Финны смогут отправлять и получать посылки без помощи почтовых отделений. Финский почтовый оператор компания Itella Corporation запускает новый сервис: в торговых центрах Хельсинки появятся 15 терминалов самообслуживания, с помощью которых можно будет в любое время отправить или получить посылку. Новинка пришла из Эстонии – в июле прошлого года Itella приобрела посылочный бизнес компании SmartPOST OU, купив у эстонцев технологию, а также 38 терминалов по всей стране, услугами которых к настоящему времени воспользовались порядка 100 тыс. человек.
Директор подразделения экспресс-доставки Itella Аку Хаппо уверен, что в Финляндии такая услуга будет востребована прежде всего у покупателей онлайн-магазинов. Сейчас большинство интернет-продавцов пользуются услугами финской почты, однако посылки толщиной более 3 см покупатель должен забирать сам в ближайшем почтовом отделении, что не всегда удобно. Теперь пользователь сможет выбирать, в какой терминал доставить посылку, и оплатить ее либо по интернету, либо непосредственно через терминал. Как только покупка оплачена, он получает SMS с кодом, который открывает дверцу ячейки терминала. В терминале можно будет приобрести, например, билеты на концерты, которые при заказе через интернет ранее доставлял курьер. Кстати, в Эстонии сеть терминалов связана и с онлайн-аукционами.
У новой технологии есть и конкуренты: компания Schenker доставляет посылки в маленькие магазинчики сети R-Kioski, которые работают по всей стране, а Matkahuolto развозит посылки по магазинам сети Siwa и Valintatalo. В Эстонии SmartPOST принадлежит примерно четверть рынка доставки посылок частным лицам. Финны собираются почти полностью скопировать эстонскую модель.
Itella продолжает модернизировать сервис, оптимизируя работу почтовых отделений. В апреле 2010 года началось тестирование системы NetPosti, с помощью которой получателей корреспонденции через SMS информируют о письмах и посылках (см. «SMS от почтальона», «Эксперт С-З» №16 от 26 апреля 2010 года). С начала января NetPosti доступна и в виде бесплатного приложения для iPhone, iPad и коммуникаторов на базе Android. Теперь пользователи смогут легко ориентироваться в квитанциях и счетах, раньше приходивших по почте, а также отслеживать доставку собственных почтовых отправлений.