«Мишка», «Прошка», ё-моё

Пятый угол
Москва, 14.02.2011
«Эксперт Северо-Запад» №6 (502)
Проект нового автомобиля под забавным названием «Ё-мобиль» породил немало вопросов. Профессиональное техническое сообщество не верит в перспективы проекта и имеет для этого немало оснований

Уже более полугода Михаил Прохоров и его группа «Онэксим» интригуют российских граждан своим «Ё-мобилем». За четверть миллиарда долларов они вместе со специалистами компании «ЯРОВИТ Моторс» разработали и торопятся продемонстрировать общественности новый городской концепт-кар. Судите сами: автомобиль-трансформер с гибридной силовой установкой, использующий конденсаторные накопители энергии, роторно-лопастной двигатель на природном газе, несущую систему из алюминия и пластиковый обвес с использованием базальтового волокна, должен весить всего 800 кг, развивать скорость около 120 км/ч и стоить в рознице 12-14 тыс. долларов. И все эти чудеса обещаны не в долгожданном и оттого светлом будущем, а уже в 2012 году.

Проект обещает и выдающуюся экономичность – расход топлива должен составить менее 4 кубометров газа на 100 км. При средней стоимости компримированного природного газа в России 8,5 рублей за кубометр (эквивалент литра бензина или дизельного топлива) расходы на топливо будут в три-четыре раза меньше, чем для автомобиля с бензиновым двигателем той же мощности. В условиях монотонного повышения цен на бензин и дизельное топливо интерес к альтернативным видам топлива постоянно растет, а проект Прохорова вольно или невольно усиливает внимание общественности к газовому топливу, перспективы роста потребления которого важны для России как крупного производителя и экспортера газа.

Как хочется этому верить, тем более что национальная гордость немало уязвлена ситуацией в отечественном автопроме, который оптом и в розницу передает инженерные компетенции зарубежным партнерам! Лидеры проекта Михаил Прохоров, президент холдинга «ЯРОВИТ» и генеральный директор «Ё-Авто» Андрей Бирюков имеют не только немалые амбиции, но и средства. «Масштаб, возможности и интеллектуальный ресурс группы таковы, что мы можем, пока все зализывают раны от кризиса, делать такие проекты, которые способны обеспечить колоссальный прорыв в части стоимости и оказаться полезными стране. Эксперимент, естественно, рискованный, но он находится в продвинутой стадии, я не прошу ни у кого денег, это лично мой проект и мой риск», – заявляет Прохоров.

Ему вторит Бирюков: «У нас появилось понимание, что если мы хотим иметь хороший продукт, бессмысленно покупать существующее производство. Потому что конструкторская среда привязана к наработанной базе технологий и обременена этим. Ты вынужден находиться в рамках того технологического тренда, который формировался десятилетиями. Поэтому если хочешь создать действительно новый продукт, то должен отречься от этого прошлого».

Однако по мере спуска с олигархических высот в российскую действительность от веры остаются одни сомнения. Начинаешь сомневаться даже в оригинальности самого проекта, концепция которого уж больно напоминает реинкарнацию забытого ныне автомобиля АСМ-холдинга «Мишка». Начиная с 1997 года проект предлагали разным инвесторам из Москвы, Тулы, Краснодара. В 2001 году им активно интересовался и БелАЗ, сотрудники которого составили ядро разработчиков «Ё-мобиля». Характерно, что многие идеи проекта Прохорова, включая даже начальные объемы производства, совпадают с планами десятилетней давности белорусского завода.

Прохоров – человек динамичный, не случайно он стал олигархом. Но даже при всех его капиталах число новаций в «Ё-мобиле» чрезмерно. Любой инженер, в отличие от бизнесменов, знает, с каким трудом осваиваются новые решения, а когда их число переваливает за десяток, проект просто обречен на длительную доводку. Если немного перефразировать легендарную отповедь Евклида царю Птолемею, желавшему по-быстрому изучить геометрию, то в машиностроении, как и в геометрии, нет особых путей не только для царей, но и для олигархов.

Не зря большинство специалистов хором поют: «Не верю!» Ставший знаменитым роторно-лопастной двигатель, плод инженерной мысли очередного российского Кулибина, уже проходящий ни много ни мало ресурсные испытания (интересно, его делали на заводе или в гараже автора?), – один из десятков аналогичных двигателей (первые появились еще в начале прошлого века). Непонятно, почему выбрали именно его, а не широко известный в узких кругах двигатель Курочкина.

Заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания Санкт-Петербургского политехнического университета профессор Юрий Галышев очень кстати привел пример с роторным двигателем Ванкеля: «В 1980-х годах крупнейшие автокорпорации потратили на роторные двигатели миллионы долларов и планировали, что они займут до 80% рынка двигателей внутреннего сгорания. Однако сегодня роторным двигателем комплектуется лишь одна серийная модель спортивного автомобиля Mazda RX. Инженерам так и не удалось решить проблему долговечности этого мотора».

Даже российские чиновники не верят, что удастся начать серийное производство «Ё-мобиля». «Пока ощущения, что в 2012 году обещанный автомобиль за обещанную цену появится, у меня, к сожалению, нет. Все красиво, симпатично, но пока малореально. Слишком много белых пятен в этих проектах, слишком мало ответов на вопросы», – говорит заместитель главы Минпромторга Андрей Дементьев. Посмотрим, что скажут о проекте зарубежные специалисты после автосалона во Франкфурте, где Прохоров обещает представить еще более футуристический «Ё-мобиль».

Представляется, что вложенные в один автомобиль актуальные даже для зарубежного автопрома новации вряд ли будут успешно освоены в столь короткие сроки. Терзают смутные сомнения, что весь проект затевался ради информационного шума. Некоторые участники публичного конкурса на название нового автомобиля почувствовали скрытый смысл проекта и предложили ироничное имя «Прошка», созвучное с прототипом десятилетней давности. Однако под инновационный и совсем не нано-шум можно попытаться на что-то претендовать. Экологические характеристики «Ё-мобиля» делают его серьезным кандидатом на звание олимпийского такси, а олимпиад и чемпионатов Россия планирует немало.          

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №6 (502) 14 февраля 2011
    Образование
    Содержание:
    Реклама