То, что регионы выстраивают текущий бюджетный процесс на основании заданных федеральным центром директив, вполне предсказуемо. Границы самостоятельности субъектов в формировании основных бюджетных трендов – вопрос, заслуживающий отдельной дискуссии, но очевидно, что эти границы довольно жесткие. Воспринимая же этот факт как данность, стоит признать, что увеличение регионами расходов – шаг для них неизбежный. То, как это делается, наглядно продемонстрировано при верстке федерального бюджета на 2011 год. Перед его принятием траты были увеличены на 273 млрд рублей и составят 21,2% ВВП против 20,9%, утвержденных ранее в основных направлениях бюджетной политики на ближайшие три года.
Прежде всего от субъектов РФ требуется повышение расходов на социальную сферу, причем значительное. Тогда как помощь из федерального центра на обеспечение обязательств регионов по «социалке» с каждым годом уменьшается. Кроме того, центр ждет от региональных властей сокращения бюджетных дефицитов и большей самостоятельности в формировании доходной базы.
Однако изменения в налоговой политике, предполагающие рост нагрузки на бизнес по отчислениям во внебюджетные фонды, вступающие в силу в следующем году, отнюдь не будут способствовать пополнению региональных кошельков. Существует большая вероятность того, что предприятия, многие из которых только вступили на путь восстановления после кризиса, будут пытаться оптимизировать налоговые выплаты за счет искусственного снижения своей прибыли. Соответственно, поступления от налога на прибыль, которые в кризис резко упали, а в текущем году только начали восстанавливаться, снова будут нестабильными.
Повышая зарплату врачам и учителям, вкладывая немалые средства в здравоохранение, государство преследует благие цели, однако последствия подобных мер для экономики как страны в целом, так и регионов в частности могут стать противоречивыми. Запланированное увеличение государственных расходов в ближайшие годы неприемлемо для бюджета, например расходы 2013 года на 21% превышают уровень, который был заявлен в начале нынешнего года. При таких тратах годовой дефицит бюджета России с 2011 года вырастет до 3-4% ВВП (60 млрд долларов). Чтобы он перестал быть дефицитным, стоимость нефти должна быть не ниже 100 долларов, что маловероятно. Поэтому рано или поздно государству придется переключаться на режим экономии.
Но вопрос не только в том, сколько средств будет выделено из бюджетов на ту или иную статью расходов, а еще и в том, насколько эффективно они будут потрачены. На этом, кстати, сделал акцент и министр финансов Алексей Кудрин, рассуждая о вызовах, которые стоят перед новой бюджетной политикой. Один из них – «неисполнимые обязательства», которые нельзя создавать. Этот вопрос как раз и требует вмешательства высших государственных органов финконтроля на самой ранней стадии оценки обязательств. Пока же, по словам Кудрина, старые обязательства не исполняются, а новые растут. Только в 2010 году федеральные целевые программы не выполнены на 455 млрд рублей. А это, напомнил министр, дороги и больницы. В результате общая эффективность бюджетных расходов нулевая.
Возможно, региональным властям в создавшихся условиях стоит пристальнее отслеживать, на что идут бюджетные средства, насколько расходы обоснованны и эффективны, сколько теневых статей в реальности заложено в главных финансовых документах. Конечно, в связи с тем что правительство переводит формирование бюджета на новые принципы государственных программ и ключевым звеном становится их качественное выполнение, потребуются иные подходы к финансовому контролю. И федеральный центр намерен ужесточить надзор за исполнением бюджетной дисциплины. Но плотнее заняться эффективностью расходов в интересах и самих регионов: быть может, как раз в этом процессе они могли бы проявить больше самостоятельности, а не ограничиваться сетованием на бюджетную недостаточность и ожиданием федеральных трансфертов. Выполняя команды центра и идя в ногу, региональным властям нужно подтягивать финансовую дисциплину на местах.