Вполне ожидаемо, что из всех налоговых новшеств, которые вступили в силу в январе 2011 года, наибольшие опасения вызывает резкое увеличение ставок страховых взносов во внебюджетные государственные фонды. Хотя среди фискальных новшеств есть те, что направлены на благо компаний, вызывает большие сомнения тот факт, что они смогут нивелировать негативный эффект от увеличения налоговой нагрузки. Напомним: общая ставка страховых взносов, заменивших с 2010 года ЕСН, с января повышена до 34%. Законодательством определены категории предприятий, на которые распространяются льготные ставки. В частности, это организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий: они могут уплачивать страховые взносы, исходя из пониженного тарифа – 14%. Также предусматривается переходный период до 2015 года для уплаты страховых взносов средствами массовой информации, в рамках которого в 2011-м сохраняется ставка на уровне 26% с повышением ее в 2012-м до 27% и последующим плавным ростом до общего уровня 34% в 2015 году. Кроме того, льготы предусмотрены для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и участников проекта «Сколково».
Снова вчерную
Тем не менее основная масса предприятий будет вынуждена производить отчисления по тарифу 34%, и в большей степени это ударит по компаниям, в структуре расходов которых велика доля заработной платы. Помимо предприятий ИT-индустрии, научных и проектных организаций это и малый бизнес, для которого преференции не предусмотрены. Крупные фирмы будут затронуты в меньшей степени, поскольку их деятельность характеризуется обычно фондо- и материалоемкостью.
Бизнес стал готовиться к негативным переменам уже с прошлого года. «Сначала компании самостоятельно искали пути снижения возрастающей налоговой нагрузки, потом был всплеск обращений к консультантам, затем началось лоббирование вопроса на высоких уровнях через представителей бизнес-сообществ», – рассказывает эксперт компании «Что делать Консалт» Валерий Бахтин. Стоит отметить, что в конце декабря прошлого года в Совет Федерации был направлен законопроект о сохранении льгот для малых предприятий производственной сферы, прозвучали заверения в расширении числа малых предприятий, на которые будет распространяться новый закон.
Пути, по которым может пойти бизнес, чтобы попытаться минимизировать налоговую нагрузку, вполне предсказуемы. Наиболее очевидный – увеличение доли «серых» выплат. Введение новых тарифов поставит крест на тенденции к «обелению» зарплат (в основном в средних компаниях, хотя и некоторые владельцы малых предприятий задумывались о таком шаге), которая наблюдалась до кризиса. «Малый бизнес никогда не был полностью „белым“. Организации, которые уже работают „вбелую“, вряд ли станут рисковать и возвращать „серые“ схемы. А работодатели, только собиравшиеся перейти на „белую“ зарплату, теперь повременят с этим. Кроме того, во всех секторах, кроме бюджетного, замедлится рост зарплат», – предполагает президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров.
Есть мнение, что от массового ухода в тень компании, осуществлявшие основную массу выплат «вбелую», удержит риск привлечь пристальное внимание налоговых органов. А этого можно ожидать с большой долей вероятности, ведь новшества и предсказуемость реакции на них – веский повод для усиления фискального контроля за бизнесом. «Резкое снижение поступлений НДФЛ от какой-либо организации подаст немедленный сигнал налоговым органам для вызова на ковер или проведения выездной налоговой проверки. Массовый уход в тень малого бизнеса маловероятен, так как сопряжен с явными налоговыми рисками, зато вполне возможна „консервация“ большого количества малых предприятий до прояснения ситуации с применением льгот по страховым взносам», – полагает Бахтин.
С другой стороны, для многих компаний оптимизация налоговой нагрузки может стать вопросом выживания, и в этом случае существует вероятность, что на отдельные меры по оптимизации схемы налогообложения они все-таки решатся. Подобные перспективы делают еще более благодатной почву для роста коррупционной составляющей.
Опять в режим выживания
Сможет ли повлиять на решение работодателей реакция персонала, который вряд ли обрадуется перспективе увеличения выплат «в конверте»? Скорее всего, диктовать свои условия работодателю смогут только высококвалифицированные специалисты, которые и ранее не соглашались на «черные» выплаты. Основная же масса будет ориентироваться скорее на сумму, а многим работодатели могут и не оставить выбора. Так, по результатам проведенного для «Эксперта С-З» опроса портала Superjob.ru среди экономически активных жителей Санкт-Петербурга, 53% респондентов согласны работать за «черную» и «серую» зарплату. Опрошенные уточняют, что многое зависит от размера выплат, условий труда и т.д., однако категорически несогласных вдвое меньше – всего 23%.
Есть и вполне легальный способ снизить налоговую нагрузку – сокращение персонала. «Вероятно, некоторые субъекты предпринимательства прекратят деятельность либо пересмотрят эффективную численность сотрудников с одновременным структурным изменением заработной платы», – рассуждает налоговый консультант департамента юридического консультирования консалтинговой группы «НЭО Центр» Елена Лазарева. Можно предположить, что такой путь будет вынужден избрать средний бизнес, для которого уходить в тень рискованно, зато возможно пересмотреть функционал персонала, увеличив нагрузку на отдельных работников без резкого повышения компенсаций. По этому пути многие компании шли и в острую фазу кризиса.
Средние фирмы, со штатом 100-150 человек, от повышения ставок страховых взносов могут пострадать едва ли не сильнее всех, так как в процентном выражении их налоговая нагрузка возрастет ощутимее, чем у малых предприятий. Кстати, компании среднего масштаба, по некоторым оценкам, больше остальных пострадали и в кризис. В частности, многие банкиры отмечали, что у таких предприятий возникали большие проблемы с погашением задолженности, и этот сектор до сих пор не проявляет кредитной активности. Вряд ли есть смысл рассчитывать на положительное изменение ситуации после роста налоговых отчислений.
Возросшие расходы бизнеса можно компенсировать и увеличением стоимости продукции. «Существенного всплеска покупательной способности у нас не произошло, ощутимого притока денег в страну также не наблюдается. Так что рассчитывать на рост прибыли за счет увеличения спроса не приходится, – поясняет генеральный директор компании „Станкопром СПб“ Александр Седов. – А если расходы вырастут, то помимо сокращения кадров или ухода в тень компенсировать потери бизнес сможет только повышением цен. Это уже предпосылки к росту инфляции. Другой вопрос в том, что увеличение конечной стоимости может повлиять на снижение спроса, что также не пойдет на благо компаниям. Бизнес, особенно малый и средний, еще не до конца оправился от кризиса, и ему снова придется искать пути для выживания».
Против самых маленьких
В несколько привилегированном положении оказалась ИT-отрасль, что укладывается в государственный курс поддержки инновационного сектора, однако здесь применение пониженных тарифов сопряжено с выполнением ряда условий. Чтобы ИT-компания могла рассчитывать на тариф 14%, доля ее дохода от деятельности в области ИТ по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода на пониженный тариф, должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов за указанный период, а среднесписочная численность работников – не менее 50 человек.
Кроме того, с 1 января 2011 года вступили в силу изменения, предусматривающие возможность применения льготных тарифов организациями и индивидуальными предпринимателями, работающими по упрощенной системе налогообложения, основной вид деятельности которых, в частности, – использование вычислительной техники и ИТ (всего в перечне 36 позиций). Для них на 2011 год устанавливается пониженный тариф – 26%. Доля доходов от реализации продукции должна быть не менее 70% в общем объеме. «Подавляющее большинство ИТ-компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения, так или иначе получат льготу – 14 или 26%. Безусловно, это прорыв, который существенно улучшает финансовые условия работы», – констатирует генеральный директор компании Digital Design Андрей Федоров.
Между тем требования, предъявляемые к организациям, которые могут претендовать на льготы, нельзя оценить однозначно. Критерий «доля дохода» представители ИT-индустрии считают справедливым, ведь необходимо отсечь «фиктивные» фирмы. При этом оговоренная численность персонала вызывает вопросы: компании со штатом менее 50 человек – это и есть малый бизнес, который теоретически нуждается в поддержке, а для них никаких льгот не предусмотрено. «Стимулируется консолидация отрасли, создаются препятствия для рождения инновационных компаний: именно малый бизнес генерирует инновации, – говорит Федоров. – Тогда как даже со льготами страховые выплаты маленьких компаний возрастают почти в два раза. Теперь же попытки разработчиков закона убрать ограничение по численности натыкаются на возражения Минфина – для всех ИТ-компаний просто не найти в бюджете соответствующих компенсационных сумм для Пенсионного и страховых фондов».
Объективно оценить, как отреагирует бизнес на подобные изменения, можно будет ближе к концу года, поскольку на адаптацию у предприятий может уйти два-три квартала. «Однако опыт применения в 2010 году переходного тарифа 26% свидетельствует, что рост доходов фондов из-за повышения тарифа в значительной мере нивелировался ухудшением собираемости взносов. Нет оснований рассчитывать, что данная тенденция прекратится в 2011 году, скорее наоборот – работодатели продолжат минимизировать выплаты», – полагает аудитор компании «2К аудит» Николай Морозов.
Немного плюсов
Что касается изменений, которые направлены на облегчение жизни бизнеса, то в их числе – увеличение минимальной стоимости амортизируемого имущества до 40 тыс. рублей, что фактически является индексацией стоимостного критерия в связи с инфляцией. «Данное изменение нельзя не признать положительным, хотя оно влечет за собой повышение трудоемкости бухгалтерского учета: поскольку в бухгалтерском учете стоимостный критерий не изменяется, будет возникать временная разница между бухгалтерским и налоговым учетом», – объясняет Морозов.
Кроме того, в наступившем году предприятия смогут перейти на уплату квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода, если их доходы от реализации не превышали в среднем 10 млн рублей за каждый квартал (ранее – 3 млн). До сих пор для многих компаний уплата ежемесячных авансовых платежей в течение квартала порождала дополнительные проблемы в общении с налоговыми инспекциями. Причиной споров становились не только несвоевременная уплата, но и ошибки, которые допускали специалисты налоговых органов при отражении начислений и уплат в карточках расчетов с бюджетом. Как следствие – необоснованное начисление пеней, необходимость регулярной сверки расчетов.
«Нередко возникали ситуации, когда у организации проходила единичная крупная сделка, в результате которой средний доход от реализации за квартал превышал 3 млн рублей, и компания была обязана в следующем квартале уплачивать ежемесячные авансовые платежи, исходя из прибыли, полученной от этой сделки, – рассказывает налоговый консультант компании „Что делать Консалт“ Наталья Мамонова. – Несопоставимость результатов единичной сделки и фактической прибыли от обычных видов деятельности предприятия, полученной впоследствии, влекла образование переплаты по итогам отчетного периода. А реализацию права налогоплательщика на зачет или возврат переплаты по налогам назвать простой процедурой может только тот, кто этим не занимался».
В 2011 году налогоплательщики – юридические лица смогут получить отсрочку или рассрочку по уплате не только налога, но и пеней, штрафов, а оснований для признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежной к взысканию (принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность их взыскания) станет больше. С января налоговые органы обязаны также прилагать документы, подтверждающие факт налогового нарушения, к акту проверки, что позволит налогоплательщикам активнее защищать свои права и интересы, руководствуясь предметными доводами проверяющих.
К положительным моментам, по словам руководителя налоговой практики консультационной группы «Прайм Эдвайс» Максима Симонова, можно отнести расширение круга российских компаний, которые смогут применить ставку 0% налога на прибыль к дивидендам, получаемым от иностранной фирмы (исключено условие о минимальном вкладе в капитал дочерней компании – источника дивидендов в размере 500 млн рублей).
Реализованы также некоторые давно ожидаемые идеи. Например, как отмечает руководитель аудиторского департамента Института проблем предпринимательства Алла Астрамович, предусмотрено взыскание с налогового органа процентов за неправомерное приостановление операций по банковскому счету налогоплательщика (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Блокировка счета может серьезно подорвать деятельность компании, и нововведение потребует более внимательного отношения ревизоров к наличию оснований для применения такой обеспечительной меры.
Тем не менее эксперты признают, что в целом вводимые изменения налогового законодательства скорее ухудшат положение налогоплательщиков. По оценкам Минфина РФ, налоговая нагрузка на бизнес в этом году вырастет на 2,3% ВВП, к 2013-му – на 3,6%. «Незначительные изменения в пользу налогоплательщиков в основном (за исключением снижения ставок транспортного налога) не затронули базовые элементы налогообложения, а лишь внесли ясность в некоторые спорные вопросы и снизили количество представляемых налоговых деклараций (расчетов)», – говорит Николай Морозов.
Минфин в Послании об основных направлениях налоговой политики России на период до 2013 года сообщал, что текущая налоговая нагрузка в стране ниже, чем в государствах, входящих в Организацию экономического содружества и развития. Напоминание о том, что налоговая политика проводится в условиях дефицита федерального бюджета, – сигнал к тому, что снижения налогового бремени ожидать не стоит.
Вполне вероятно, что адаптация бизнеса к неблагоприятным изменениям будет происходить за счет включения повышенных налогов в стоимость продукции и услуг, на ценах также скажется увеличение акцизов на топливо. А покупательная активность населения растет весьма медленно, что не может положительно сказываться на прибыльности бизнеса и его планах по развитию, которые предприятия и так не спешили разворачивать. Бизнесу, особенно малому и среднему, скорее всего, предстоит стагнация, а многим – и консервация.
Санкт-Петербург