Безбашенность как национальная черта

7 февраля 2011, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Иллюстрация: Владимир Басов

Лет пять назад генеральный секретарь Всемирной туристической организации Франческо Франжиалли назвал россиян «спасателями мирового туризма». Тогда, после цунами в Таиланде в декабре 2005 года и взрыва дискотеки на Бали, местная туриндустрия оцепенела от ужаса. Потоки гостей из стран Западной Европы катастрофически сократились, но внезапный приток российских граждан спас бизнес гостеприимства от неизбежного краха. Наши путешественники исходили из посыла, что бомба два раза в одну воронку не падает, и активно пользовались снижением цен.

С тех пор мы не изменились. Это подвыпившие российские парни, приводя в оторопь сгрудившихся у бассейнов немцев и англичан, продолжали плескаться в прибрежных водах Красного моря через несколько дней после нападения акулы на людей. Это наши соотечественники проигнорировали холеру на Гаити и прибыли в сопредельную Доминиканскую Республику, так сказать, согласно купленным билетам. Это «руссо туристо» вопреки многочисленным предупреждениям и здравому смыслу летели на отдых в Египет уже после того, как в Хургаде митингующие побили витрины, а в Шарм-эль-Шейх ввели войска. Через неделю после начала каирской смуты самолеты продолжали доставлять на южное побережье смельчаков.

Правительство России проявило не меньшую беспечность, заняв наблюдательно-выжидательную позицию. Напомним: первый сигнал подал МИД через три дня после начала беспорядков в Каире. Поздно вечером 28 января, следуя примеру США и Великобритании, он опубликовал официальное заявление, в котором мягко советовал: «В сложившейся обстановке следует воздержаться от поездок в Египет с туристическими целями», одновременно выразив надежду, что египетские власти в любом случае обеспечат безопасность иностранных гостей. Россияне услышали только вторую часть месседжа – чартеры в сторону пирамид отправлялись, набитые под завязку.

На следующий день Министерство спорта и туризма РФ зашло с другой стороны – издало приказ, в котором рекомендовало турфирмам приостановить отправку россиян в Египет вплоть до нормализации обстановки, а также напомнило, что безопасность и организация досрочного возвращения клиентов домой лежат на плечах туркомпаний. (Тогда как США выслали несколько государственных чартерных рейсов, которые срочно вывезли американцев из зоны конфликта в Европу.) Туроператоры и турагенты рекомендацию восприняли именно как рекомендацию – туры продолжали продавать с бешеным дисконтом, мысли об организации обратных перевозок отложили на потом, о возврате же ранее купленных путевок и речи не заводили.

Наконец, в воскресенье 30 января последовало совместное заявление Минспорттуризма и Ростуризма, в котором индустрии грозили кулаком: «Оказание услуг по организации путешествий российских туристов в Египет в условиях угрозы безопасности является грубым нарушением законодательства Российской Федерации и влечет за собой применение к виновным лицам мер юридической ответственности». Турфирмы отреагировали на грозный начальственный оклик – с прошлого понедельника продажа путевок в целом прекратилась. Однако россияне упорно продолжали стремиться к пирамидам.

Правительство страны не смогло найти способ остановить утративших чувство самосохранения сограждан и назначило стрелочников. Как заявила заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Надежда Назина, в ситуации с Египтом, где продолжаются массовые волнения, никакие расписки туристов, что они берут на себя ответственность за собственную безопасность, не помогут туроператорам в суде.

Ассоциация туроператоров России, не желая отвечать за всех и вся, направила в Минспорттуризма и Минтранс письмо, в котором упрашивала правительство запретить регистрацию россиян, вылетающих в Египет. Подсказка, вероятно, была услышана – хотя официального запрета не последовало, авиакомпании одна за другой начали замораживать продажи билетов и отменять рейсы в Египет. Исход россиян в Египет был остановлен руками авиаперевозчиков и туроператоров. Похоже, безбашенность – наша национальная черта, пронизывающая все общество снизу доверху.