Ящик Пандоры уже не закрыть

Начало очередного федерального избирательного цикла приведет к политическому оживлению в 2011 году и, как следствие, закрепит новый тренд минувшего года – усиление давления общества на власть

Иллюстрация: Владимир Басов

В начале осени нынешнего года Россия вступит в новый федеральный избирательный цикл, когда в течение трех месяцев – с декабря 2011 года по март 2012-го – будут избраны и Госдума, и президент. В связи с тем что сроки полномочий Думы и главы государства увеличены до пяти и шести лет соответственно, это будут последние сдвоенные федеральные выборы вплоть до далекого 2036 года. Предстоящая кампания не обещает особенных сюрпризов и, по большому счету, таит в себе лишь две интриги – кто из дуумвирата пойдет на следующий президентский срок и получит ли вновь «Единая Россия» конституционное большинство в парламенте (в простом большинстве, судя по замерам социологов, сомневаться пока не приходится).

Весеннее испытание

Однако в ряде регионов, в том числе на Северо-Западе, ожидается довольно интересная в политическом плане не только вторая половина года, но и первая. 13 марта пройдут парламентские выборы в двух регионах Северо-Западного федерального округа (СЗФО) – в Республике Коми и Калининградской области. И если в Коми политическая жизнь весьма скупа на события, а тем более на неожиданности, то в Калининградской облдуме расклад сил может измениться, причем не в пользу партии власти. В прошлом году самый западный регион страны продемонстрировал, что способен уличной активностью и консолидацией оппозиции добиться даже отставки губернатора. Выборы 13 марта станут своего рода индикатором состояния общества: если «Единая Россия» (ЕР) вновь получит контрольный пакет в Облдуме, значит, протестные настроения пошли на убыль и новый губернатор (он же – лидер регионального отделения партии власти) Николай Цуканов имеет внушительный кредит доверия.

13 марта в этих двух регионах состоятся также многочисленные муниципальные выборы, в том числе в горсовет Сыктывкара и в окружной совет депутатов Калининграда. Но самые любопытные муниципальные выборы в СЗФО в весенний единый день голосования пройдут, пожалуй, в столице Карелии.

Петрозаводский горсовет всегда находился в оппозиции к республиканской власти, и лишь в последнем созыве ЕР получила в нем устойчивое большинство. Петросовет позволял себе даже обращаться к президенту страны с требованием отправить в отставку губернатора Сергея Катанандова и перечислением коррупционных схем, в которых замешаны глава региона и его окружение. Нельзя сказать, что Катанандов в середине прошлого года покинул пост именно из-за этих обращений, но одним из катализаторов отставки они, несомненно, стали.

Муниципальные выборы в Петрозаводске всегда были головной болью для руководства Карелии. Летом 2009 года ЕР была в полушаге от поражения на выборах мэра в столице региона: по социологическим замерам, выдвинутый оппозицией Девлетхан Алиханов опережал ее ставленника Николая Левина. Республиканским властям тогда пришлось экстренно предложить Алиханову место в Совете Федерации в обмен на снятие кандидатуры.

В декабре в Карелии пройдут еще одни выборы – в Законодательное собрание. Но они представляются куда более предсказуемыми, чем выборы в Петросовет, поскольку местная ЕР сможет опереться на мощную агитацию своих федеральных коллег в ходе думской кампании. А вот мартовские выборы в Петрозаводске – непростое испытание для местного отделения партии власти и нового губернатора Андрея Нелидова.

Выборы будут жаркими

Самым оживленным наступивший год обещает быть в центре СЗФО – в Санкт-Петербурге. Законодательное собрание Северной столицы взяло курс на сокращение своих полномочий и переизбрание не в марте 2012 года, а в декабре 2011-го. Петербургские депутаты считают, что совмещение региональных выборов с думскими сэкономит силы и средства, и предложили сократить срок полномочий своим коллегам из других регионов. С этим согласилась и губернатор города Валентина Матвиенко. По ее словам, президентские выборы «не надо бы засорять другим фоном, путать с вопросами протекающей кровли».

По существующему законодательству депутаты не могут сложить с себя полномочия раньше срока, поэтому петербургские парламентарии обратились в Госдуму с законодательной инициативой позволить регионам переносить свои парламентские выборы в пределах шести месяцев до или после федеральных. Соответствующий закон уже принят 12 января Госдумой РФ в первом чтении. Это позволит совместить региональные парламентские выборы с думскими помимо Петербурга еще в 17 регионах страны, в том числе на Северо-Западе – в Ленинградской, Мурманской и Псковской областях. Впрочем, законопроект не обязывает региональные парламенты привязывать свои выборы к думским, он лишь дает им такое право.

Что же касается декабрьских выборов в Законодательное собрание Петербурга, вероятность которых возрастает с каждым днем, то они ожидаются довольно жаркими. Во-первых, ЕР по итогам выборов в марте 2007 года набрала скромные 37,4% голосов, что позволило ей получить лишь 23 депутатских мандата из 50. Если бы не постоянная поддержка ЛДПР, еще неизвестно, как партия власти могла бы обеспечивать поддержку курса губернатора. К слову, Петербург и по сей день едва ли не единственный субъект РФ, где ЕР не имеет большинства в парламенте.

Видимо, именно поэтому петербургские единороссы так активно лоббируют принятие федерального законопроекта о возможности совмещения региональных выборов с думскими: «паровоз» Владимир Путин (а именно он, скорее всего, вновь возглавит федеральный список партии) приведет к успеху с куда большей вероятностью, чем Валентина Матвиенко или спикер Законодательного собрания города Вадим Тюльпанов, если выборы пройдут в марте 2012 года.

Это серьезное подспорье для ЕР, но оно не решит всех проблем. А таковых видится несколько. Обозначим две главные. Первая – допускать ли к выборам «Яблоко». В 2007 году «яблочники» были цинично отстранены от предвыборной гонки под надуманными предлогами (высокий процент брака подписей избирателей), хотя, по замерам социологов, могли не просто спокойно перешагнуть семипроцентный барьер, но и удвоить результат. Приближение выборов ставит власти Северной столицы перед непростой дилеммой. Повторно оградить «Яблоко» железным забором от участия в гонке – значит вновь показать свою слабость и пустить в ход нечистоплотные методы борьбы с наиболее бескомпромиссными оппонентами. На фоне заявлений президента Дмитрия Медведева о застое в политической системе и необходимости ее обновления это будет выглядеть как минимум неловко. Допустить же партию Сергея Митрохина к выборам – значит повысить непредсказуемость их итогов. Нынешнее «Яблоко», из-за отсутствия в Законодательном собрании уже отчасти подзабытое, возможно, и не перешагнет семипроцентный барьер, но может оттянуть голоса не только у партий левого фланга («Справедливой России» и КПРФ), но и у «Единой России».

Вторая вероятная неприятность для партии власти – активное участие в кампании Сергея Миронова. Нельзя сказать, что лидер «Справедливой России» и в 2007 году был пассивен. Напротив, во многом именно благодаря ему партия получила в Северной столице 21,9% голосов и сформировала вторую по численности фракцию в городском парламенте. Но на сей раз Миронов лично заинтересован в успехе партии. Согласно скорректированному законодательству, членом Совета Федерации от соответствующего регионального парламента может быть только действующий депутат. Поэтому Миронов, представляющий в верхней палате парламента петербургское Законодательное собрание, кровно заинтересован в массированной кампании в своем родном городе. В противном случае ему грозит потеря третьего поста в государстве либо придется получать мандат члена верхней палаты парламента окольным путем (от администрации какого-либо региона). В последнем случае имиджевые потери могут оказаться невосполнимыми.

И снова виновата зима

Впрочем, перемены в законодательном органе власти – не единственное и, пожалуй, даже не главное, что ожидает петербуржцев в 2011 году. 21 декабря истечет второй срок полномочий Валентины Матвиенко. Эта дата довольно неудобна для градоначальницы: решение о третьем сроке ее губернаторства будет приниматься в Кремле не по итогам декабрьских выборов в Законодательное собрание и Госдуму, а раньше – скорее всего, осенью. А это значит, что сохранение поста должно достигаться путем проведения политики малых дел, выстраивания диалога с общественностью, отсутствия крупных скандалов и т.п.

В этом смысле Матвиенко пока не везет. 13 января в Кировском районе свалившаяся с крыши ледяная глыба убила шестилетнего Ваню Завьялова. Сюжеты об этом, а также о крайне неудовлетворительной работе коммунальных служб по уборке улиц и крыш обошли все федеральные телеканалы. Интернет-пространство начало настаивать на отставке губернатора, первый зампред фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Оксана Дмитриева потребовала от прокуратуры возбуждения уголовного дела в отношении нее. Объяснения Матвиенко выглядели неубедительно. Она назвала нынешнюю зиму аномальной и отметила, что почти за 130 лет метеонаблюдений в городе к середине января не выпадало столько снега. Но если вспомнить заявления градоначальницы годичной давности, то совпадение почти дословное.

По данным Агентства политических и экономических коммуникаций, в 2010 году Матвиенко переместилась с 47-го на 58-е место в рейтинге наиболее влиятельных российских политиков. Не вполне благополучно обстоят дела у петербургского губернатора и на внутреннем фронте. По результатам опроса факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, в апреле 2010 года на вопрос «Как вы отнесетесь к тому, что президент продлит полномочия Валентины Матвиенко в должности губернатора Санкт-Петербурга?» ответ «Безусловно, положительно» дали 15,3% горожан. В декабре этот показатель снизился почти втрое – до 5,3%. А вот число ответивших «Безусловно, отрицательно» выросло за тот же период с 19,7 до 28%. В декабре число противников Матвиенко в городе (как безусловно, так и с оговорками) впервые превысило число сторонников – 44,7 против 41,3%. Тогда как в апреле соотношение сил было противоположным – 36,8 против 46,5%.

Рейтинг, заметим, замерялся в декабре, то есть до новогодних снегопадов и трагической гибели Вани Завьялова. Снижение популярности – серьезный звонок для Валентины Матвиенко, поскольку президент не раз говорил, что, принимая решение о переназначении главы региона, он внимательно изучает рейтинги доверия и недоверия населения.

Долгожители наиболее уязвимы

Позиции других губернаторов в СЗФО в 2011 году, если не произойдет что-либо экстраординарное, представляются незыблемыми. Трое из них – Вячеслав Гейзер в Коми, Андрей Нелидов в Карелии и Николай Цуканов в Калининградской области – приступили к исполнению обязанностей только в прошлом году. Еще трое – Дмитрий Дмитриенко в Мурманской области, Андрей Турчак в Псковской и Игорь Федоров в Ненецком автономном округе – в позапрошлом. До истечения полномочий глав Архангельской области Ильи Михальчука и Новгородской области Сергея Митина еще также достаточно времени, причем каждый из них, как и шестеро вышеупомянутых, занимает губернаторское кресло первый срок.

Куда пикантнее ситуация в Вологодской и Ленинградской областях. Для глав этих регионов Вячеслава Позгалева и Валерия Сердюкова наступивший год с большой долей вероятности станет последним полным годом губернаторства. У Позгалева летом 2012 года истекает четвертый срок (он руководит регионом с марта 1996-го), у Сердюкова – третий (с сентября 1998-го). Президент и первый заместитель главы его администрации Владислав Сурков не раз говорили, что четвертый губернаторский срок (не говоря уже про пятый, как у Позгалева) должен стать исключением из правил: губернаторскому корпусу требуется ротация. Впрочем, ни нам, ни, вероятно, самому Медведеву еще неизвестно, кто будет президентом в середине следующего года.

Лазейка будет расширяться

Наступивший год, очевидно, закрепит тенденцию к реанимации диалога власти с обществом, в том числе по главным региональным проблемам. Этот тренд стал отчетливо просматриваться во второй половине прошлого года, и импульс ему придал Дмитрий Медведев. Предстоящий избирательный цикл должен также посодействовать этому процессу.

Событием номер один на Северо-Западе в плане общественного давления на власть стала отставка губернатора Калининградской области Георгия Бооса. Ее спровоцировали десятитысячный митинг на центральной площади Калининграда 30 января, самый многочисленный в стране за последнее десятилетие, а также последующие протестные акции и консолидация местной оппозиции – от крайне левой до крайне правой.

Президент на прямое давление не поддался, но, дождавшись окончания срока губернаторства Бооса, указал ЕР на недопустимость продления его полномочий. «Я неоднократно говорил, что, несмотря на изменения системы наделения полномочиями губернаторов, нам небезразлично, какой авторитет имеет тот или иной кандидат. Это должны быть люди, пользующиеся безусловным уважением и доверием граждан», – заявил Медведев. Таким образом, состоялась первая губернаторская отставка за последнее десятилетие, которая на самом высшем уровне объяснялась утратой поддержки со стороны населения.

Событие номер два – несомненно, решение Матвиенко отказать «Газпрому» в строительстве «Охта-центра» напротив Смольного. То, за что петербургская оппозиция и градозащитники бились несколько лет (обивали пороги судов, пытались инициировать референдум и т.п.), оказалось возможным в один миг. Цена вопроса – росчерк пера губернатора. Возможно, это решение она принимала не сама. И, вероятнее всего, это произошло не под воздействием общественного мнения, а по сигналу Кремля. Но даже если это так, росчерк пера появился не на пустом месте: градозащитники добились того, что их услышали. Не в Смольном, так в столице.

В этом же ряду – еще одно знаковое событие: предложение со стороны Матвиенко координатору общественного градозащитного движения «Живой город» Юлии Минутиной занять пост заместителя председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. В декабре после долгих раздумий Минутина согласилась на эту должность.

Событие номер три – это предание суду «жемчужного прапорщика» Вадима Бойко, который 31 июля откровенно издевался над участниками несанкционированной акции у Гостиного двора в поддержку 31-й статьи Конституции. Уголовное дело в отношении Бойко передано в Куйбышевский суд Петербурга в последний день 2010 года. Петербургское управление Следственного комитета обвиняет Бойко по ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия и специальных средств»). Милиционеру грозит до десяти лет лишения свободы.

В 2011 году лазейка для усиления позиций гражданского общества, открытая благодаря президенту во второй половине 2010-го, будет лишь расширяться. Непрекращающиеся акции оппозиции и градозащитников возле разрушаемого сейчас Литературного дома на Невском проспекте Петербурга – лишнее тому подтверждение.  

Санкт-Петербург