Все дальше от звонка

Александр Фрейдкин: «Фиксированные операторы задумываются над тем, как предоставлять свои услуги в мобильном формате, то есть стремятся к универсализации»

Фото: архив «Эксперта С-З»
Александр Фрейдкин

Современный оператор связи – это что-то большее, чем просто телекоммуникационный оператор. Телеком-операторы начали уходить от своих корней, когда занялись тем, что идет по их каналам. Они стали фильтровать и преобразовывать сообщения, идущие по сети, взяли на себя функции поддержки сайтов, начали работать с ТВ- и видеоконтентом, создавать виртуальные серверы с виртуальными компьютерами (чтобы пользователь из любой географической точки мог подключиться к своему рабочему компьютеру).

Новые услуги – это не только дополнительные инвестиции, но и иные компетенции, которые необходимо освоить компании. О том, как оператор приходит к осознанию необходимости выхода на новые рынки, что дают новые услуги, «Эксперту С-З» рассказал технический директор компании WestCall Александр Фрейдкин.

– Почему мы активно развиваем новые сервисные услуги? Все достаточно просто. Мы, как крепкий середняк, давно переросли этап, когда компания должна думать в первую очередь о развитии своей физической сети (потому что до некоторых своих клиентов она добирается с помощью аренды чужой инфраструктуры). С другой стороны, мы понимаем, что наше поле ограничено, поэтому необходимо развивать свою сервисную составляющую, выводить на рынок новые услуги. Вот и развиваем.

– Если переходить к конкретике – есть яркие примеры новых услуг, вывод которых помог WestCall упрочить позиции на рынке?

– Если вспоминать сервисные услуги, которые ярко «сыграли», то в первую очередь это то, что сейчас называют интеллектуальными услугами связи. Десять лет назад мы были фактически первыми, кто предложил услуги, упрощенно называемые email-to-fax и fax-to-email, то есть перевод факсовых сообщений в электронные и обратно. Ныне у нас целое семейство таких услуг, они имеют большую абонентскую базу и приносят прибыль. Но для нас они важны потому, что одновременно являются сильным драйвером, помогающим продавать базовые услуги. Клиент, как правило, покупает комплекс телеком-услуг.

– C IP-телевидением такая же ситуация?

– Нет, потому что нельзя сказать, что IPTV себя окупает. Думаю, в России найдется один – максимум два оператора, которые могут сказать, что их услуги IPTV самостоятельно рентабельны. Для нас IPTV остается услугой, которая добавляет компании конкурентное преимущество и служит дополнительным движком для продаж доступа в интернет. То, что она действительно помогает продавать интернет, видно по поведению других игроков рынка. Все операторы домашних сетей – не только в Москве и Петербурге, но и в других городах-миллионниках – говорят своим потенциальным абонентам о том, что предоставляют услуги IPTV.

Все или ничего

– Насколько верно утверждение, что российский рынок отстает от более развитых рынков США и Европы и отечественные технологии – не что иное, как копирование западного опыта?

– Я бы поставил под сомнение тезис, что мы сильно отстаем. Наверное, рано говорить, что мы сравнялись с ведущими телеком-рынками по степени развития услуг, но явно близки к ним. Темпы развития отрасли в России очень высокие.

Что касается копирования, то один из главных лозунгов мировых операторов – предоставление всех услуг от лица одной компании. В первую очередь это классический набор: домашний телефон – мобильный телефон, домашнее ТВ – мобильное ТВ, домашний интернет – мобильный интернет. Далее идут более сложные решения для бизнеса из области виртуальных вычислений, которые реализуются за счет распространения мобильного интернета. Все крупные операторы стремятся к такой универсальности, эпоха, когда оператор связи давал или каналы, или минуты, уже ушла в прошлое, по крайней мере в крупных городах – точно.

– Как это коррелирует с нашими тенденциями?

– На российском рынке я вижу два главных направления, которые, очевидно, станут драйверами роста. В первую очередь это сегмент развлечений, который касается физических клиентов, а точнее – молодежи и в целом тех, кто много времени проводит дома. Развлечения все больше и больше входят в дом, а значит, такие услуги, как онлайн-игры или IPTV, будут расти.

Другое направление касается также физических лиц, которые одновременно являются участниками бизнеса, – услуги для корпоративных клиентов, нацеленные на их работников. Здесь главный тренд – мобильность. Наша жизнь становится все подвижнее, количество часов в сутки, когда сотрудники находятся не в офисе, растет. Существует требование, чтобы менеджер находился в контакте со своей организацией почти всегда, поэтому необходима мобильность в широком смысле. То, что может дать мобильный телефон, – тот же SaaS, когда доступ к рабочему месту происходит через интернет, и услуги унифицированной коммуникации.

Соответственно, фиксированные операторы задумываются над тем, как предоставлять свои услуги в мобильном формате, то есть стремятся к той же универсализации. И мы, кстати, тоже. Год назад получили лицензию MVNO (мобильного виртуального оператора), идем к тому, чтобы запустить эту услугу. Надеюсь, в первой половине 2011 года она уже выйдет на рынок.

При этом мы вряд ли будем первыми. Крупнейшие мобильные операторы активно развиваются в этом направлении. Они все уже одновременно предлагают услуги и мобильной, и фиксированной связи «из одного окна». Пока это делается осторожно, но очевидно, что универсальность – главный тренд на рынке связи. И, кстати, это точка, с которой может начаться расслоение рынка на универсальных операторов и всех остальных. Будут те, кто сможет предоставить клиенту все услуги от одного лица, и те, кто этого сделать не сможет. Некоторые из последних, наверное, сформируют особый кластер, станут в большей степени сервис-провайдерами, то есть будут предоставлять те же SaaS или VoIP на чужих каналах.     

Санкт-Петербург