Триединая задача

Без развития транспортной инфраструктуры развитие северных территорий Северо-Западного федерального округа невозможно

Фото: архив «Эксперта С-З»

Модернизация экономики Северо-Западного федерального округа (СЗФО) напрямую зависит от становления единой национальной транспортно-логистической системы, которая свяжет субъекты федерации в единое экономическое и оборонное пространство, откроет выходы к труднодоступным сырьевым базам, будет способствовать комплексному освоению удаленных регионов. Интерес к полярным территориям понятен: Арктика – это государственная граница, огромные запасы углеводородов и других полезных ископаемых, биоресурсы, уникальная природа. Сегодня здесь добывается 98% алмазов, 90% золота, большие объемы нефти, газа, никеля, платины. В целом это пятая часть национального дохода России.

В свете общероссийских тенденций основная задача Архангельской области на будущие десятилетия – развитие инженерной, транспортной и логистической инфраструктуры. Без качественного рывка в этой сфере полноценное развитие региона невозможно.

Ставка на Севморпуть…

Ключевую роль в реализации транспортно-транзитного потенциала России играют международные транспортные коридоры. Их стратегическое значение состоит в повышении роли страны в формировании транзитных грузопотоков, связывающих Европу с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Северной Америки. Один из таких коридоров – Северный морской путь. Для восстановления в полном объеме судоходства по Севморпути необходима целевая программа, включающая задачи восстановления инфраструктуры и транспортного потенциала, обеспечение кадрами, определение мер государственной поддержки и регулирования, соответствующее законодательное обеспечение.

Возрождение Севморпути, создание и развитие инфраструктуры и системы управления его коммуникациями для организации евразийского транзита станет возможным при комплексном развитии инфраструктуры и использовании нереализованных мощностей Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов России. В этой связи нужно активнее развивать сотрудничество между субъектами Российской Федерации на основе многостороннего соглашения о совместных действиях в Арктике – с учетом интересов Архангельской, Мурманской, Магаданской областей, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Таймырского, Чукотского автономных округов.

В XXI веке мы должны четко представлять свои интересы в Арктике, владеть проблемами северных территорий, определиться с развитием Северного морского пути. Архангельская область всегда находилась в центре геополитических и социально-экономических процессов, связанных с освоением Арктики, использованием ее богатых природных ресурсов.

Для координации деятельности по освоению Арктики необходимо создать единый регулирующий орган, подобный тому, который существовал несколько десятилетий назад. Новая администрация Северного морского пути может располагаться в Архангельске. В этом случае здесь возможно формирование логистического кластера, который потянет за собой экономику не только Архангельской области, но и всего Северо-Западного региона. В Архангельске в настоящее время базируется основной состав экспедиционного арктического флота, Северного регионального управления гидрометеослужбы, полярной гидрографии Минтранса РФ и ВМФ, а также авиации, постоянно работающей в Арктике. Немаловажное значение имеет также возможность использования специалистов – полярников и арктических капитанов, имеющих большой опыт работы в Арктике.

…Штокман…

Первые шаги к освоению Арктики уже сделаны. В 2011 году будет принято окончательное инвестиционное решение по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения. На протяжении двух последних лет руководство Архангельской области тесно взаимодействует с компанией «Штокман Девелопмент АГ» в подготовке к этому чрезвычайно сложному проекту. Регион предложил несколько вариантов своего участия, главный из которых – размещение в Архангельской области комплексной базы обеспечения Штокмана. С учетом возможности использования архипелага Новая Земля (ближайшая сухопутная точка к месторождению), входящего в состав Архангельской области, выстраивается наиболее оптимальная логистическая схема проекта. Архангельский транспортный узел уже сейчас служит крупнейшей перевалочной базой для поставок, обеспечивающих крупные нефтегазовые проекты в Арктике и Сибири.

Кроме того, мы можем организовать авиационное обслуживание Штокмана силами архангельских авиапредприятий, нанесение утяжеляющих покрытий на трубы большого диаметра для подводных газопроводов (в городе уже запущено подобное производство, но немного меньшей мощности), изготовление модулей добычного судна и строительство флота обеспечения, создание в Архангельске различного рода вспомогательных производств и полигона по утилизации нефтешлама. Металлообрабатывающие предприятия области готовы к работам по изготовлению металлоконструкций береговых объектов, их доставке и монтажу на месте, а архангельские строительные компании – к выполнению общестроительных задач.

…и «Белкомур»

Помимо базового звена Северного морского пути Архангельск рассматривается как один из основных транспортных узлов в стратегическом проекте создания железнодорожной магистрали Белое море – Коми – Урал («Белкомур»), которая свяжет Восток и Запад. Эффективное промышленное развитие в регионах, находящихся в зоне тяготения к магистрали «Белкомур», невозможно без участия государства, поскольку бизнесу самостоятельно решить транспортные проблемы не под силу. Предприятия, расположенные в железнодорожных тупиках, без прямого выхода на морские порты, вынуждены тратить значительные средства на перевозки кружным путем.

Такая транспортная составляющая, как железнодорожная магистраль «Белкомур» (Архангельск – Сыктывкар – Пермь (Соликамск)) общей протяженностью более 1100 км, позволит сократить на 800 км путь грузов из регионов Урала и Сибири к портам Архангельска, Мурманска и государств Северной Европы. Проект получил широкую известность в мире, им весьма интересуются многие страны Азии, Европы и Северной Америки. Проект был представлен практически на всех крупных площадках России, ближнего зарубежья и стран Баренц-региона.

Создание новой магистрали предполагает реконструкцию имеющихся железнодорожных путей и строительство двух недостающих участков: Северного (Вендинга – Карпогоры) протяженностью 215 км и Южного (Сыктывкар – Пермь (Соликамск)) протяженностью 500 км. Планируемый объем инвестиций (в ценах 2008 года) – около 120 млрд рублей. Срок реализации проекта – около пяти лет, окупаемости – шесть-девять лет. Общий объем будущего грузопотока «Белкомура» оценивается в 35,5 млн тонн ежегодно.

Целесообразность завершения железнодорожной сети очевидна при взгляде на карту. Новая связь расширит выбор и позволит оптимизировать транспортно-логистические схемы для грузоотправителей. Сформируется оптимальный маршрут международного Северного транспортного коридора (Северная ось), который должен обеспечить грузовое транспортное сообщение по направлению Северо-Восток США и Канады (Бостон, Галифакс) – Северная Европа – Россия – Казахстан – Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Белкомур» рассматривается как составная, базовая часть Северного транспортного коридора «Баренц-Линк/Северная ось» – формирующегося транспортного коллектора, связывающего Баренцеву логистическую платформу (систему морских портов Баренцева региона) с артерией – Северной транснациональной осью. Эта перспектива одновременно отвечает целям и Европейского сообщества, и Российской Федерации.

Реализация проекта «Белкомур» позволит создать альтернативное транспортное направление с Урала в порты Белого и Баренцева морей и инфраструктурную основу для долгосрочного роста экономики районов прилегания к новому железнодорожному направлению, в том числе условия для освоения лесных ресурсов севера европейской части России. Немаловажны и сопутствующие составляющие: создание новых рабочих мест, повышение уровня и качества жизни населения. В совокупности все это даст мощный импульс долгосрочному развитию территорий Северо-Запада России с огромными углеводородными и лесными ресурсами, обеспечит своевременный запуск новых производств, простимулирует возрождение Северного морского пути и модернизацию ключевых перевалочных баз – портов Архангельска и Мурманска, а также прокладку оптимального маршрута в направлении Восток – Запад евразийского транспортного коридора «Баренц-Линк» и трансконтинентального транзитного коридора смешанных перевозок Northern East-West (N.E.W.).

Строительство магистрали «Белкомур» неразрывно связано с созданием глубоководного порта в Архангельске. Для переработки грузопотока с Зауралья к 2020 году планируется ввести в эксплуатацию новый глубоководный район «Северный» Архангельского морского порта в губе Сухое море, способный принимать суда грузоподъемностью до 70-80 тыс. тонн. Новый район порта обеспечит независимый выход крупнотоннажных судов в любой иностранный порт мира, активизировать экономическую деятельность северо-восточного региона европейской части России, решить вопросы, связанные с освоением арктического шельфа, обслуживанием добычных комплексов, развитием каботажного плавания, возведением на севере России производственных мощностей по переработке углеводородного сырья.

После ввода в  эксплуатацию глубоководного района «Северный» у региона появятся и новые возможности для участия в разработке нефтегазовых месторождений. По оценкам специалистов, создание современной транспортно-логистической инфраструктуры на севере России способно значительно удешевить реализацию полярных проектов и, соответственно, сделать их более привлекательными для инвесторов.

Архангельск