закладывают, основываясь на восстановлении экономической ситуации на предприятиях, однако есть существенное уточнение: в связи с изменениями в налоговом законодательстве отчисления этого налога могут сократиться. Со следующего года увеличивается ставка страховых взносов предприятий во внебюджетные фонды, что приведет к росту финансовой нагрузки на фонд оплаты труда большинства категорий предпринимателей. И есть опасения, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, применять иные схемы налоговой «оптимизации». Тогда и поступления в региональные бюджеты от этого налога неминуемо уменьшатся.
Однако, по мнению Владимира Княгинина, пока нельзя однозначно судить, какова будет реакция бизнеса. «Должны пройти как минимум один-два квартала, чтобы компании осознали, насколько критичны новые выплаты. В первом квартале они сведут отчетность, возможно, для многих результаты будут некоторым шоком. Но влияние на бюджеты это, скорее всего, окажет не раньше второго полугодия», – размышляет он. Тем не менее некоторые регионы уже подсчитывают возможные убытки от налоговых инноваций. Например, Петербург недосчитается 8-10 млрд рублей. А председатель Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Григорий Двас отметил, что существенного роста налога на прибыль власти области не ожидают. «Но мы прогнозируем серьезный рост поступлений НДФЛ в связи с вводом новых предприятий на территории области», – заявил Двас.
Регионы понесут потери и в связи с изменением срока уплаты по налогу на имущество физических лиц: с 1 января 2011 года предусмотрен один срок уплаты – не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Таким образом, в 2011-м налог на имущество физических лиц в местные бюджеты поступать не будет.
Предполагается, что отчасти выпадающие доходы регионы компенсируют за счет повышения ставок акцизов, в частности акцизы на алкоголь по сравнению с действующими в 2010 году вырастут на 10-37% в зависимости от вида продукции. Кроме того, в следующем году увеличиваются нормативы отчислений в бюджеты субъектов по единому сельскохозяйственному налогу, единому налогу на вмененный доход и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Вполне вероятно, что вслед за федеральной казной и регионы станут зарабатывать за счет приватизации. Ведь в бюджетные проектировки РФ уже внесены доходы от приватизации: 298 млрд рублей в 2011 году, 276 млрд – в 2012-м и 309 млрд – в 2013-м. «И власти уже не раз намекали регионам, что неплохо бы сократить количество объектов в собственности», – добавляет Княгинин.
Лучше, чем предполагалось
Несмотря на ожидаемые пертурбации с налоговыми доходами, пока прогнозы по развитию бюджетов регионов СЗФО весьма оптимистичны. Основания для этого дает и анализ исполнения региональных бюджетов в 2010 году. Напомним, что все принятые в конце 2009 года главные финансовые документы субъектов округа были дефицитными, причем разница в доходах и расходах довольно существенна. По итогам же девяти месяцев текущего года исполнили бюджет с дефицитом только Вологодская и Новгородская области. Остальные регионы подошли к концу третьего квартала с профицитом. Отмечался и рост собственных доходов регионов, лучшие результаты в этом плане у Карелии – 28,6%, Архангельской и Вологодской областей – более 35, НАО – 55%.
Если нынешние темпы восстановления экономики в следующем году сохранятся, то, вероятно, и запланированные дефициты регионы постепенно будут сокращать. «Дно кризиса мы прошли, динамика ожидается положительная, – констатирует Владимир Княгинин. – Конечно, все будет зависеть от темпов восстановления отдельных отраслей, важных для каждого региона. Основная проблема в том, что большинство так и не диверсифицировали свою экономику и отраслевая зависимость остается. И если нефтегазовые регионы, такие как НАО и Коми, чувствуют себя очень даже неплохо, то деревообрабатывающая отрасль восстанавливается медленнее, а это напрямую влияет на бюджет тех же Архангельской области и Карелии».
Несмотря на положительные прогнозы, в региональной бюджетной политике есть несколько моментов, которые не могут не тревожить. В частности, резкое повышение расходов на социальную сферу, не обеспеченных поддержкой из центра, ляжет на плечи регионов, которым придется наращивать долговую нагрузку. В свою очередь, Минфин планирует поднять ставку по кредитам для субъектов РФ с одной четвертой ставки рефинансирования до одной второй, а в дальнейшем и вовсе отказаться от предоставления займов регионам.
Соответственно, субъектам придется кредитоваться на внешнем рынке под более высокий процент, тем самым увеличивая расходы на обслуживание долга. Пока и без того ограниченные ресурсы направляются в соцсферу и на оплату долговых процентов, это означает, что уменьшаются вливания в реальный сектор и инфраструктуру. Соответственно, модернизация и инновации могут стать статьями, финансируемыми по остаточному принципу. А значит, регионы будут испытывать проблемы с диверсификацией экономики и риски отраслевой (а чаще сырьевой) зависимости сохранятся.
Санкт-Петербург