Прием устойчивый?

Русский бизнес
Москва, 14.02.2011
«Эксперт Северо-Запад» №6 (502)
Рынок въездного туризма Петербурга восстанавливается. Потребность в эффективном решении проблем, сдерживающих его развитие, остается

Иллюстрация: Владимир Басов

Согласно официальной статистике, которой оперирует руководство города, в 2010 году Санкт-Петербург посетили около 5,1 млн российских и иностранных туристов. В декабре 2009-го чиновники рапортовали, что Северная столица принимает порядка 4,8 млн туристов, зафиксировав туристические потоки на уровне предыдущего года. Сохранение в кризис на стабильном уровне показателей въездного туризма рассматривается властями как важнейший элемент имиджа Петербурга, свидетельствующий в том числе о благополучной ситуации в городской экономике и сфере инвестиций.

Однако, как утверждают представители туриндустрии, относительно устойчивая ситуация на рынке въездного туризма связана прежде всего с консолидированной позицией самого бизнеса. С точки же зрения практической эффективности остается весьма неоднозначным отношение к дорогостоящей Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы, подготовленной на основе предложений консультантов The Boston Consulting Group (см. «Рецепт выписан», «Эксперт С-З» №21 от 6 июня 2005 года).

С красивыми цифрами

Председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) Петербурга Алексей Чичканов, отмечая увеличение в 2010 году туристических потоков на мировом рынке примерно на 7%, подчеркивает: «У нас тоже рост составил около 10%. Мы не отстаем от мировых туристических центров и являемся самым привлекательным городом России по туризму». При этом он признает несовершенство действующей методики оценки турпотоков. Количество иностранных туристов подсчитывается на основе данных о пересечении границы, независимо от того, останавливались ли они в гостиницах. Впрочем, как заверяет председатель КИСП, в статистике не учитываются россияне, которые приезжают в Петербург, но не ночуют в официальных местах размещения (таких гостей города, останавливающихся у родственников, друзей или снимающих жилье, – порядка 30%). Со следующего года, по словам Чичканова, будет налажен учет турпотоков на основе проведенных в городе ночевок: «Эта методика известна и позволяет уйти от цифр вроде бы красивых, но не говорящих об эффективности турпотока. Количество же ночевок дает понимание, сколько усредненный турист оставил денег в экономике города».

Тем не менее в Смольном полагают, что Петербург почти вышел на уровень Берлина, занимающего третье место в Европе по количеству ночевок туристов (после бесспорных лидеров Лондона и Парижа). Алексей Чичканов поясняет, что благодаря пребыванию в городе 5 млн туристов (в среднем по три дня каждый) Петербург имеет порядка 15 млн ночевок. Хотя, по мнению ряда экспертов, подобное предположение – достаточно рискованное, поскольку базируется на двух принципиальных допущениях, связанных и с количеством туристов, и с длительностью их нахождения в городе.

По итогам исследования, проведенного маркетинговой компанией European Cities Marketing, в 2009 году Санкт-Петербург не вошел в десятку самых популярных у туристов городов Европы. Между тем в 2004-2005 годах, когда специалистами The Boston Consulting Group разрабатывались стратегия развития Петербурга как туристического центра (Минэкономразвития РФ заплатило за нее около 550 тыс. долларов) и соответствующая программа КИСП, город находился в европейском рейтинге на шестом месте (после Лондона, Парижа, Рима, Амстердама и Берлина). Очевидно, что за прошедшее время Мадрид, Барселона, Прага, Вена и Мюнхен, остававшиеся тогда позади Северной столицы, совершили значительный прорыв в развитии своей туристической привлекательности.

Таким образом, оказывается под вопросом один из главных показателей сценария «Прорыв» («5х5х5»), выбранного губернатором города Валентиной Матвиенко в 2005 году при утверждении Программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы. Цель была сформулирована амбициозно: «За пять лет войти в пятерку крупнейших туристических центров Европы с общим количеством прибытий 5 млн туристов в год».

Плата за эффект

Достаточно достоверные данные по удельному весу туристической отрасли Петербурга в структуре ВРП и, соответственно, эффективности реализованной Смольным программы отсутствуют. В 2005 году при принятии программы ее разработчики определяли долю туризма в ВРП на уровне 10%. В настоящее время, как замечает Алексей Чичканов, этот показатель составляет 11-12%. Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ), директор его Северо-Западного регионального отделения (СЗРО) Сергей Корнеев, воздерживаясь от оценки сегодняшнего вклада отрасли в ВРП, уверен: при энергичном и грамотном осуществлении стратегии лидера в развитии туристического кластера она может обеспечивать к 2016 году 15% ВРП с учетом мультипликативного эффекта.

КИСП располагает исследованием того, сколько средств приносят туристы в экономику города. Расходы туристов (без учета затрат на дорогу) составляют 215 млрд рублей в год. Следовательно, при бюджетном финансировании туристической программы Петербурга в течение пяти лет в объеме 571 млн рублей, по словам Алексея Чичканова, каждый вложенный рубль приносит около 2,4 тыс. рублей. Впрочем, согласно вступавшим в силу законам о бюджете Санкт-Петербурга с 2006-го по 2010 год (в том числе с учетом ежегодных весенних корректировок), на осуществление программы должно было быть выделено больше – 635 млн рублей. Кроме того, следует учитывать бюджетные расходы на содержание ГУ «Городской туристско-информационный центр», составившие за пять лет 221,3 млн рублей.

Компетентный реализм

Представители туристического бизнеса с умеренным оптимизмом оценивают итоги 2010 года на въездном рынке. Статистику Смольного, заявившего о достижении уровня 5,1 млн туристов, они предпочитают не комментировать. Но при этом некоторые участники рынка, хорошо знакомые с ситуацией, предполагают, что реальный турпоток составил в 2010 году лишь 2,5-3 млн человек (включая российских и зарубежных индивидуальных и групповых туристов, прибывавших в Петербург на круизных судах и паромах).

По данным участников турбизнеса (в том числе по итогам опроса членов Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ), в 2010 году наметилась тенденция к восстановлению рынка. В большей степени вырос туризм внутренний, прежде всего групповой, – в среднем на 10%. Сергей Корнеев подтверждает, что наибольшая динамика наблюдается в российском туризме, для которого Северная столица остается туристическим центром номер один. «В 2009 году увеличилось количество российских туристов, и, по экспертным оценкам, оно несколько больше, чем иностранных, – констатирует Корнеев. – По количеству гостей наш город может конкурировать с Черноморьем, в частности с Сочи, но при этом у людей разная мотивация, и если говорить именно о туристическом центре, то Петербург оказывается вне конкуренции. С точки зрения развития внутреннего туризма кризис, безусловно, сыграл на руку России в целом – рано или поздно должен был пойти рост. В Петербург стало приезжать больше туристов из соседних регионов и стран, в том числе из Эстонии». Алексей Чичканов также признает, что в 2010 году внутренний туризм вырос больше, чем иностранный: «Мы были готовы к этому: гостиницы, особенно бюджетные, показали высокую заполняемость – 79%; отели, которые вовремя отреагировали и гибко подходили к маркетинговой политике, выиграли на росте российского турпотока».

Правительство Петербурга рассчитывает, что активизация морского пассажирского сообщения обеспечит рост туристического потока эксперт северо-запад 502 Фото: Владимир Басов
Правительство Петербурга рассчитывает, что активизация морского пассажирского сообщения обеспечит рост туристического потока
Фото: Владимир Басов

Еще в начале 2010 года было затруднительно определить перспективы рынка въездного туризма, вспоминает генеральный директор туристической компании «МИР» Валерий Фридман. «Теперь мы можем сказать, что сохранили позиции докризисного 2008 года, а по внутреннему российскому туризму увеличили показатели на 10-15%, – рассказывает он. – Это очень неплохой результат для прошедшего года. Однако есть ощущение, что в 2011-м спад все-таки будет». В пользу подобного прогноза свидетельствует тенденция к сокращению длительности пребывания туристов в Петербурге, что стало в значительной мере следствием высокой стоимости туристического пакета. «Если раньше популярностью пользовались туры на семь-десять дней, то теперь упор идет на трех-пятидневки, следовательно, уменьшается и количество экскурсионных объектов, – конкретизирует Фридман. – По-прежнему высоким спросом пользуются маршруты выходного дня – туры в Петербург с пятницы по воскресенье или понедельник».

Сопротивление времени

В качестве одной из целей Программы развития Петербурга как туристического центра обозначалось увеличение наряду с количеством повторных визитов продолжительности пребывания гостей в городе (в 2005 году она составляла 2,5 суток для иностранных туристов и 4,5 – для российских). В кризис, по наблюдениям Сергея Корнеева, Петербург не потерял по количеству туристов, зато сократилось время их пребывания в городе и, соответственно, уменьшились дополнительные расходы – люди все равно стремились на чем-то экономить. В 2008 году средняя продолжительность визита составляла 3,5 дня, в 2009-м – 2,8, а в 2010-м, по экспертным оценкам, примерно 3,2 дня.

Среди позитивных следствий кризиса – некоторое удлинение высокого сезона. «Если раньше высоким сезоном были три месяца белых ночей, то теперь возникла тенденция к тому, что он растягивается с мая по сентябрь», – поясняет Корнеев. Более равномерному распределению спроса способствует желание туристов съездить в Петербург подешевле, обойдя пиковые цены на основные составляющие турпакета. Впрочем, отсутствует статистика, которая могла бы подтвердить, что удалось решить поставленную в программе задачу – «выровнять сезонность в среднем на 15%». Алексей Чичканов, выступая на заседании правительства города с отчетом об исполнении программы, сообщил, что сезонный перекос сохраняется и 75% туристов посещают Петербург с мая по сентябрь.

Деловой туризм, развитие которого, согласно общепризнанной логике развития въездного рынка (и установкам программы), должно сглаживать традиционные для Петербурга сезонные спады, «просел» в кризис в наибольшей степени. «Сильнее всего упал деловой туризм: корпорации в первую очередь экономили на поездках, и прежде всего сократилось не количество мероприятий, а численность их участников, – размышляет Корнеев. – Тем не менее в Петербурге этот сектор туризма может быстро восстановиться». Однако в 2010 году тенденция к восстановлению делового туризма так и не обозначилась. «Мы отмечаем спад, – сетует менеджер по маркетингу и рекламе компании „Мономакс конгресс-сервис“ Александра Юркова. – Число делегатов на конференциях существенно снизилось – на 30%, в равном соотношении российских и иностранных. Это произошло за счет сокращения количества как крупных мероприятий (500 делегатов и более), так и конференций».

Индивидуализм в цене

Характеристики и география турпотоков Петербурга остаются достаточно разнообразными. В структуре внутреннего турпотока значительно больше доля индивидуальных туристов, чем групповых. В условиях кризиса, по словам Сергея Корнеева, тенденция к индивидуализации стала еще более очевидной, в том числе благодаря развитию интернета, позволяющему туристам самостоятельно получать информацию, заказывать билеты, бронировать гостиницы. Кстати, Петербург стал лидером в России по обеспечению возможности бронирования номеров в гостиницах в режиме онлайн с моментальным подтверждением (в Северной столице эта опция доступна в 309 отелях, в Москве – в 202). Сказывается и стремление туристов сэкономить, обходясь без услуг турфирм.

В структуре турпотока более заметной становится такая активная категория туристов, как молодежь, которой Петербург интересен во многом как центр альтернативной культуры. «Но самый важный сегмент – люди среднего возраста, среднего класса, которые все больше приезжают в Петербург семьями – просто погулять по городу, съездить в Пушкин, Петродворец, – размышляет Корнеев. – В основном это индивидуальные туристы, и часто они проходят мимо турфирм. Для экономики города данная категория очень важна: это наиболее платежеспособные люди, которые, если им понравилось в Петербурге, вернутся еще не раз. Такие индивидуальные туристы (в том числе иностранные) не будут только по музеям ходить – им нужны новые турпродукты, праздники, экскурсионные программы. Многие приезжают сначала на выходные, а затем, поняв, что им не хватило времени, и на более длительные сроки».

Значительная часть российских туристов, как рассказывает Валерий Фридман, прибывает в Петербург из Поволжья (от Нижнего Новгорода до Астрахани), Сибири и с Урала: «Но примечательно, что у нас очень немного туристов с Северо-Запада. Для гораздо большего количества туристов из Петербурга мы организуем экскурсионные поездки по городам Северо-Запада. В минувший сезон наши теплоходы Москва – Санкт-Петербург были заполнены на 99,8%».

Что же касается иностранных туристов, то в этом сегменте удалось сохранить показатели 2008 года, но все более заметным здесь становится изменение структуры потоков, вызванное дороговизной турпакета. «В предыдущие годы к нам больше гостей ехало из Европы, а теперь наибольший турпоток – из США, Канады, Австралии, – описывает ситуацию Фридман. – Мы стали дорогим удовольствием для Европы – пакет услуг подорожал на 30-40% по сравнению с тем, сколько он стоил лет пять назад. Французы и немцы говорят, что им дешевле вместо Петербурга в две другие страны съездить. Отельеры не понимают этого, устанавливая столь высокие цены, хотя, естественно, им нужно „отбивать“ вложенные деньги».

Многообещающие сегменты

В качестве наиболее перспективного для Петербурга рынка выезда Сергей Корнеев называет страны Юго-Восточной Азии – Китай, Индию, Японию, Таиланд: «Например, о потенциале Индии свидетельствует то, что при выезде за год из этой страны 15 млн туристов для въезда в Россию получено лишь 1,5 тыс. виз». Для китайских туристов установлен упрощенный визовый режим, но серьезным сдерживающим фактором оказывается отсутствие прямого авиарейса между Петербургом и Пекином (работает лишь один китайский перевозчик, и туристы вынуждены ездить через Москву). ГТК «Россия», выйдя на этот рынок, вскоре сняла свои рейсы. Есть сложности и в авиасообщении с Японией. На достаточно устойчивом уровне находятся турпотоки в Петербург из Германии и государств Средиземноморья. Кроме того, Корнеев обращает внимание на начинающийся рост количества туристов из стран бывшего социалистического лагеря: «У них происходило то же, что и у нас, – люди, насытившись Западом, стали по-новому интересоваться Россией».

Очевидную динамику демонстрирует в Петербурге морской туризм. В 2009 году в город прибыло 426 тыс. пассажиров (из них 248 тыс. принято в новом морском пассажирском порту «Морской фасад»), а в 2010-м – 460 тыс. (365 тыс. – также на терминалах «Морского фасада»). «Круизные путешествия продолжают оставаться одним из наиболее востребованных сегментов туриндустрии и сохраняют популярность даже в условиях экономических изменений», – уверен президент УК «Морской фасад» Шавкат Кары-Ниязов.

Планируется, что в 2011 году в порт «Морской фасад» прибудет 380 тыс. круизных и 170 тыс. паромных пассажиров. В 2010 году, с момента запуска паромного сообщения Санкт-Петербург – Хельсинки, компанией St. Peter Line перевезено более 100 тыс. пассажиров (из них около 30% – иностранцы). В апреле 2011 года откроется паромная линия Санкт-Петербург – Стокгольм, которая способна увеличить туристический поток примерно на 400 тыс. человек. Совместная же работа двух линий, убежден генеральный директор St. Peter Line Андрей Мушкарев, обеспечит в нынешнем году около 1 млн паромных пассажиров.

Третий (последний) пусковой комплекс порта «Морской фасад», по информации Алексея Чичканова, город рассчитывает получить в апреле 2011 года и, выкупив облигации компании, стать собственником объекта. Реализация проекта строительства порта – пока единственный, по сути, успешный пример создания в Северной столице важнейшего объекта транспортно-туристической инфраструктуры. При этом в комплексе решена визовая проблема, сдерживавшая развитие морского туризма (как известно, при активном лоббировании городского руководства правительство РФ разрешило 72-часовое безвизовое пребывание зарубежных туристов в российских портах). Стартовал и чрезвычайно значимый для города проект реконструкции аэропорта «Пулково» – к концу 2013 года должен быть введен новый пассажирский терминал.

Дубль два?

Однако работа городских структур по ряду обозначенных в программе мероприятий и направлений, призванных способствовать развитию туристического потенциала Петербурга и решению острых для отрасли проблем, вызывает сомнения с точки зрения ее эффективности. Анализ опыта исполнения программы 2005-2010 годов и необходимых с позиций профессиональных участников рынка подходов к развитию туристического кластера заслуживает отдельного рассмотрения.

Представители турбизнеса надеются, что программа на 2011-2016 годы станет более реальным и действенным инструментом, а не просто клоном предыдущего документа (под будущую программу, еще не представленную даже профессиональному сообществу, в бюджете 2011 года уже предусмотрено 104 млн рублей). К тому же и губернатор, подозревая, возможно, что в последние пять лет не все благополучно обстояло с претворением в жизнь сценария «Прорыв», неоднократно указывала подчиненным: следующая программа должна быть «более глубокой, содержательной, современной и инновационной», а «туризм в Петербурге должен стать доходной отраслью». 

Санкт-Петербург

Лондон и Париж – безоговорочные лидеры по турпотоку

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№6 (502) 14 февраля 2011
Образование
Содержание:
Реклама